Антисемитизм и антисемиты в Беларуси. Век XXI

 

          Аналитический обзор. 2006-2008 гг.

На протяжении последних трех лет (с марта 2006 г.) государство постепенно удаляет с общественной арены (буквально по одному) видных представителей пророссийского шовинистического лобби, длительное время возглавлявших список главных пропагандистов антисемитизма и неонацизма в современной Беларуси.

 

          Предыстория вопроса


Большинство из этих людей занимали видные места в республиканской «табели о рангах» и начиная с 1987 г. играли заметную роль в утверждении основных принципов государственной идеологии в Беларуси. К президенту наиболее был приближен писатель Эдуард Скобелев, который редактировал его личный Бюллетень. Глашатаем черносотенных идей был парламентарий (член Палаты представителей) Сергей Костян. В эту группу входили многие представители СМИ: автор и продюсер телевизионных фильмов Александр Азаренок, ведущая антисемитской радиопрограммы «Возвышенное и земное» (позднее главный редактор русскоязычного литературного журнала «Неман») Нина Чайка, редакторы и журналисты ведущих газет Игорь Осинский, Вячеслав Ростиков и др. Одиозными антисемитскими высказываниями были отмечены и многочисленные интервью народного художника СССР Михаила Савицкого.

С этой группой тесно смыкались преподаватели минских вузов профессор Валентин Акулов (Лингвистический университет) и доцент Валерий Ерчак (юрфак БГУ), сотрудники Института философии Академии наук профессор Владимир Бовш и кандидаты философских наук Валерий Зеленевский и Александр Титовец. Статьи В.Акулова и В.Бовша, книга В.Зеленевского «Бесы на Руси» (Мн., 2006) наполнены множеством антиеврейских мифов. (В этой связи уместно напомнить, что именно Институт философии АН в 1970-е – 1980-е гг. был основным генератором антисемитских настроений не только в БССР, но и в СССР в целом. Здесь трудился и известный в те годы в стране под кличкой «жидоед» философ Владимир Бегун, ныне покойный.) Что касается В.Акулова, тот даже стал главным редактором издательства ЗАО «Православная инициатива», специализирующегося на выпуске шовинистической литературы.

Идеологическую поддержку этой группе оказывал Белорусский экзархат православной церкви, издававший в начале 1990-х гг. антисемитскую газету «Церковное слово», а в Православном календаре и поныне ежегодно публикуются проклятия в адрес евреев, якобы совершивших в 1690 г. убийство христианского ребенка с ритуальной целью («кровавый навет»). Речь идет о единственном канонизированном ребенке – святом Гаврииле Белостокском (день поминовения – 3 мая). Следы некоторых антисемитских акций вели к кругам, близким к православной церкви. Так, кампания против выпуска кошерного хлеба в Могилеве была инициирована работниками церкви, и при этом авторы статей в газете «Вечерний Могилев» в январе 2006 г. активно цитировали гитлеровские издания.

Неонацистские настроения можно было проследить и в офицерских кругах. Так, в июле 2006 г. журнал «Спецназ» как образец привел кодекс чести офицера, составленный еще в 1941 г. А.Гитлером. Среди постулатов этого кодекса – «любовь к фюреру» и требование к офицеру «четко отделять себя от тех, кто стоит в стороне от германского пути и борьбы». А когда общественной обструкции была подвержена выпущенная в 2005 г. издательством «Православная инициатива» книга «Приговор убивающим Россию», на ее защиту поднялись 12 лидеров Белорусских союзов офицеров, моряков, ветеранов КГБ и ВОВ – все люди с высшими воинскими званиями.

Названные выше пропагандисты великодержавных и шовинистических идей использовали и свое общественное положение. К примеру, С.Костян был вторым секретарем ЦК Компартии Беларуси, орган которой газета «Коммунист Белоруссии» опубликовал в феврале-марте 2005 г. большую антисемитскую статью «Межрасовые браки – способ уничтожения нации», не скрыв, что сведения почерпнуты из издававшейся при нацистах «популярной немецкой газеты «Дер Штюрмер».

Постепенно эти люди составили группу политических и общественных деятелей, серьезно влияющих на внутриполитическую ситуацию в стране (в том числе подталкивание Беларуси к созданию международного союза на принципах панславизма), от которых зависела крайне консервативная позиция властей в целом, близкая к тому, что ныне носит название неосталинизма. Это они во многом формировали политику силовых ведомств в национальном вопросе. За период с 1989 по 2006 г. в республике не удалось возбудить ни одного дела по уголовному преследованию виновных в криминальном антисемитизме (вандализм на кладбищах и мемориалах жертвам нацизма, неонацистские граффити, физическое насилие над евреями, разжигание национальной розни в СМИ, выпуск и распространение антисемитской литературы). Дела закрывались на уровне Генеральной прокуратуры руководителем отдела по надзору Станиславом Новиковым. Из-за подобной позиции прокуратуры в республике длительное время открыто действовали группы скинхедов и Русского национального единства (РНЕ).

Иногда прокуратура сама переходила к активным действиям. Так, весной 2006 г. в Могилеве было незаконно вынесено предупреждение сотрудникам еврейского детского сада за проведение праздника Пурим. Основанием послужила изданная ЗАО «Православная инициатива» книга российского диакона А.Кураева «Как делают антисемитом».

Правозащитные организации не могли пройти первичную регистрацию и последующую перерегистрацию в Министерстве юстиции. Освящал работу этого министерства специально созданный республиканский совет по регистрации общественных организаций во главе с упомянутыми выше Э.Скобелевым и С.Костяном.

Негативную роль в нагнетании религиозных противоречий сыграла Белорусская епархия православной церкви, по чьей инициативе в октябре 2002 г. был принят реакционный Закон о свободе совести и религиозных организациях, наиболее противоречивые статьи которого не изменены до сих пор.

Организационным центром всей группы стало Закрытое акционерное общество (ЗАО) «Православная инициатива» (генеральный директор Владимир Чертович), выпускавшее антисемитскую литературу и распространявшее аналогичные российские издания через сеть своих магазинов «Православная книга». Скандальную известность получил изданный в 1999 г. тиражом 30 000 экземпляров сборник антисемитских статей из российской прессы «Война по законам подлости», который венчали полные тексты исторических фальшивок «Протоколы сионских мудрецов» и «Катехизис еврея СССР». 70% акций этого ЗАО принадлежало православной епархии, которая поддерживала и защищала его перед властями. Как позднее писали сами иерархи православной епархии, магазин «Православная книга» «стал местом распространения одиозной информации раскольнического, националистического и антисемитского характера», в котором «просвещение больше заменялось банальной вербовкой антисемитски настроенных сторонников».

Противоречивую позицию в разные годы в вопросе распространения антисемитских изданий занимало Министерство информации. Под давлением еврейской общественности оно в 1990-е гг. закрыло ряд периодических изданий, но в последнее время оставалось глухим к заявлениям еврейских организаций и отказывалось решить вопрос о лишении издательской лицензии ЗАО «Православная инициатива». Полную несостоятельность проявил и КГБ, фактически не раскрыв ни одного преступления, связанного с вандализмом и осквернением памятников, мемориалов нацистскими граффити, угрожающими письмами в адрес активистов демократических движений, еврейских лидеров и т.д. (наиболее яркий пример – активная деятельность и в 2008 г. витебского отделения РНЕ).

Однако открыто выступать как организованная «единица» данная группа пророссийских белорусских политиков и общественных лидеров не могла (времена уже были не те), но в той или иной форме использовала свое влияние для решения многих внутриполитических и кадровых вопросов.

Православная епархия в 2000 г. поддержала В.Чертовича в суде с лидерами еврейских организаций после выхода книги «Война по законам подлости», а В.Ерчак, который тогда был личным юристом митрополита Филарета, выступил в суде, представляя (вместе с профессором В.Акуловым) интересы издателя. Журналист В.Ростиков по материалам этого процесса в двух номерах московской шовинистической газеты «Завтра» опубликовал огромную статью. Именно только эти два номера и продавались в Беларуси в киосках «Союзпечать», хотя сама газета не имела лицензии на свободное хождение в республике (о реакции Министерства информации на этот факт ничего не известно).

Епархия даже поддержала выдвижение кандидатуры В.Чертовича на выборах в парламент, которые он потом проиграл.

Парламентарий С.Костян в качестве подарка всем депутатам Палаты

представителей распространял книгу «Война по законам подлости», а 23 октября 2003 г. магазин «Православная книга» преподнес каждому делегату казачьего круга (съезда) набор литературы антисемитского содержания, в который входили книги и газеты «Русский вестник», издающиеся в Москве.

Вопреки заключениям экспертов, Генеральная прокуратура отказалась возбуждать дело по разжиганию национальной розни против ЗАО «Православная инициатива». В последующем, чтобы закрывать такие иски, прокуратура прибегала к услугам рецензентов из числа активистов антисемитского движения, в частности, того же В.Акулова. Не поддерживал еврейские организации в их борьбе с антисемитами и Комитет по делам религий и национальностей, который фактически брал тех под защиту. Так, в мае 2005 г. одно из заявлений по поводу очередной статьи В.Чертовича прокуратура передала Комитету, который ответил, что статья «выражает личное мнение автора по широкому комплексу вопросов, посвященных внутрицерковным и межрелигиозным отношениям в Республике Беларусь и не содержит призывов к разжиганию национальной или религиозной вражды или розни».

Взаимосвязь участников антисемитской группы проявлялась и в лоббировании кадровых назначений. В частности, благодаря активности группы, главным редактором республиканского русскоязычного журнала «Неман» была назначена Нина Чайка (после ее ухода из Радиокомитета). Сразу же журнал стал активно публиковать антисемитских авторов: многочисленные статьи Э.Скобелева, роман московского писателя, главного редактора антисемитский газеты «Завтра» А.Проханова «Господин гексоген» и др.

Но к 2006 г. ситуация в стране и в стане шовинистов изменилась. Неонацисты в своем зоологическом антисемитизме начали открыто отрицать даже основы христианства, представляя его (правда, завуалированно) одной из форм иудаизма (см. книгу «Кто мы: христиане или иудеи?», Мн., 2004). В этом отношении они приняли позицию неоязычества и постепенно превратились в главных врагов православной церкви. Их российские активисты стали подвергаться преследованию властей, скрываться от арестов (например, бывший министр по делам печати России Борис Миронов, автор книг «Иго иудейское» и «Еврейский фашизм»), а некоторые были даже изгнаны из воссозданного к своему 100-летию в 2006 г. «Союза русского народа» (М.Назаров, А.Аратов и др.).

Неонацисты начали осквернять и православные святыни. К примеру, в декабре 2005 г. рукотворная икона Божией Матери Куропатской (мемориал «Куропаты») была не только обезображена свастикой, но и несла на себе две цифры: 14 и 88. Первая означает количество слов в нацистском лозунге, а вторая – зашифрованное приветствие «Heil Hitler» (в латинском алфавите «H» – восьмая буква по счету).

Во многих городах России стали проходить судебные процессы по закрытию шовинистических СМИ и по привлечению к ответственности авторов наиболее одиозных антисемитских изданий. Суды начали рассматривать дела по преступлениям участников радикальных молодежных группировок, вынося обвинительные приговоры. Аналогичный процесс пошел и в Беларуси.

 

          Хроника событий


Первые симптомы интереса к проблеме антисемитизма государство проявило еще в 2002 г., когда в беседе с журналистами (25 июля) Президент А.Лукашенко заявил, что «в Беларуси не будет воспринята ни антироссийская, ни антиеврейская политика» и что «у нас нет почвы для антисемитизма». Однако власти не спешили с преследованием наиболее одиозных носителей идеологического антисемитизма, активно пытающихся разжечь в республике межнациональные конфликты. И действительно, Министерство информации запретило реализацию через киоски «Союзпечать» российской шовинистической газеты «Русский вестник». Прошли два судебных процесса, свидетельствующих о том, что Фемида наконец открыла глаза: в Витебске была осуждена группа скинхедов, систематически избивающая иностранных студентов медицинского университета (в основном выходцев из африканских стран), а в Бресте на 3,5 года осужден преподаватель средней школы, сколотивший из своих учеников кружок откровенно неонацистского направления.

Но это были единственные успехи демократии, далее все пошло по обычному сценарию. 2 сентября 2003 г. ликвидировали Международный гуманитарный институт – единственное высшее учебное заведение в республике, занимающееся иудаикой. Мотивация такого решения правительства не была оглашена.

В марте 2004 г. в Интернете был размещен (и существует поныне) сайт http://geocities.com/jewskinheads, который создан якобы от имени движения радикальной еврейской молодежи и носит откровенно антисемитский характер, призывая совершать «поджоги синагог и зданий еврейских организаций», организовывать «акты вандализма на еврейских кладбищах и других мемориальных местах», посылать «в СМИ подложные письма антисемитского содержания» и т.д., а аббревиатуру ОБСЕ расшифровывать как «Очистим Беларусь от семитов и евреев». Кроме того, на этом же сайте была размещена «Белорусская декларация прав недочеловеков» – этакий манифест белорусских неонацистов, «идеологическая программа, созданная пропагандистским центром неонацистов-скинхедов в целях разжигания национальной и расовой вражды, в первую очередь в отношении евреев».

Обстановка в стране в этом отношении четко была обозначена в статье в газете «Авив» (2002, №9-10): «Государство уже против антисемитизма, но еще не против конкретных антисемитов». И действительно, наиболее одиозные формы государственного антисемитизма к этому времени уже исчезли из жизни: запреты на профессию, процентная норма при приеме в учебное заведение, ограничения в миграции и эмиграции, антисемитская пропаганда в государственных СМИ и т.д. Но случаи криминального антисемитизма не прекращались, не успокаивались и шовинисты, крепли их союзы, а В.Ерчак даже занял одно из лидирующих мест в руководстве воссозданного в России «Союза русского народа».

Продолжалась и пропаганда антисемитизма. В декабре 2002 г. газета «Русский вестник» вновь появилась на прилавках. В 2003 г. выходит книга В.Хурсика «Кроў і попел», в которой еврейский партизанский отряд Израиля Лапидуса обвиняется в геноциде мирного белорусского народа, а в 2005 г. – роман Э.Скобелева «Завещание Сталина», написанный с позиций агрессивного неосталинизма и антисемитизма. Появилась и другая продукция: сборник статей и карикатур «Евреи и неевреи о сионизме», составленный В.Чертовичем, аналогичного содержания видеопродукция, в том числе видеофильм «Россия с ножом в спине. Еврейский фашизм и геноцид русского народа» (студия «Куликово поле», 2005 г.).

Думается, если бы не позиция православной епархии, вся эта вакханалия могла бы продолжаться еще долго, потому что, судя по практике предыдущих лет, никто особенно защищать национальное достоинство евреев не рвался. Но выход книги «Приговор убивающим Россию» стал последней каплей. Грубые нападки на православие, совершенно оскорбительные статьи и карикатуры на В.Путина, откровенное декларирование связи авторов и составителей с неоязычеством, неприкрытый антисемитизм заставили митрополита Филарета разорвать свои отношения с ЗАО «Православная инициатива», изъять у него 70% своих акций и потребовать убрать слово «православная» из названия ЗАО. После перерегистрации ЗАО носит название «Христианская инициатива». 21 февраля 2006 г. Генеральная прокуратура предупредила В.Чертовича об уголовной ответственности за разжигание национальной розни и возможной ликвидации его ЗАО в случае продолжения такой деятельности.

23 июня 2006 г. шесть протоиереев Минской епархии направили В.Чертовичу «Пастырское увещевание Минского епархиального совета», в котором назвали позицию ЗАО «псевдохристианским кликушеством», «вульгарной попыткой совместить необольшевистские взгляды на политические процессы в современном обществе, грубый антисемитизм и христианскую фразеологию».

Позиция белорусских протоиереев нашла поддержку в России: в мае следующего, 2007 г. 12 православных священников призвали Церковь «пересмотреть давние богословские позиции по отношению к евреям и Государству Израиль и удалить антисемитские места из богослужений», а также «сформулировать официальную позицию Православной церкви по отношению к иудаизму, как это сделала несколько десятилетий назад Католическая церковь» (имеются в виду решения Второго Ватиканского собора 1962-1965 гг.).

Это письмо как бы явилось сигналом для ухода с общественной арены некогда активных проповедников радикального антисемитизма и тех, кто прикрывал их деятельность. Один за другим из СМИ стали исчезать их материалы, наполненные антиеврейской пропагандой, а авторы – уходить со своих должностей. Прекратились выпуски фильмов А.Азаренка, был уволен «по достижении пенсионного возраста» из газеты «Рэспублiка» В.Ростиков, не продлили и контракт с главным редактором журнала «Неман» Н.Чайкой. С середины 2006 г. в белорусских СМИ не появилось ни одной статьи, в которой можно было бы усмотреть неуважительное отношение к еврейскому народу. Единственным печатным органом, в котором еще публиковались В.Чертович, В.Акулов и Э.Скобелев, оставалась московская газета «Русский вестник» – рупор российских шовинистов.

В октябре 2007 г. Союз писателей Беларуси официально осуждает публикации Эдуарда Скобелева в «Русском вестнике» – «Спорное и бесспорное в национальном вопросе» и «Понимать историю, жить в истории», в которых автор проводит мысль о том, что главной целью Второй мировой войны было создание Государства Израиль и что русские люди гибли и становились инвалидами для торжества именно этой цели. Заявление Союза писателей на эту тему публикуется в республиканской газете «Лiтаратура i мастацтва», №42, 17.10.07.

19 октября 2007 г. на встрече заместителя премьер-министра РБ А.Н.Касинца с руководителями республиканских религиозных организаций председатель Религиозного объединения общин прогрессивного иудаизма (Я.Басин) поднимает вопрос о распространении в республике газеты «Русский вестник». Поводом служит публикация в ней (№17-18) статьи Э.Скобелева с провокационным подзаголовком «О практической пользе «Протоколов сионских мудрецов» и подробным изложением исторической фальшивки. Как выяснилось позднее, это была последняя статья Э.Скобелева в шовинистической прессе при его работе в Администрации Президента РБ. В августе 2008 г. он освобожден от занимаемой должности и исключен из Союза писателей.

В феврале 2008 г. Белорусский экзархат просит еврейских лидеров составить справку о деятельности В.Чертовича по разжиганию национальной розни. Она была подготовлена. В следственные органы передано дело о распространении ЗАО «Христианская инициатива» литературы экстремистского содержания.

Лето 2008 г. оказывается богатым на события.

КГБ начинает следствие о деятельности Витебского отделения РНЕ. Поводом служит заявление (январь 2008 г.) Союза белорусских еврейских объединений и общин об угрозах физической расправы, полученных от активистов этой организации в связи с подготовкой к возведению в Витебске мемориала жертвам Холокоста.

Возникает общественный скандал по поводу антисемитской литературы, распространяемой брестским магазином «Православная книга», который устроил фестиваль христианской литературы, во время которого была выставлена антисемитская книга В.Ерчака «Слово и дело Ивана Грозного». С протестом выступили еврейские организации и местный православный приход. Магазин в Бресте был закрыт, весь тираж этого издания вывезен в Россию. В целом в республике было закрыто 6 магазинов этой торговой сети.

На готовящихся выборах в парламент из избирательных списков исключена кандидатура С.Костяна.

В.Хурсика, автора и издателя книги «Кровь и пепел Дражно», судят за самовольную установку креста в деревне Дражно в память о погибших 14 апреля 1943 г. мирных жителях этой деревни якобы от рук «еврейских партизан».

Правительство и городские власти Минска принимают решение об увековечении памяти подпольщицы Маши Брускиной, казненной 26 октября 1941 г. Это – политическое решение, ибо имя героини было под негласным запретом после Шестидневной войны 1967 года в Израиле. Изменен текст на барельефе у входа на дрожжевой завод, где вместо слова «неизвестная» появляется имя девушки.

Сотрудники аппарата Уполномоченного по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь проводят экспертизу книг, реализуемых через сеть магазинов «Православная книга», и 243 из них признают нерелигиозными, то есть несоответствующими выданной лицензии. На ЗАО накладывается штраф в размере 165 млн. рублей (около 80 тысяч долларов США).

Министерство информации лишает ЗАО «Христианская инициатива» лицензии на издательскую деятельность, а Мингорисполком – права на розничную торговлю.

Государство широко, с затратой больших средств проводит мероприятия, приуроченные к 65-й годовщине гибели Минского гетто. Государственная комиссия, готовившая эти мероприятия в течение года, выполнила практически все пункты намеченного плана. На митинге у мемориала «Яма» с речью выступил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукуашенко. В правительственной газете «Советская Белоруссия» появилась серия публикаций о гибели еврейского населения республики на оккупированной территории и о еврейском Сопротивлении. Были торжественно открыты мемориалы в Минске, Могилеве и Бобруйске. За счет белорусского бюджета в столицу республики на мемориальные мероприятия было приглашено значительное количество иностранных гостей. В музеях и картинных галереях прошли выставки, в кинотеатрах состоялись фестивали фильмов соответствующей тематики. Телевидение показало специально созданные к этим дням два телефильма.

18 декабря 2008 г. суд Советского района Минска рассмотрел дело о признании информационной продукции, распространяемой ЗАО «Христианская инициатива» экстремистской литературой. На рассмотрение суда было вынесено 13 книг с прилавков магазинов «Православная книга». Гражданское дело возбудила Генеральная прокуратура, интересы которой представлял заместитель начальника по надзору за соблюдением прав и свобод граждан. Основная форма экстремизма, которую исследовал суд,– пропаганда антисемитизма. Экспертизу продаваемой литературы провели члены экспертного совета при аппарате Уполномоченного по делам религий и национальностей, сотрудники Института истории философии и права Академии наук и кафедры Всеобщей истории Брестского государственного университета. Суд удовлетворил иск прокуратуры.

Об изменении ситуации в республике можно судить хотя бы по тому, что дело было возбуждено Генеральной прокуратурой, которая до этого практически «закрывала» все подобные дела; решение выносил тот самый суд, который восемь лет назад признал книгу «Война по законам подлости» с «Протоколами сионских мудрецов» научным изданием; в качестве адвокатов В.Чертовича уже не выступали его друзья, соавторы и защитники В.Акулов и В.Ерчак.

29 декабря В.Чертович написал письмо на имя Президента РБ и Генерального прокурора, в котором попытался доказать несправедливость предъявленных ему обвинений и встать на защиту уже упоминаемого выше философа А.Титовца, одного из тех, кто не согласился с оценкой экспертов и которого ныне якобы подвергают преследованиям.

 

          Выводы

1. В общественной жизни страны происходят позитивные изменения. Можно утверждать, что либерализация коснулась пресловутого «еврейского вопроса» в сторону его решения и улучшения имиджа власти.

2. В Минске в среде творческой интеллигенции начиная с 1989 г. существовала группа активных пропагандистов антисемитских настроений в обществе. Группа была объединена общей целью и использовала наработанные советской властью клише антииудаизма и антисионизма. Все на первый взгляд изолированные друг от друга, активисты работали в одном и том же информационном поле и пропагандировали одни и те же антисемитские мифы. Они тесно взаимодействовали и поддерживали друг друга, создавая ощущение круговой поруки. При этом активно использовали свое служебное положение и, по большей части находясь на государственной службе, компрометировали государство, создавая ему имидж расистского.

3. Прекращение деятельности этой группы произошло постепенно, путем удаления основных фигурантов с мест их работы и подавления активности молодежных маргинальных группировок с вовлечением в этот процесс силовых структур, поэтому роль государства в решении этой проблемы трудно переоценить. Такие действия властей были, тем не менее, предсказуемы, ибо рано или поздно должен был наступить такой момент, когда станет очевидно, что прямая или косвенная поддержка антисемитских кругов государству просто невыгодна.

4. Решающую роль сыграла активная позиция Православной церкви, сумевшей переломить свое традиционно негативное отношение к евреям.

5. Основной же вывод заключается в том, что белорусский народ в целом не поддержал расизм и, несмотря на существующий еще бытовой антисемитизм, подтвердил свой высокий уровень межнациональной и межконфессиональной толерантности.

 
 
Яндекс.Метрика