Шаббат в космосе

 

Случилось это без малого 35 лет назад , а точнее – 29 января 1986 г. Многоразовый пилотируемый космический корабль «Челленджер» (Space Shuttle – космический челнок) на 86-й секунде полета потерпел катастрофу. Он взлетел с мыса Канаверал (Флорида, США). На борту было семь астронавтов – пять мужчин и две женщины. Все они погибли.

К этому времени многоразовый транспортный космический корабль НАСА «Челленджер» («Бросающий вызов») – выполнил 9 успешных полетов. Первый из них состоялся за три года до этого, 4 апреля 1983 года. Свое имя - «Челленджер» был назван по имени морского судна, которое исследовало океан в 1870-е годы. Изначально он предназначался только для испытательных целей, но затем был переоборудован и подготовлен для запусков в космос. В его честь названы холмы Челленджер на Плутоне.

Гибель «Челленджера» стала подлинным потрясением для американского общества. За четверть века до этого ученые и космонавты США совершили 55 космических полетов, и их успешное возвращение на Землю воспринималось как нечто само собой разумеющееся. Среди молодежи даже стало царить мнение, что в Америке почти каждый молодой человек, потренировавшись несколько месяцев, может отправиться в космос. Не случайно несколько часов спустя президент США Рональд Рейган, пытаясь утешить рыдающую страну своей проникновенной речью, сказал, явно обращаясь к молодежи: «Я понимаю, очень тяжело осознавать, что такие горькие вещи иногда происходят. Но надо понимать, что они – это часть процесса исследований и расширения горизонтов человечества».

По советскому радио прозвучали соболезнования американскому народу. В Москве объявили, что именами двух женщин, погибших на космическом корабле, – Кристы Маколифф и Юдит Резник – назовут два кратера на Венере. В Ватикане папа Иоанн Павел II попросил тысячи собравшихся людей помолиться за погибших астронавтов. Происшедшая трагедия действительно вызывала чувство глубокой печали. В США был объявлен траур. В Нью-Йорке погас свет в самых высоких небоскребах. На морском побережье Флориды двадцать две тысячи человек держали горящие факелы. В память о погибших астронавтах в столице Олимпийских игр 1984 года Лос-Анджелесе снова был зажжен олимпийский огонь.

Успешные полеты в космос и их успешное возвращение на Землю стало чем-то привычным. Появилась мысль, что в космос могут лететь и те, кто не является сотрудником НАСА и после нескольких месяцев тренировки может стать попутчиком профессиональных астронавтов в полете. Осенью 1984 года по инициативе президента США Рональда Рейгана был объявлен первый конкурс – «Учитель в космосе», дававший возможность отправиться в космический полет какому-нибудь школьному педагогу.

Поступило около 11 тысяч заявок. Во второй тур попало 118 кандидатов, по два от каждого штата. Первым в мире астронавтом-непрофессионалом стала бывшая учительница из Бостона, 37-летняя мать двух детей Криста Маколифф, которая выиграла общенациональный конкурс на право лететь в космос. Она стала национальной героиней Америки. В космос Криста полетела как «специалист по полезной нагрузке». В ее обязанности входило проводить на борту корабля 15-минутные уроки о жизни и организации научных работ на шаттле и об использовании космоса в научных целях, а также снимать на пленку учебные сюжеты. Она обладала степенью магистра и работала учителем истории, английского языка и биологии в средних школах.

krista_makoliff.jpg
Криста Маколифф

Криста Маколифф была награждена посмертно Космической медалью почета конгресса США, на ее могиле на кладбище города Конеорд – полированная гранитная плита с надписью: «Жене, матери, учительнице. Женщине-пионеру, первому простому гражданину, стартовавшему в космос». Интересно, что основатель «Apple» Стив Джобс незадолго до полета «Челленджера» подавал заявку на участие в составе экипажа, но ему было отказано, и на это место была принята именно Криста Маколифф.

Для коллеги Кристы по полету 36-летней Юдит Резник ьоагический полет в «Челленджере» не был первым полетом в космос. Для инженера и астронавта НАСА Юдит Резник.это был второй полет. До этого она однажды уже провела в космосе в составе экипажа миссии челнока «Дискавери» 6 дней. . В августе 1984 года она уже провела на околоземной орбите 145 часов, занимаясь научными наблюдениями. Она ведь была доктором наук. Располагаяуниверситетским дипломом инженера-электрика, она работала во многих научных учреждениях США: инженером-конструктором. Докторскую степень Юдит получила вМэрилендском университете.

До Юдит Резник среди американских астронавтов евреев не было.

Родилась Юдит в апреле 1949 г. в городе Кливленд (штат Огайо) в еврейской семье. Ее дедушка и бабушка (со стороны отца) в 1924 году эмигрировали из Киева. Кровавые еврейские погромы Гражданской войны, голод и безработица первых лет советской власти, статус «лишенцев», которым советская власть «наградила» почти 80 процентов евреев, лишив их большинства гражданских прав, заставили в те дни многие тысячи евреев покинуть насиженные места. Часть из этих беженцев, в том числе и киевляне Резники, привлеченные идеями сионизма, оказались в Палестине. Но и там им жилось несладко.

Семья Якова Резника поселилась в Хевроне, в том самом поселке, где в легендарной пещере Мехпела покоится прах прародителей еврейского народа: Авраама, Исаака, Иакова и их жен. Сын Якова Резника, будущий отец Юдит, Марвин учился в местной иешиве. В 1929 г. семья пережила вошедшую в историю еврейских поселений в Палестине кровавую резню, устроенную арабами. Это событие заставило Резников вновь искать себе приют в чужих краях. Так они оказались в США.

Семья была ортодоксальной. Дедушка работал шойхетом – ритуальным резником скота. Видимо, специальность эта была потомственной, определив по российским традициям начала ХIХ века и фамилию ее предков. Как все еврейские девочки, Юдит получила традиционное национальное образование: посещала еврейскую школу – сначала воскресную, а потом и общеобразовательную, прошла ритуал бат-мицвы. У нее рано проявились незаурядные музыкальные способности, и мать, надеясь на то, что Юдит станет серьезным музыкантом, заставляла ее часами сидеть за фортепиано. Когда девушке было 17 лет, родители развелись. Юдит и ее брат через суд добились права жить с отцом, и увлечение музыкой постепенно прошло.

В школе Юдит проявила разносторонние способности, добиваясь серьезных успехов во всех точных науках: математике, физике, химии. Блестяще владела французским языком. В большинстве школьных клубов – Французском, химическом и математическом – слыла лидером. Достаточно сказать, что в математическом клубе она была единственной девушкой. Когда в школе было проведено тестирование способностей учащихся, Юдит получила фантастический результат, набрав 800 баллов.

Внешне девушка ничем не выделялась среди одноклассниц. Один из ее школьных учителей так описывал ее внешность: «Она была похожа на мышку: маленькая брюнетка, всегда ходившая в большом свитере и сандалиях». Личная жизнь у Юдит сложилась неудачно: сразу после университета она вышла замуж, но спустя пять лет брак распался.

judit_reznik.jpg
Джудит Арлен Резник

Летом 1977 г. Управление аэронавтики США объявило набор женщин в группу астронавтов. Одним из условий поступления в эту группу – наличие профессии летчика. И Юдит осваивает летное дело. Спустя короткое время она успешно сдает три сложных экзамена на право вождения самолета, и у нее принимают документы на участие в конкурсе для зачисления в отряд астронавтов. Конкурс был фантастическим: 133 человека на место, а мест было... всего шесть. Юдит с честью прошла испытания. Она с блеском выдержала конкурсные экзамены, а затем преодолела все трудности учебы: и интеллектуальные, и физические, и стала астронавтом.

Когда Юдит отобрали для участия в космическом полете, возникли проблемы религиозного характера. Несмотря на то, что она не принадлежала к числу строго соблюдающих религиозные каноны и редко посещала синагогу, титул «еврейского астронавта» ко многому обязывал. (Кстати, Юдит всегда обижалась, когда о ней говорили как о «еврейском астронавте», считая, что человеку в космосе трудно сохранять национальные особенности).

В раввинских кругах серьезно обсуждался вопрос, какие именно традиции должен соблюдать еврей, находясь в космосе. Предположим, у астронавта появится возможность зажигать шаббатние свечи или читать молитвы – как он определит, когда ему это необходимо делать?

Точку в споре поставил рав Шломо Горен. «Поскольку отсчет времени на Земле, – сказал он, – у евреев идет в зависимости от стояния на небосклоне Солнца и Луны, а в космосе эти явления природы теряют свой смысл, отмечать шаббат и праздники во время космического полета невозможно». Сама Юдит относилась к этой проблеме с юмором.

– Что для вас во время космического полета было самым сложным? – спросили у нее однажды журналисты, намекая на ее хрупкое телосложение.

– Соблюдать каноны иудейской религии, – ответила она и тут же добавила: тем не менее, мои еврейские корни глубоки и прочны, и я не собираюсь от них отказываться...



ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ ВЫПУСКА №21

 
 
Яндекс.Метрика