«Политический собеседник» или политический провокатор?

 

          Статья написана совместно с проф.Арк.Лейзеровым

 

1987-1992 годы в общественной жизни Беларуси были отмечены высокой активностью той части средств массовой информации, которые в соответствии с характером публикуемых материалов могут быть отнесены к проповедующим великодержавный шовинизм и разжигающим национальную рознь.

К счастью, власти постепенно, одно за другим, ликвидировали эти издания, но происходило это кулуарно, без публичного осуждения и возбуждения уголовных дел, что приводило в последующем к возникновению всё новых и новых СМИ аналогичного направления. Антисемитская пропаганда в белорусских СМИ в той или иной форме проводится и по сей день.

Особый интерес представляет деятельность журнала "Политический собеседник" (далее "ПС"), поскольку он был официальным органом ЦК КПБ. Ознакомление с публикациями этого журнала за 1989-1992 гг. позволяет сделать вывод, что его редакция открыто и систематически занималась разжиганием национальной розни в республике, поддержанием этнической напряженности. Многие его публикации были откровенно направлены на подрыв национального равновесия.

Ведущей темой журнала стала циничная травля евреев, проповедь нетерпимого отношения к ним, возбуждение к ним неприязненного отношения со стороны людей других национальностей. Делалось это планомерно, сознательно и злобно, а публикации были наполнены откровенной ложью и дезинформацией.

Умышленно смешивая понятия "еврей" и "сионист", авторы "ПС" прямо подводили читателя к мысли, что и еврей, и сионист -- враги советского государства. Антисионистская пропаганда фактически являлась пропагандой антиеврейской. Факт этот не раз поднимался в общесоюзных СМИ. Обсуждение сопровождалось многочисленными документальными подтверждениями. Антисионизм в СССР стал в глазах мировой общественности синонимом антисемитизма. Но было достаточно в статьях "ПС" и откровенного антисемитизма. Авторы журнала и его редакция совершенно не опасались уголовного преследования за разжигание национальной розни, как не опасаются этого авторы аналогичных статей и в наши дни: за всю историю БССР и постсоветской Беларуси нам неизвестно ни одного случая привлечения к ответственности лиц, виновных в преступлениях на почве антисемитизма.

Как это уже не раз бывало в прессе аналогичного толка, возбуждая у читателей антиеврейские настроения, "ПС" фактически отвлекал их внимание от откровенного внедрения в общественное сознание идей великодержавного шовинизма.

В своей антисемитской пропаганде авторы "ПС" обычно использовали многократно проверенные идеологами КПСС шаблоны: приписывание евреям крайне негативных личностных и групповых качеств, мнимого стремления к мировому господству, якобы презрительного отношения к другим народам и т.д. Ссылаясь на "авторитеты" (а ими были, как правило, известные деятели шовинистической или откровенно нацистской пропаганды), авторы "ПС" старательно проводили мысль об ущербности и даже преступности еврейского национального мировоззрения.

Как известно, антисемитизм является одним из проявлений антидемократических тенденций в обществе в целом. В этой связи нельзя не упомянуть, что по следам антидемократического путча в Москве 19 августа 1991 г. "ПС" не обмолвился ни единым словом, и лишь спустя три месяца (1991, N11) поместил путаную статью американского советолога С.Коэна. От своего имени редколлегия журнала не сказала ни слова.

Рассмотрим позиции авторов некоторых статей "ПС" за исследуемый период.

Кандидат философских наук В.Бабинцев рассказал читателям о существовании особого социального слоя -- "еврейской периферийной интеллигенции", то есть той, которая "вышла из среды еврейства, но действовала за его пределами" [1], приписывая этой самой интеллигенции некий крайний практицизм, который якобы доминирует над моралью и общечеловеческими ценностями. По утверждению автора, сознание еврейской интеллигенции в России вообще было отмечено особой, порой изощренной жестокостью, напоминающей буквально ветхозаветные истории об уничтожении целых народов, и наличием "черт, несовместимых с элементарными представлениями о добре и зле" [2]. Эти черты, по В.Бабинцеву, унаследовала и "еврейская периферийная интеллигенция" советского времени.

Согласно утверждению В.Бабинцева, еврейство представляет, оказывается, "отнюдь не национальность, но систему ценностей, образ жизни и мышления, основанные на идеализации своекорыстия, практической потребности, барышничества", а "еврейская периферийная интеллигенция несла во все слои общества именно мировоззрение "денежного человека" [3].

К чему же все это привело? Рассуждая на эту тему,В.Бабинцев (уже в другой статье, посвященной проблемам еврейской эмиграции) приходит к выводу, что это привело к поистине трагическим последствиям, потому что именно эти "периферийные интеллигенты" в результате Октябрьской революции получили "практически неограниченную власть, позволявшую без каких-либо ограничений распоряжаться судьбой гигантского государства". И вот теперь все эти "периферийные интеллигенты" разъезжаются, и их эмиграция "напоминает бегство тех, кто во-время сумел понять, что оставаться в этом бывшем "раю" нет никакой выгоды: надо искать новые возможности приложения своих честолюбивых планов" [4].

Что же они после себя оставляют? Об этом В.Бабинцев пишет прямо, без лишних сентиментов: "В покидаемой квартире остаются хозяева, у которых жильцы не просто жили, но проводили над ними своеобразные эксперименты к своей выгоде и во исполнение планов нового мироустройства. Хозяевам остается не только пустая квартира, но и утвердившийся в ней уклад жизни,-- губительный для всех проживающих. От него еще долго предстоит избавляться" [5].

Вот так: опустошили евреи Беларусь за семь веков своего "квартирантства" и -- смылись! Думайте, хозяева, думайте! А вот что же это за уклад жизни такой, от которого еще "долго предстоит избавляться"? И об этом В.Бабинцев пишет.

Оказывается, это "крайний практицизм, который в сознании еврейского периферийного интеллигента всегда доминировал над такими несущественными понятиями, как "мораль", "идеалы", "общечеловеческие ценности" и т.п." Это "особая, порой изощренная жестокость". Это власть в обществе (все остальное -- это "нечто, не заслуживающее даже внимания"). Это "крайняя степень цинизма". И наконец, это (внимание!) -- "советская имперская идея" и (опять же советская) "бюрократическая система управления"! [6].

Это же надо?! Захватили всю власть в гигантской стране, с изощренной жестокостью уничтожили несколько миллионов человек, создали новую, советскую империю и вот теперь бросают все это и бегут в поисках нового полигона для своего цинизма и крайнего практицизма. За что же, в таком случае, спрашивается, боролись?! За что кровь рабоче-крестьянскую (не свою, разумеется) проливали?!

Обличению негативной роли евреев в истории СССР посвящены статьи многих авторов "ПС". Вот некто Н.Васьков вовсе категорически утверждает, что "стараниями троцких, бухариных, кагановичей, авербахов, их разноплеменных одномышленников-авторитористов поругана и растоптана тысячелетняя культура славянских народов" [7].

Е.Щекатихин видит изощренность евреев, в частности, в том, что они живут в городах и что он не встречал их на Новой Земле, в Кушке, в песках пустыни Кара-Кум, в горах Памира и Алатау [8]. Рассуждение на тему, почему евреи почти поголовно являются жителями городской местности, является одной из наиболее любимых у авторов "ПС". Одна из особенностей статей подобного рода -- неизбывная боль по ушедшей в прошлое "черте оседлости", в пределах которой, исключая наиболее крупные города, только и могли жить евреи при царизме.

В ряде статей "ПС" авторы разжигают у читателей чувство зависти. К примеру, младший научный сотрудник Института физики АН БССР Н.Саскевич утверждает, что "евреи жили и живут не так, как все советские люди,-- лучше белорусов и, полагаю, большинства других наций СССР" [9]. Каких-либо доказательств своего "научного" вывода автор, разумеется, не приводит.

Для протаскивания своих бредовых идей авторы "ПС" не гнушаются провокационной подтасовкой фактов и подменой понятий. Тот же Н.Саскевич вполне серьезно заявляет, что "советские сионисты вышли из подполья" [10], хотя хорошо известно, что никакого "сионистского подполья" в стране уже более полувека не было, да и не могло быть. Но образ врага создавать надо, и Н.Саскевич приписывает одному из участников съезда еврейских организаций и общин СССР, прошедшего в Москве в декабре 1989 г., Л.Городецкому призыв "израилизации советских евреев при принципиальном неучастии в переустройстве жизни в СССР", а слова "принципиальное неучастие" комментирует как "саботаж, вредительство" [11]. Вот уже и сталинская риторика 30-х гг. прошлого века пригодилась!

Заметим попутно, что неоднократно касаясь другого съезда -- "съезда сионистов" [12], "ПС" совершенно обошел своим вниманием проводившиеся в стране съезды советских немцев, на которых, как известно, также обсуждались проблемы репатриации на историческую родину. Этот факт стоит в одном ряду с другими фактами, которые говорят об откровенной тенденциозности "ПС" и его авторов.

За прошедшее время после публикации материалов, ставших темой для нашего исследования, вышло достаточно много литературы, разоблачающей ложь авторов "ПС", что упрощает нашу задачу. Например, достаточно освещена тема Холокоста и участия евреев в борьбе с нацизмом, поэтому нам уже не надо уделять внимание таким утверждениям "ПС", как то, что "сионисты приложили руку к организации Холокоста" [13], и вообще с утверждением, что "евреи не воевали" [14].

Глубокий анализ динамики советского (и белорусского, в частности) законодательства против антисемитизма, приведенный в статье А.Лившица в первом выпуске сборника "Беларусь у ХХ стагоддзi", освобождает меня также от необходимости разоблачать измышления постоянного автора "ПС" Э.Скобелева, утверждавшего, что якобы под троцкистским нажимом в стране был принят "гнусный закон" об антисемитизме, по которому сотни тысяч ни в чем не повинных людей были осуждены к смертной казни" [15].

Как всякий фальсификатор истории, Э.Скобелев акцентирует внимание читателя лишь на части правды, утаивая ее основное содержание: ленинский декрет был направлен, главным образом, (как это и записано в его тексте) против "погромщиков и ведущих погромную агитацию". Вот их и предписывалось "ставить вне закона" [16]. Утверждения же автора о якобы сотнях тысячах расстрелянных антисемитах фактическими данными не подтверждены и на самом деле являются вымышленными. И уж совершенно не поддается расшифровке пассаж Э.Скобелева, что этот "гнусный закон... позволял десятилетиями скрывать правду и о революции, и о бедственном, кабальном положении народов" [17].

При отсутствии фактического материала для подтверждения своей правоты авторы "ПС" нередко вынуждены ссылаться на фашистские авторитеты. Так, Э.Скобелев без каких-либо комментариев приводит высказывание главного идеолога нацизма, заместителя Гитлера по вопросам "духовной и идеологической подготовки" членов нацистской партии [18] Альфреда Розенберга о том, что большевизм -- это препарированная сионистская идея, форма осуществления стремления евреев к мировому господству [19]. Другой автор (В.Бабинцев) без зазрения совести использует для подтверждения своих мыслей цитаты из справочника (Philo-Zitaten-Lexikon), выпущенного в нацистском Берлине в 1936 г. [20].

Но во многих случаях авторы "ПС" и вовсе не "опускаются" до необходимости приводить какие-либо доказательства своей правоты. Э.Скобелев просит читателя "верить ему на слово", и привыкший доверять партийным лидерам читатель (других-то оракулов у нас многие десятилетия просто не было) верит. А как не верить, если Э.Скобелев -- ответственный работник ЦК КПБ, "ум, совесть и честь нашей эпохи"?!

А иногда в качестве авторитетов выступают случайные люди (кстати, иди проверь -- был ли такой человек на самом деле!). "Один из моих соседей,-- пишет в одной из статей Э.Скобелев,-- все еще живой ветеран войны, каждый раз при встрече со слезами вспоминает, как из-за Мехлиса, запретившего приказом окапываться, погибли тысячи его товарищей в донских степях" [21].

Мехлис действительно был еврей, но приказ о запрете окапываться он, если и отдавал, то не потому, что был евреем, а потому, что был большевиком, а большевики, как известно, счет человеческим жизням не вели и побеждали врага числом, а не умением.

Вот так субъективное мнение одного ветерана серьезный с виду автор делает неким объективным фактором истории. Кстати, именно Э.Скобелев чаще других использует мысль о коллективной ответственности всех евреев за то, что в свое время натворили Троцкий, Свердлов, Каганович, Митин, Мехлис, братья Берманы и другие верные большевистской идее деятели коммунистической партии -- евреи по происхождению.

Одним из наиболее реакционных тезисов, которыми спекулируют авторы "ПС", является тезис ущербности еврейского национального мировоззрения. Н.Саскевич, например, считает, что такое мировоззрение евреев сложилось из-за того, что они не работали на земле. "Распространенное среди некоторой части евреев торгашеское отношение к жизни,-- пишет он,-- слабая привязанность к земле, которая их вскормила, взрастила, отсутствие чувства родины естественно проистекают из того, что они тысячелетиями не трудились на земле и у них нет крестьянской традиции" [22]. Не говоря уже об исторической беспочвенности высказанного, совершенно диким кажется вывод, который после этого делает автор: оказывается, все дело в глубоком почитании правоверными иудеями законов Талмуда, якобы приписывающего иудеям презирать крестьян. Интересно, а как тогда насчет еврейских колхозов в СССР и одной из самых высокоразвитых сельскохозяйственных стран мира -- Израиля?!

Авторы "ПС" явно подталкивают своих читателей к одному выводу, который задолго до них сделал, видимо, почитаемый ими бесноватый фюрер. Как иначе можно раценить такие слова уже упоминаемого нами В.Бабинцева: "Сохранение еврейства означает сохранение людей с особым отношением к миру, к человеку" [23].

Для чего же служат все эти якобы научные выкладки? Оказывается, для оправдания собственного антисемитизма. Просто евреи, как пишет тот же Н.Саскевич, "гнев других народов по отношению к себе за тысячу лет научились представлять как преследование евреев" [24].

Оголтелый антисемитизм "ПС" вызвал весьма резкую оценку читателей, от которой редакция уже никак не могла отмахнуться. Некоторые письма в редакцию пришлось опубликовать. Вот, к примеру, какой анализ сделал профессор А.А.Столяр в ответ на откровенно тенденционный подбор фамилий в статьях Э.Скобелева: "отношение явно еврейских фамилий к другим, тоже упоминаемым в отрицательном плане,-- 19:7; если же учитывать частоту появления тех и других фамилий в этом контексте... то это отношение еще несколько усиливается -- 33:11" "Других фамилий [тоже] много, но это, главным образом, фамилии жертв беззакония, доносов, издевательств, творимых, в основном, евреями" [25].

Идея, что жертвами в сталинские времена были, в основном, неевреи, весьма популярна в материалах, размещаемых на страницах "ПС". А ведь достаточно было пролистать только газету "Вечерний Минск" за тот же примерно отрезок времени, чтобы убедиться в обратном. Взяв 5 из 15 опубликованных в этой газете в период с 29 января по 7 мая 1993 г. списков реабилитированных жертв сталинских репрессий (выборка случайная), мы легко подсчитали, что из 105 жертв евреями были 28 (26,7%), что в 2,5 раза превышает среднюю долю евреев в составе населения БССР.

Иногда кажется, что, публикуя критические в свой адрес письма читателей, "ПС" преследует весьма любопытные цели. Вот что написал в своем письме в журнал (на имя Э.Скобелева) тренер по спорту из Санкт-Петербурга М.А.Рубин [26]. Назвав статью Э.Скобелева "В поисках истины" [27] одиозной и очень далекой от истины, М.А.Рубин пишет:

"..Полуправда -- хуже лжи. Все герои вашего документального исследования носят специфические фамилии: Эдлис, Вайнрот, Каганович, Герсон, Рубинштейн, Шляфер и т.д. Вот они, виноватые, а других и не было. Сейчас Вам прямо аплодируют члены общества "Память", тот студент, которого освободили по требованию общественности, но который всех ошарашил заявлением: "Хочу жить без евреев и коммунистов". Не случайно статью перепечатал и журнал, открыто ведущий пропаганду антисемитизма..."

А где же были люди с другими фамилиями: с белорусскими, русскими? Только ли жертвами они были? А Шарангович, например? А в конце концов, Цанава?.. Его-то злодеяния кто подчистил, подтер, вырезал из подшивки? Тоже Вайнроты? Или это не вписывается в контекст Вашей статьи?"

Ваш очерк очень похож по названию и стилю на "Правду и истину" В.Кожинова ("Наш современник", 1988, N4). Но ведь эту статью известный критик Ст.Рассадин (русский, между прочим) назвал "теорией хорошо организованной лжи"...[28].

Ответ Э.Скобелева был, как все его статьи, многословным и невразумительным. Короткое письмо М.Рубина на его фоне выглядело в отношени Э.Скобелева просто убийственно. Редакция журнала отмолчалась, но зато совершила маленькую подлость: она просто сопроводила его публикацию точным домашним адресом автора. Этакая прямая наводка питерским черносотенцам.

А замечание М.Рубина насчет полуправды, которая хуже лжи, очень точно отражает ситуацию с публикациями в "ПС". Речь иногда просто идет либо об откровенной демагогии, либо об умышленной подмене понятий. Вот один из примеров, как это делается.

Э.Скобелев приводит высказывание президента Всемирного еврейского конгресса Э.Бронфмана: "Суть демократии не во власти большинства, а в защите всех меньшинств от большинства". То есть понятно, что речь идет о защите прав меньшинств, в том числе и национальных.

Как же комментирует это высказывание Э.Скобелев? Оказывается, речь Э.Бронфман вел о разделении всего мира на привилегированное меньшинство и попираемое быдло [29].

А вообще иногда закрадывается мысль, насколько компетентны были авторы "ПС" в тех вопросах, которые они затрагивали в своих публикациях, и знали ли они историю, на примеры из которой так обильно ссылались?

Вот некий В.Лобач из Гомеля пишет, что вся беда советской истории была в том, что ее делали не интеллигентные люди (то есть "нравственные, устремленные к истине, добру и красоте"), а люди просто образованные, "образованцы", как их называет автор [30]. При этом в качестве одного из доводов в своей статье он пишет, что "Дрейфус был осужден по обвинению в религиозно-иудаистских жертвоприношениях христианских детей" [31]. Для человека, которого журнал публикует по одному из самых щепетильных вопросов современной истории, такое невежество непростительно. Похоже, что ему (автору) как раз и недостает именно этой самой образованности (как, кстати, и тому сотруднику редакции и самому редактору, пропустившему эту "залипуху" в номер).

Не мешало бы подучиться и более серьезным авторам "ПС", особенно тем, кто и спустя десятилетие "грешит" словоблудием. Вот, к примеру, как Э.Скобелев развивает ранее приведенные слова Э.Бронфмана о защите прав меньшинств: "Он [Бронфман] уточнил, какое меньшинство имеется в виду: "деятельность государств в сфере прав человека оценивается по тому, как они относятся к своему еврейскому населению" [32].

Э.Скобелев прямо подсказывает, как надо понимать слова президента Всемирного еврейского конгресса: "привилегированным меньшинством", по мнению Э.Бронфмана, должны быть евреи, а "попираемым быдлом" -- все остальные люди. Э.Скобелев, видимо, просто не догадывается, что почти за два столетия до Эдгара Бронфмана эту мысль уже высказал один человек. Это был Наполеон Бонапарт, который сказал: "Обращение с евреями в любой стране - термометр ее цивилизованности" [33].

Мы исследовали (да и то весьма бегло) печатную продукцию только одного издания - журнала ЦК КПБ "Политический собеседник" (к счастью, закрытого в 1992 г. [34]), но и эти, взятые "на взлет" примеры показывают, насколько высок был уровень антисемитской пропаганды в исследуемый нами период.
 

 

          Примечания:

1. Бабинцев В. Периферийная интеллигенция. "Политический собеседник" ("ПС"), 1991, N12, с.45.

2. Там же.

3. Там же, с.58.

4. Бабинцев В. Исход. Заметки об эмиграции из СССР "периферийной интеллигенции". "ПС", 1991, N10, с.36.

5. Там же.

6. Там же, с.35.

7. Васьков Н. "О смущении умов". "ПС", 1990, N6, с.28.

8. Щекатихин Е. "Безобидный сионизм". "ПС", 1991, N3, с.33.

9. Саскевич Н. "Давайте поразмыслим спокойно". "ПС", 1990, N5, с.27.

10. Там же.

11. Там же.

12. Речь идет о съезде сионистской организации "Иргун Циони", состоявшемся в Москве 3-4.08.1989 г. и (с оговорками) о съезде еврейских организаций и общин СССР 18-22 декабря 1989 г., создавшем Ваад (Конфедерацию еврейских организаций и общин СССР).

13. Саскевич Н. Указ.соч., с.28.

14. Достаточно назвать фундаментальные исследования Абрамовича А. ("В решающей войне. Участие и роль евреев СССР в войне против нацизма", Санкт-Петербург, 1999, 746 с.), Свердлова Ф. ("Энциклопедия еврейского героизма", М., 2002, 503 с.) и Мининберга Л. (Советские евреи в науке и промышленности СССР в период второй мировой войны", М., 1995, 552 с.)

15. Скобелев Э. Читая Троцкого. "ПС", 1990, N1, с.34.

16. Лившиц А. Развитие белорусского законодательства против антисемитизма, расовой и национальной вражды или дискриминации. "Беларусь у ХХ стагоддзi. Вып.1, Мн., 2002, с.110-114.

17. Скобелев Э. Читая Троцкого. "ПС", 1990, N1, с.34.

18. Энциклопедия третьего рейха. М., 1996, с.412.

19. Скобелев Э. Судьбы идеологии. "ПС", 1991, N6, с.9.

20. Бабинцев В. Манипуляция с эмиграцией. "ПС", 1990, N8, с.18.

21. Скобелев Э. "Путь только к сотрудничеству". "ПС", 1990, N4, с.9.

22. Саскевич Н. "Давайте поразмыслим спокойно". "ПС", 1990, N5, с.27.

23. Бабинцев В. Откуда есть пошел антисемитизм. "ПС", 1990, N7, с.36.

24. Саскевич Н. "Давайте поразмыслим спокойно". "ПС", 1990, N5, с.28.

25. Столяр А. Я тоже за диалог. "ПС", 1990, N7, с.24.

26. М.Рубин ошибается: в журнале "Наш современник" (1989, N11) была опубликована заключительная часть статьи И.Шафаревича "Русофобия", которую современники расценили как один из манифестов антисемитизма.

27. Скобелев Э. В поисках истины. "ПС", 1989, N4, с.28-31; N5, с.31-34.

28. Письмо М.Рубина к Э.Скобелеву. "ПС", 1990, N4, с.7.

29. Скобелев Э. Судьбы идеологии. "ПС", 1991, N6, с.6.

30. Лобач В. "Образованцы", или Взгляд на корни русской смуты. 1992, N1, с.28.

31. Там же, с.30.

32. Скобелев Э. Судьбы идеологии. "ПС", 1991, N6, с.6.

33. Цит. по: Окунев Ю. Ось всемирной истории. С-Пб, 2004, с.501.

34. Журнал "Политический собеседник" выходил с июля 1987 г. по январь 1992 г.

 
 
Яндекс.Метрика