Современное еврейство в зеркале еврейского анекдота

 

Опыт социального анализа



Окончание. Начало см. "Мезуза", выпуски №5-16



27

Старая еврейская мудрость гласит: «Живи так, чтобы даже самый плохой человек сказал о тебе хорошо». Всевышний избрал наш народ, чтобы мы, его избранники, служили живым примером праведной жизни: наглядный пример всегда значимее слов назидания. Но в жизни все гораздо сложнее, чем это видится с первого взгляда. Известно, что, сколько людей – столько мнений. Но кто в таком случае выступает в роли третейского судьи? В нашей обыденной жизни в этой роли выступает раввин. Его задача раввина не только не обострять отношения между людьми, но, по возможности, сглаживать конфликты. Иногда, разрешая конфликты, раввин вроде бы проявляет некоторую беспринципность, но на деле оказывается, что это проявление мудрости.

– Ребе, рассудите нас. Я говорю вот так, так и так.
– Таки ты прав, сын мой.
– А вот я, ребе, говорю так, так и так.
– И ты прав, сын мой.
– Интересно вы судите спор между этими людьми, ребе: ну как могут быть правы оба сразу?
– И ты прав, сын мой...

А суть-то не в предмете спора, а в том, что каждый прав по-своему, ибо истину на земле знает один Всевышний. Каждодневно сталкиваясь с людьми, вникая в их проблемы, раввин лучше и глубже других понимает суть происходящих с евреями событий.

– Ребе, у нас такая тяжелая жизнь. Сколько это еще будет продолжаться? Мы уже не в состоянии выдержать!
– Не дай Бог, чтобы это продолжалось столько, сколько вы в состоянии выдержать!

Иногда раввину приходится снимать напряжение в семейных отношениях даже и в трагических для этой семьи обстоятельствах. Хотя далеко не всегда это ему удается: евреи жестоковыйный народ.

– Рабинович, сегодня я буду читать кадиш по вашей умершей теще. Я знаю, что у вас с ней были очень непростые отношения. Но я вас прошу: чтобы не вызывать в общине лишние разговоры, вы уже во время похорон идите рядом с женой, и путь у вас будет печальное выражение лица.
– Хорошо, ребе, я сделаю то, что вы просите. Только учтите, похороны для меня уже будут испорчено.

У каждого народа есть то, что вызывает смех – нужно только уметь не проходить мимо этой, нередко внезапно возникшей ситуации, даже если ситуация откровенно анекдотическая. А анекдот всегда и при всех условиях будет снисходительно относиться к тем вещам, которые составляют самую интимную сторону жизни человека, ибо, как сказал когда-то Карел Чапек, «юмор – самая демократическая из человеческих наклонностей».

Три еврея идут по кладбищу.
– Я хотел бы лежать возле рава Файнштейна,– говорит один.
– А я возле банкира Ройтмана,– говорит другой.
– А я возле Розочки Кацнельсон,– говорит третий.
– Ты что?! Розочка же еще жива!
– Вот именно!

Подавляющее количество еврейских анекдотов имеют четкую национальную направленность. И сейчас, когда межнациональные отношения обострены до предела, чувство юмора нередко способно разрядить обстановку. Обычно такого рода анекдоты высмеивают общечеловеческие слабости и пороки, а национальный колорит только придает им определенную пикантность и юмористическую окраску.

– Рабинович, почему вы на вопрос всегда отвечаете вопросом?
– А что?

Действительно, отвечать вопросом на вопрос – удел, по большей части, евреев. Это их манера разговаривать. Почему? Кто возьмется ответить на этот вопрос?! А в чем выражается чрезмерная эмоциональность евреев? Евреи больше чем другие народы, разве что, исключая итальянцев или румын, «разговаривают руками». Почему? Наверное, потому, что все эти народы – самые эмоциональные. А почему бы и нет?! Что в этом плохого? Жестикулируют! Чтоб у них большей проблемы в жизни не было! Еще есть один грех – любят всем, кому можно и чем можно, помогать, а уж советами – хлебом не корми! И скорее всего тогда, когда их об этом никто не просит. И советы они чаще всего дают тому, кто в них совершенно не нуждается. Виноваты, исправимся. Но все же, грех этот вполне простителен.

Еврейский юмор пронизывает даже такую святую вещь в национальной жизни евреев, как соблюдение шабатних традиций.

Раввин читает предписание Торы о запрещении работы в субботние дни. Вопрос из зала: – Скажите, ребе, а жить с женой в шабат можно?
– Нет, нельзя.
– А с любовницей?
– А с любовницей можно.
– Как же так, ребе?! Это же – нонсенс.
– Дети мои! В Святом Писании сказано четко: шаббат создан не для работы, а для удовольствия.

Известно, что в жизни человека есть только одно препятствие, которое он ни при каких условиях не может преодолеть – это течение времени. Поэтому тысячу раз прав тот раввин, который дал самый мудрый совет одному из членов своей общины. Он не стал ничего ему объяснять. Он просто двумя словами ответил на короткий вопрос, вложив в этот ответ всю свою мудрость:

– Ребе, который час?
– Рабинович, живите проще!



28

С началом Большой алии все в еврейском мире изменилось. В Израиль хлынули сотни тысяч репатриантов. Ехали все, и всех встречали в Израиле с помпой, широко освещая весь процесс в прессе. В Израиле в те дни появилось много прибывших на ПМЖ известных в мире деятелей науки, техники, культуры. Как говорили тогда, «по количеству лауреатов Ленинской и Государственной премий на 100 000 населения Израиль уже обогнал СССР». Еврейское население расценило эту массовую репатриацию (а выехало в начале 1990-х из СССР только в Израиль 1 млн. чел.) едва ли не как решение пресловутого «еврейского вопроса». В Киеве даже родился такой анекдот:

– Ты слышал, Хаим, говорят, что вместе с документами на выезд нам будут еще вручать и правительственную награду – памятную медаль «За освобождение Киева»!

Как было отмечено в одном из анекдотов, «Карл Маркс тоже решил вернуться на свою историческую родину. Узнав об этом, Моисей увел свой народ назад, в Египет».

На фоне огромного душевного подъема появились разговоры, что пройдет еще немного времени, и весь еврейский народ, в конце концов, соберется на своей исторической родине. Рассказывают, что где-то даже были опубликованы результаты международного социологического опроса на тему: «Какой народ где и как сидит в свободное от работы время?». Выяснилось, что на циновке чаще всего сидят японцы. На диванах обычно сидят американцы. Русские сидят на нарах, а евреи – на чемоданах».

Об огромной массе приезжающих в Израиле говорили с радостью, а поводов для радости было много. Стало расти число верующих евреев, иешивы стали наполняться учащимися, прибывшими из стран бывшего СССР. Стали по-новому звучать популярные советские песни: «Нам пейсы строить и жить помогают!». Поговаривали, что в аэропорту Бен-Гурион можно было даже прочесть выставленный кем-то на обозрение плакат, этакое назидание вновь прибывшему: «Не думай, что ты – самый умный: здесь все – евреи». Появились новые, и нередко самые неожиданные, сюжеты для анекдотов.

В аэропорту Бен-Гурион из самолета в кресле выносят столетнего старика. К нему подскакивает журналист с микрофоном:
– Дедушка, а зачем вы приехали в Израиль:
– Я… это… хочу… это… хочу умереть на своей исторической родине.
– Ну-у-у-у..

В стране в разы увеличилось число экскурсоводов, поскольку вместе с резко возросшим в мире интересом к Израилю резко возросло и число экскурсантов. Вот один из диалогов между теми и другими:

– Господа, вот вы и на Земле Обетованной. Это – родина всего мирового еврейства.
– Да, но в Израиле только половина его.
– А у нас это – офис.

Оказавшись в Израиле, евреи впервые за свою жизнь почувствовали, что такое быть в своем поведении по-настоящему раскованными, что такое подлинно демократическое общество, что значит настоящая свобода слова и т.д. Им стало жаль своих друзей и родственников, которые не решились на репатриацию:

Как умный еврей разговаривает с не очень умным? По телефону и из Израиля.

А эти «не очень умные» сидят среди своих друзей и знакомых и рассказывают им самые свежие анекдоты на всевозможные темы и, конечно же, в первую очередь о самих себе. И именно об этом поет замечательный человек и прекрасный друг евреев, знаменитый грузин Вахтанг Кикабидзе в своей песне:

Еврея на планете
Повсюду можно встретить.
Он водится в Канаде и в Африке живет.
Он даже на Чукотке
Сидит за рюмкой водки,
Рассказывая чукчам самый модный анекдот.

Среди многих огорчений, которые испытывает ныне российская интеллигенция в связи с отъездом огромного количества евреев, одним из самых чувствительных является резкое падение количества уходящих из обращения анекдотов.

– Мы можем жить без хлеба и мяса – жизненный опыт нас научил этому, и мы это переживем в будущем, если наши власти доведут нас до этого. Но как на жить без анекдотов?!

Еврейский народ, даже если учитывать только те сведения, которые о нем сохранились в письменных источниках, существует уже не менее трех с лишним тысяч лет. Он пережил все современные ему древние народы. Его убивали во время погромов. Его сжигали в печах Освенцима. Ему и сегодня угрожают уничтожением. Есть враги, которые откровенно говорят, что цель всей их жизни – уничтожить Израиль и его народ.

А ведь это уже все было. И не раз. Совсем недавно, в 1990 году, в течение всего года, в Израиле сохранялась напряженная предвоенная обстановка. В квартирах израильтян еще висели шторы, способные обеспечить герметизацию жилища. В каждой комнате можно было увидеть готовые к употреблению противогазы. Страна еще не успокоилась от опасности нападения Саддама Хусейна, объявившего, что готов затопись Израиль смертоносными газами. Но в газете «Наша страна» за март месяц, в пик напряжения, был напечатан такой анекдот.

У израильтянина спрашивают:
– Скажите, вам противогаз в интимной жизни не мешает?
– Ну что вы! Наоборот – помогает. Во-первых, когда жена в противогазе, она молчит. Во-вторых, я не вижу ее вечно всем недовольного лица. А в-третьих, когда я ей перекрываю клапан, она хоть немного начинает шевелиться!

Так скажите теперь, можно ли такой народ победить?



ПЕРЕЙТИ К ПРЕДЫДУЩИМ ВЫПУСКАМ

 
 
Яндекс.Метрика