Летопись холокоста

 

          Э.ИОФФЕ (Минск)

 

И.А.Альтман "Жертвы ненависти: Холокост в СССР 1941-1945", Фонд "Ковчег", коллекция "Совершенно секретно", М.: 2002.-- 544 с.


1.

Библиография фундаментальных работ по Холокосту к 2003 году составила более 130 наименований. Большинство из них опубликовано на английском языке и иврите. Среди них особо следует выделить энциклопедические издания, ряд которых вышли буквально в последнее время [1].

Среди работ на русском языке на первом месте по-прежнему стоит не теряющая свого исторического значения легендарная "Черная книга" под редакцией Василия Гроссмана и Ильи Эренбурга. Ряд книг на русском языке, в которых сделана попытка структурного анализа причин Холокоста, вышло в наши дни России и Израиле [2].

К сожалению, до недавнего времени в мире отсутствовало обобщающее исследование по истории Холокоста и еврейского Сопротивления на оккупированной территории СССР. Теперь можно сказать с уверенностью, что такое исследование уже есть. Это -- рецензируемое нами издание.

Без всяких преувеличений, книгу одного из старейших исследователей проблемы Катастрофы советского еврейства Ильи Альтмана можно назвать уникальной -- как по масштабам изучения темы, так и по источниковой базе, глубине и качеству анализа рассматриваемой проблемы. Досконально изучив документы 27 российских и зарубежных архивохранилищ, И.А.Альтман подошел к истории Холокоста в СССР как к комплексной проблеме геноцида советских евреев в контексте истории Второй мировой войны. Выделив из всей территории страны отдельные регионы (Литва, Латвия, Эстония, Белоруссия, Северо-Запад России, Центральная Россия, Юг России и Северный Кавказ, Крым, Украина и Молдавия), автор вполне закономерно ищет и находит для каждого из них свои специфические особенности.

Очень важно, что автор книги акцентирует внимание читателей на таких сложных и недостаточно исследованных вопросах как антисемитская пропаганда, статистика населения гетто и жертв Холокоста, конфискация еврейской собственности, повседневная жизнь узников, отношение советского руководства и общества к нацистской политике геноцида евреев.

В чем ценность и новизна монографии И.А.Альтмана "Жертвы ненависти" по сравнению с предшествующей научной литераратурой по данной проблеме?


ПЕРВОЕ

Вся книга базируется на документах. Поэтому подавляющее большинство суждений и выводов автора убедительно аргументировано и обладает высокой степенью достоверности.


ВТОРОЕ

Книга воссоздает малоизвестные и неизвестные не только широкому читателю, но даже и многим исследователям, страницы истории Холокоста на территории СССР. Речь идет об овещении истории юденратов и еврейской полиции, религиозной, культурной и педагогической деятельности в гетто, рабочих лагерей, о роли коллаборантов в "окончательном решении еврейского вопроса", о судьбе евреев-военнопленных, о сопротивлении в гетто. При этом многие аспекты истории Холокоста исследованы впервые.

Самой высокой степенью новизны отличается последняя, пятая глава рецензируемой монографии ("Общество и Холокост"), состоящая из разделов "Кремль и Холокост", "Советское общество и Холокост", "Население на оккупированных территориях и Холокост". В последнем из них автор рассматривает отношения церквей к Холокосту. До сих пор в мировой научной литературе не давалось такого глубокого, всестороннего, обстоятельного и аргументированного анализа реакции общества на Холокост.


ТРЕТЬЕ

Автор рассматривает проблемы дефиниций -- различных определений и толкований терминов по проблеме Холокоста. В частности, первый раздел второй главы "Гетто на территории СССР" правомерно назван "Открытое" и "закрытое" гетто". Мнение автора по этому вопросу трудно оспорить:

"Все гетто условно можно разделить на два основных типа: "открытое" и "закрытое". Первый из них (без физической изоляции евреев в охраняемый квартал или помещение) носил временный характер: до уничтожения либо переселения в "закрытое" гетто, депортации, трудовые лагеря... Обязательным признаком такого гетто являлось создание юденрата либо назначение (выборы) старосты... "Открытые" гетто создавались в зоне как военной администрации..., так и гражданской. В зоне гражданской администрации этот тип гетто был переходным...

Создание "закрытых" гетто предполагало переселение всех евреев... в определенный квартал, улицу или дом (помещение)... Внешним признаком "закрытого" гетто становилось его ограждение (силами узников и за их счет) колючей проволокой, кирпичной стеной или глухим деревянным забором. Вход и выход из гетто мог быть осуществлен только через один или несколько пропускных пунктов, которые охранялись с внешней и внутренней стороны... Создание такого типа гетто означало полную физическую изоляцию еврейского населения...".

Автор считает важным введение термина "коллективная самооборона" (4-я глава), который бы показывал разницу между вооруженной защитой группы узников при ликвидации гетто и целенаправленными действиями на нанесение наибольшего ущерба противнику и (или) побег за пределы гетто.


ЧЕТВЕРТОЕ

Анализ широчайшего круга источников позволил автору рецензируемой монографии дать яркую картину еврейского Сопротивления на оккупированной территории СССР, деятельности евреев-подпольщиков не только внутри, но и вне гетто, восстаний в гетто, участия евреев в партизанском движении.


ПЯТОЕ

Несомненным достоинством монографии "Жертвы ненависти" является умение автора популярно и очень доступно излагать строго научный материал. Крайне важным оказалось наличие в книге географического указателя.


2.

Для нас, белорусских исследователей Холокоста, очень важно, что во всех пяти главах книги И.А.Альтмана нашла свое освещение история Холокоста и еврейского Сопротивления в нашем регионе. Так, уже в "Введении" дана серьезная оценка работам, изданным в Беларуси (сборники документов и материалов под редакцией Р.А.Черноглазовой, работы Е.С.Розенблата и И.Э.Еленской, Э.Г.Иоффе). Следует отметить, что в целом основными источниками фактического материала по Беларуси (в особенности, разделы третьей главы "Холокост в Белоруссии") стали работы Л.Л.Смиловицкого, Ш.Холявского и вышеназванных авторов.

Малоизвестные материалы по Беларуси приведены И.А.Альтманом в разделах "Антисемитская пропаганда" и "Социально-правовое положение евреев" главы первой ("Нацистский оккупационный режим и евреи СССР"). Справочный характер носит во второй главе раздел "Гетто в Белоруссии", где говорится о гетто в Белостоке, Гродно, Пинске, Бресте, Витебске, Орше, Гомеле, Минске, Барановичах.

Интересна характеристика, которую автор дает деятельности юденратов и еврейской полиции в Беларуси, их участия в повседневной жизни гетто, в организации принудительного труда евреев, в ликвидации гетто. Примечателен следующий приведенный автором факт: "При ликвидации узников гетто Ошмян посланные туда еврейские полицейские из Вильнюса присутствовали (а по некоторым данным, даже участвовали) в казни соплеменников". Этот факт, кстати, можно было бы привести с большей очевидностью: в книге Ружки Корчак "Пламя под пеплом" (Библиотека-Алия, 1977) без всяких оговорок написано о прямом участии еврейских полицейских из Вильнюса в расстреле узников Ошмянского гетто.

Мужеству и героизму евреев-подпольщиков Беларуси посвящены материалы, размещенные в 4-й главе книги И.А.Альтмана. Здесь мы находим имена и героев Минского гетто, и жертвы первой публичной казни на оккупированной территории СССР Маши Брускиной, и руководителя подпольной группы Вилейского гетто Пини (из д.Илья). Интересны информация о молодежной организации "ха-Шомер ха-Цаир" из м.Куренец, которую возглавлял электротехник К.Шпектор, и о восстаниях в Несвижском, Клецком, Мирском, Лахвинском гетто.

Раздел "Евреи-партизаны" основан на уже известном и ранее опубликованном материале, но и здесь автор вносит свое видение проблемы и, что очень важно, он предпринимает попытку определить количество евреев-партизан на оккупированной территории СССР. Один из эпизодов этого раздела посвящен Лельчицкому партизанскому отряду из Полесской области, комиссаром которого был местный уроженец Яков Эрлах. Интересный материал приведен в разделе "Они спасали евреев" -- он посвящен "Праведникам народов мира" в Республике Беларусь.

Особым достоинством книги "Жертвы ненависти", этой своеобразной летописи (а, в некотором роде, даже энциклопедии) истории Холокоста на территории СССР, является то, что автор стремится показать эту историю, не опуская самых острых, "болезненных" вопросов, таких, к примеру, как евреи-предатели, евреи-коллаборационисты и т.д.


3.

Одновременно следует отметить и наличие в книге ряда фактических неточностей, которые не умаляют ее ценности, но нуждаются в определенной коррекции.

На мой взгляд, название книги не самое удачное, так как не отражает всего содержания монографии. Книга называется "Жертвы ненависти", но ведь посвящена она не только гибели миллионов евреев, но и их борьбе с фашизмом. Более того, одной из самых интересных, принципиально важных глав является четвертая -- "Сопротивление". Поэтому и название напрашивается иное: "Жертвы ненависти и герои Сопротивления".

На стр.188 приводится сообщение гебитскомиссара Вилейки об оставшихся в живых трех (из 20-ти) тысячах евреев. Речь идет о специалистах, занятых на работах на кожзаводе в Радошвичах. Автор, видимо, имел в виду Радошковичи.

На стр.439 говорится о беспрецедентной расправе гитлеровцев в д.Скирмунтово Койдановского района, где за укрывательство евреев была сожжена вся деревня с жителями. Если быть точным, то речь идет о д.Скирмонтово Дзержинского района.

И.А.Альтман рассказывает о погроме в Минском гетто, который якобы состоялся 5 марта 1942 года. В действительности, это произошло на три дня раньше -- 2 марта (стр.208). Именно эта даиа выбита на знаменитом "черном обелиске" в Минской "яме".

Маша Брускина не была подпольщицей Минского гетто, как об этом сказано на стр.330. Она действовала вне гетто, т.е. входила в подпольную антифашистскую группу, которая была создана на "русской" части города.

Командир партизанского отряда имени Буденного, а затем командир партизанской бригады имени Пономаренко, действовавшей в Беларуси, Семен Ганзенко не был евреем (стр.360-361). Более того, одно время он входил в состав украинского полицейского батальона, дислоцированного в Минске.

К сожалению, одним из недочетов автора является отсутствие четкости в работе со ссылками, которые в ряде мест просто перепутаны. К примеру, на стр.385 приведена цитата из первого сообщения, которое послал Сталину партийный лидер Белоруссии П.К.Пономаренко. В нем он писал о евреях, что "их обуял животный страх перед Гитлером, а вместо борьбы -- бегство". Затем следует ссылка N 32 (с.517). На самом деле, к этим словам относится ссылка N 31 (источник -- журнал "Известия ЦК КПСС", 1990, N 7, с.210-211).

Думается, что такому энциклопедическому изданию очень даже не помешали бы именной указатель и иллюстративный материал.

Названные неточности, а также некоторые опечатки не снижают высокого научного уровня и исключительной ценности книги И.А.Альтмана, которую, без всякого преувеличения, можно считать серьезным вкладом в мировую историческую науку. Нет сомнения, издание займет почетное место среди самых глубоких и ценных исследований по истории СССР периода Второй мировой войны.

 

          ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Hannah Arendt. Eichmann in Jerusalem, The Viking Press, USA, 1963; Martin Gilbert. Atlas of the Holocaust, London, 1982; The Holocaust: A History of the Jews of Europe the Second World War. New York: Henry Holt, 1985; Israel Gutman, ed. Encyclopedia of the Holocaust. New York: Macmillan, 1990; Seymour Rossel. The Holocaust: The World and the Jews, 1933-1945. West Orange, NJ: Behrman House, 1992; Robert A. Michael. The Holocaust: A Chronology and Documentary. NJ: Jason Aronson, 1998; Louis Weber. The Holocaust Chronicle, Lincolnwood, IL, USA, 2000; Walter Laqueur, ed. The Holocaust Encyclopedia, New Haven and London,2001.
2. Аб Мишне. Черновой вариант. Иерусалим, 1994; В.Захаров. В.Кулишев. Начало начал. Германия 1933-1939 годы. (Серия "Анатомия Холокоста"). Фонд "Ковчег", коллекция "Совершенно секретно", М.: 2000; Йохен фон Ланг. Протоколы Эйхмана. (Пер. с нем.) -- М.: Текст, 2002.

 
 
Яндекс.Метрика