Зодчий

 

          Феликс МАРКЕВИЧ (Минск)

 

Архитектор Иосиф Лангбард

На фоне отмеченных в 2002 году достаточно широко 120-летних юбилеев великих классиков белорусской литературы Янки Купалы и Якуба Коласа весьма скромно прошел аналогичный юбилей крупнейшего архитектора Иосифа Лангбарда, хотя без спроектированных им зданий не мыслим облик современных Минска и Могилева.


1.

Маленький польский городок Бельск-Подляски расположен в пятидесяти километрах к югу от Белостока. В 1882 г. он входил в состав Гродненской губернии. Именно в этом городке, в еврейской мещанской семье Григория Лангбарда, 18 января 1882 г. родился сын [1]. Родители назвали мальчика древнееврейским именем Иосиф. Дом Лангбардов стоял недалеко от протекавшей через город реки Бяла. В ее тихих водах любил купаться с друзьями Иосиф.

Отцу очень хотелось, чтобы сын посвятил жизнь коммерции, но Иосиф любил рисовать. Он рисовал всё, что видел, и всем, что попадалось на глаза,— углем, цветными карандашами, чернилами. Он рисовал на всем, что было под рукой,— на бумаге, фанере, обоях.

Блестяще завершив учебу в гимназии, девятнадцатилетний Иосиф навсегда покидает родной город. Он уезжает в Одессу и поступает в художественное училище. В 1907 г., спустя год после окончания училища, он уже в Петербурге. Молодой человек очарован красотой этого замечательного города —его дворцами, площадями, парками, ажурными мостами и набережными, в создании которых участвовало несколько поколений российских и зарубежных зодчих. Окрепло желание посвятить жизнь архитектуре, и вот уже Иосиф Лангбард —студент архитектурного факультета Петербургской Академии художеств.

Его Учителем (в самом высоком смысле этого слова) стал профессор Академии Александр Померанцев, автор проекта современного здания ГУМа в Москве. Под его руководством Иосиф в 1914 г. выполнил дипломный проект на тему «Здание Государственного Совета», после защиты которого, Иосифу присваивается звание архитектора-художника [2].

Но тут начинается мировая война, и Лангбард — начальник инженерного отряда, руководит военным строительством на фронте и в тылу. К Октябрьской революции Иосиф отнесся с радостью и энтузиазмом: он искренне верил, что наступит время, когда идеалы социализма станут реальностью.

После выхода России из войны весной 1918 г. Иосиф становится производителем работ в строительной конторе отдела здравоохранения города на Неве. В конце 20-х годов он получает задание на проектирование зданий различного назначения для Белоруссии и Украины. Это стало поворотным пунктом в биографии Лангбарда. Тридцатые годы оказались в его творчестве самыми плодотворными. Созданными в то время творениями, он увековечил свое имя.


2.

По поручению Совнаркома БССР Лангбард руководит проектированием и строительством первой Всебелорусской сельскохозяйственной и промышленной выставки в г.Минске. Для строительства был выделен участок в пределах нынешних улиц Калинина, Кедышко, Волгоградской и проспекта Ф.Скорины. Территория была весьма внушительной — 75 га. В короткий срок на окраине города было возведено более 40 павильонов. Почти все они были выполнены из дерева и, естественно, не сохранились. Выставка проходила с 10 августа по 1 ноября 1930 г. [3].

Успех архитектора не остался незамеченным, и Лангбард принимает участие в разработке проекта застройки центра Минска. Янка Купала, увидев макеты трех предложенных Лангбардом зданий — Дома правительства, Театра оперы и балета и Дома Красной Армии, воскликнул: «А летуценны хлопец, гэты Лангбард!» [4]. Слово «летуценны» («мечтательный») очень точно отразило характер творчества Иосифа Лангбарда.

Местом для возведения Дома правительства специальная комиссия выбрала участок по Советской улице, начиная с Новомосковской и кончая улицей Берсона. Пришлось сносить множество деревянных строений, хаотически нагромождавших весь этот район. Стройка продолжалась четыре года: с 1930 по 1934. Дом правительства в Минске стал одним из лучших произведений архитектора.

Это здание так и осталось самой крупной в республике постройкой общественной архитектуры довоенного времени. Обьем здания равен 220 тысячам кубических метров. Его компоновка основана на симметричном нарастании обьемов и высоты — от периферии к центру. К тыльной части здания примыкает зал заседаний. Элементы вертикальных членений (так называемые лопатки) проходят по всему периметру здания и придают ему энергичную устремленность вверх. Лангбард вообще был сторонником вертикальных архитектурных решений. «Горизонтальная форма представляется как положение спящего, либо мертвого, что действует угнетающе, отмечал он, между тем как вертикальное положение выражает жизнь, бодрость и силу, оно противостоит постоянному тяготению к земле» [5].

В архитектурный ансамбль Дома правительства органично вписывается памятник В.Ленину, расположенный в центре площади, которую создают крылья здания. Иосиф Лангбард сам предложил возвести этот памятник и разработал его проект вместе с ленинградским скульптором Матвеем Манизером (1891-1966). В 1931 году проект памятника был выставлен на Всесоюзном конкурсе, и впоследствии именно его отобрали для воплощения в жизнь.

Дом правительства вместил в себя практически все государственные органы, располагавшиеся в Минске в довоенное время. В городе высвободились многочисленные помещения. Большая часть их была отдана под жилье. В постановлении ЦИК БССР по этому поводу говорилось: «Установить, что не менее 60 процентов всей жилой площади, которая освобождается в связи с переходом наркоматов и центральных учреждений в Дом правительства, передается под квартиры рабочих и трудящихся Минска» [6].

Отмечая большие заслуги Лангбарда в проектировании, руководстве строительством и художественном оформлении Дома правительства, Совнарком республики в феврале 1934 г. присвоил ему почетное звание Заслуженный деятель искусств БССР.

Совместная работа Лангбарда и Манизера не ограничивается минским памятником В.Ленину. По их проектам были воздвигнуты величественные многофигурные памятники В.Чапаеву в Самаре (1932 г.) и Тарасу Шевченко в Харькове (1935 г.).


3.

Долгие годы в Минске на вымощенной булыжником Троицкой площади (ныне площадь Парижской коммуны) по воскресеньям располагался Троицкий базар. Он был крупнейшим в городе. Здесь крестьяне продавали картофель, зерно, сало. На базар привозили свои изделия кузнецы, бондари, сбруйщики [7]. В 1935-1937 гг. на этом месте по проекту Иосифа Лангбарда был построен Театр оперы и балета.

Первоначально архитектор получил задание спроектировать некое универсальное здание, в котором будет полностью механизированная сцена, а зрительный зал должен был вмещать 3000 зрителей. Однако уже в процессе строительства автору было предложено пересмотреть проект с целью сокращения всех параметров здания (вместимость зала была уменьшена вдвое). Величественность всей композиции, конечно же, пострадала. И тем не менее, здание театра, расположенное в самом центре города, в его едва ли не самой высокой точке, играет значительную роль в формировании силуэта современного Минска.

Первой постановкой на новой сцене театра 10 марта 1939 г. была премьера белорусской советской оперы «Михась Подгорный» Евгения Тикоцкого. А вскоре, 5 ноября того же года, здесь состоялась премьера первого белорусского советского балета «Соловей» Михаила Крошнера.

Одновременно с театром оперы и балета по проекту Иосифа Лангбарда возводился Дом Красной Армии.

В свое время в Минске, в начале Скобелевской улицы (ныне Красноармейской), стоял Архиерейский дом с Крестовой церковью при нем. Фундаменты и стены этого дома были использованы Лангбардом при строительстве Дома Красной Армии [8]. Сейчас это Центральный дом офицеров Вооруженных сил Республики Беларусь. Как и все строения архитектора, Дом офицеров решен весьма лаконичными средствами: скромный внешний облик и (при сравнительно небольшом участке, занятом зданием) огромное число внутренних помещений: театральный зал на 1000 мест, кинозал на 800 мест, плавательный бассейн, спортивные залы, кафе, множество кабинетов для клубной работы и отдыха. В течение нескольких десятилетий театральный зал был фактически единственным местом в городе, где проходили гастроли приезжих артистов и театров.

В 1935 г. Лангбарду поручают доработать проект главного корпуса Академии Наук БССР, предложенный архитектором Георгием Лавровым. К этому времени уже были начаты работы по строительству двух отдельных зданий главного корпуса. Лангбард соединил их общим вестибюлем и наружной двухрядной колоннадой. Строительство главного корпуса было закончено в 1939 году. В этом здании разместились Президиум и архив Академии Наук, библиотека, институты экономики, истории, литературы и языка.

После прихода в Германии к власти нацистов нависла серьезная угроза немецкой экспансии на Восток. Расположенные в непосредственной близости от белорусской столицы города Негорелое (на западе) и Заславль (на севере) были в тридцатые годы прошлого века пограничными поселками, причем Заславль был буквально в 35 км от Минска. Столица Белоруссии могла оказаться в пределах обстрела тяжелой вражеской артиллерией. Вот почему правительство БССР приняло в 1938 г. постановление о переносе столицы из Минска в раскинувшийся на берегах Днепра город Могилев. По проекту Лангбарда в 1938-1940 гг. в центральной части Могилева и был построен Дом Советов для руководящих органов республики.

Здание очень напоминает Дом правительства в Минске, только меньше по размеру. Оно и в самом деле было построено с использованием уже накопленного Лангбардом опыта. И так же, как Дом правительства в Минске, Дом Советов в Могилеве заложил основы современной планировки города.

О начале войны Лангбард узнал, находясь в Минске, который покинул 25 июня 1941 г. А уже 28 июня войска вермахта вошли в Минск. Лангбард успел эвакуироваться и вернулся почти сразу после его освобождения, связавшись с правлением Союза архитекторов Белоруссии.

Город лежал в руинах, но монументальные строения, воздвигнутые по проектам Иосифа Лангбарда, сохранились, хотя и серьезно пострадали.

В Доме правительства оккупанты разместили штабы эсэсовцев, гестапо, люфтваффе и базу снабжения войск. Для подвоза и отправки грузов со станции «Минск-пассажирский» транспортные войска проложили к Дому правительства железнодорожную ветку [9]. Здание едва не было взорвано нацистами, которые заминировали его при отступлении. Стремительное наступление Красной Армии спасло здание от разрушения. Саперы извлекли из-под него более 60 тонн взрывчатки.

Бронзовую семиметровую статую Ленина немцы вывезли в Германию, она пошла в переплавку. Однако в мастерской М.Манизера в Ленинграде были обнаружены формы, по которым памятник отливали в довоенные годы, и монумент был в 1945 г. восстановлен. А вот герб БССР, находившийся наверху, в центре здания, оккупанты снять не смогли, они только прикрыли его сверху громадной нацистской свастикой. В день освобождения Минска на крышу Дома правительства поднялись старшие сержанты Мюльгаузен и Мунихин [10]. Автоматные очереди — и крепления, на которых держалась свастика, разорвались. Свастика рухнула вниз, открыв герб республики. Над зданием Дома правительства затрепетал Красный флаг.

В театре оперы и балета в годы оккупации гитлеровцы устроили конюшню. Большего унижения национальной культуры трудно было придумать. Интерьер театра был разграблен: в Германию были вывезены зеркала, стильная мебель, люстры, ковры, картины. Исчезли уникальные предметы театрального реквизита и декораций [11].

В Доме Красной армии немцы разместили воинские части и «Soldaten Heim» («Солдатский Клуб»). В кинозале, где находились солдаты и офицеры, 6 октября 1943 г. прогремел взрыв мины, подложенной подпольщиками [12].

Крупная воинская часть гитлеровцев была расквартирована в корпусах Академии Наук. Из Академии до вступления в Минск нацистов не было эвакуировано ничего из научного оборудования. В руках оккупантов оказалась библиотека Академии, насчитывавшая 300 тысяч томов. Был уничтожен уникальный еврейский фонд этой библиотеки, который находился в книгохранилище. В главном и лабораторном корпусах Академии в последние дни оккупации фашисты устроили поджоги [13].

Уже в октябре 1944 г. группа архитекторов при участии Лангбарда составила «Эскиз-идею планировки Минска», ставший основой для восстановления и развития столицы республики. В течение пяти лет Лангбард являлся руководителем мастерской института «Белгоспроект», он — один из авторов составленного в 1945-1946 гг. генерального плана разрушенного во время войны Гомеля.

Лангбард принял самое активное участие в восстановлении разрушенных зданий, возведению которых он отдал лучшие годы творческой жизни. Наибольший объем работы пришелся на здание театра оперы и балета. Здание подверглось реконструкции. В частности, изменился облик зрительного зала: вместо выступающего балкона появились ярусы. Были полностью восстановлены декоративные лепные детали портала сцены и фойе, выполненные белорусским скульптором Андреем Бембелем при строительстве театра.

Три года шло восстановление здания театра. В 1948 г. его реконструкция завершилась разбивкой парка на окружающей театр территории. План парка также создал Иосиф Лангбард.

Главный корпус Академии Наук с дополнением фасада лепными украшениями был восстановлен в 1949 г. Всеми работами руководил сам Иосиф Лангбард. В том же году зодчего награждают орденом «Знак почета».

Работал Лангбард и над реконструкцией других зданий Минска. В частности, совместно с архитектором Михаилом Баклановым Лангбард разработал проект кинотеатра «Победа». При этом были использованы стены сгоревшего в годы войны клуба пищевиков.

Следует отметить, что после войны Лангбард не сумел создать в Минске ни одного монументального здания. К этому времени над архитектором сгущаются тучи. Вероятно, Лангбарду не простили, что он придерживался «конструктивистских» взглядов [14]. А конструктивизм в те годы обвиняли в игнорировании национальных традиций и подражании Западу.

Рассказ о Лангбарде будет неполным, если не сказать, что он много лет занимался в Ленинграде научно-педагогической деятельностью. С 1935 по 1950 гг. он преподавал в Академии художеств — Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина Академии художеств СССР. С 1939 г. он —профессор, доктор архитектуры, воспитавший много высококвалифицированных специалистов.

Близкий друг и коллега Иосифа Лангбарда Народный художник СССР Заир Азгур создал станковый скульптурный портрет архитектора, любовно и бережно передав его черты. Это произведение заняло достойное место в белорусском изобразительном искусстве.

В книге воспоминаний и размышлений «То, что помнится:» З.Азгур так писал о Лангбарде: «Круг его интересов был поистине необьятен. Я заслушивался лангбардовскими рассуждениями о древней Вавилонской башне и расщеплении атома, о скульптуре эллинов и современной урбанистике, о возникновении национальной розни среди человечества и о борьбе за мир. Много повидавший в своей жизни, он, видимо, жалел, что не успел сделать чего-то очень важного» [15].

Иосиф Лангбард умер в Ленинграде 3 января 1951 г. Фанатично преданный любимому делу, он до последних дней жизни, даже будучи очень больным человеком, продолжал трудиться. После смерти архитектора его вдова Ольга Лангбард передала архив мужа художнику С.Гельбергу, который в свою очередь передал его кафедре архитектуры Белорусского политехнического института [16].

К сожалению, в наши дни имя знаменитого архитектора Иосифа Лангбарда оказалось забытым городскими властями Минска и Могилева. Ни одна из улиц или площадей этих городов не носит его имени. И лишь как свидетельство неисчезающего интереса к творчеству мастера мы видим, что на 100-рублевых денежных купюрах Национального Банка Республики Беларусь, находящихся сейчас в обращении, воспроизведено одно из его творений — Национальный академический Большой театр оперы и балета.

 

          ЛИТЕРАТУРА:

1. Беларуская энцыклапедыя. — Мн.: Изд. «Беларуская энцыклапедыя», 1999. Т.9, с.117.
2. Воинов А. «И.Г.Лангбард». — Мн.: Изд. «Вышэйшая школа», 1976, с.13.
3. Минск. Энциклопедический справочник. — Мн.: Изд. «Белорусская Советская Энциклопедия», 1983. С.308.
4. Азгур З. То, что помнится:. — Мн.: Изд. «Беларусь», 1984. Кн.2, с.51.
5. Воинов А., Самбук С. Дом Правительства Белорусской ССР. — Мн.: Изд. «Вышэйшая школа», 1975, с..40.
6. Шамов В. Памятники Минска. — Мн.: Изд. «Полымя», 1991, с.8.
7. Шибеко З., Шибеко С. Минск. Страницы жизни дореволюционного города. — Мн.: Изд. «Полымя», 1990, с.316.
8. Там же. С.312.
9. В непокоренном Минске. Сб. документов. — Мн.: Изд. «Беларусь», 1987, с.54.
10. Кукевич А. «Спасибо, сержант, за флаг Свободы» . «Белорусская нива», 2000, 1 июля (N 116-117).
11. Преступления немецко-фашистских оккупантов в Белоруссии. 1941-1945. Сб. документов. — Мн.: Изд. «Беларусь», 1965, с.238.
12. Мiнскае антыфашысцкае падполле. Сб. документов. — Мн.: Изд. «Беларусь», 1995, с.244.
13. Преступления... С.213-215.
14. Ткаченко Е. «Гениальные коробки» . «Белорусская деловая газета», 2002, 7 августа (N 114).
15. Азгур З. То, что помнится:. — Мн.: Изд. «Беларусь», 1977, с.311.
16. Воинов А. Указ. соч., с.7.

 
 
Яндекс.Метрика