Статья 16 Конституции Республики Беларусь 1996 года и юридические последствия ее применения

 

          Артур ЛИВШИЦ (Минск)

 

Одним из важнейших элементов мировоззрения (миропонимания, мироощущения) и сопряженного с ним поведения человека является религия. Само слово «религия» в переводе с латинского (religio) означает благочестие, набожность, святыню, что само по себе определяет праведность верующего. Ряд концепций религии утверждают модели индивидуальной эволюции, способной привести человека к собственной шкале ценностей в выборе идеала [1], что означает его некоторую независимость от общества в проявлениях своей духовности. Демократическое общество создает все условия для сохранения этой индивидуальной независимости и не допускает вмешательства государства в духовную жизнь населения. Религиозные права и свободы — наиболее тонкий критерий из всех, по которым определяется уровень демократии.


1.

В 1994 году была принята первая Конституция независимой Республики Беларусь. Ст.16 Конституции гласила, что все религии и вероисповедания равны перед законом, который и регулирует отношения государства и конфессий. Таким регулирующим законом в то время являлся закон «О Свободе вероисповеданий и религиозных организациях» 1992 года, принятый почти одновременно с Законом о национальных меньшинствах на волне демократических преобразований в обществе после распада СССР и обретения Беларусью суверенитета.

Ст.7 Закона «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» декларировала недопущение вмешательства государства в деятельность религиозных организаций. Соблюдение этой статьи было созвучно тому, что происходило в стране, переходящей от режима коммунистического тоталиторизма к режиму демократического гражданского общества. До этого в Конституции БССР присутствовала норма об отделении церкви от государства, которая, однако, носила лишь декларативный характер, а в реальной жизни практически не соблюдалась: тотальный контроль власти за всеми сферами жизни общества привел к уничтожению влияния культа на духовность граждан. При этом в течение семи десятилетий государство проводило тактику активной пропаганды атеистического мировоззрения при фактическом государственном запрете на пропаганду религиозную.

Закон 1992 года сыграл свою прогрессивную роль в становлении гражданского общества, обеспечив свободное развитие всех религий и вероисповеданий — как традиционных для данного региона, так и новых. Последующее десятилетие было отмечено бурным ростом религиозного мировоззрения и возникновением значительного числа религиозных организаций. По некоторым данным, на 1 января 2003 г. в Беларуси действовали 2825 религиозных общин (на 1.01.2002 г. —2774). Наиболее многочисленной является христианская конфессия, включающая в себя православную (1265 общины / на 1.01.2002 — 1224), римско-католическую (482), христиан веры евангельской (492/491) и евангельских христиан-баптистов (268/270) деноминации. [2]

Однако после референдума 1996 года ст.16 Конституции РБ была существенным образом переработана, в результате чего принципы взаимоотношения Государства и конфессий коренным образом изменились. Если до этого в республике существовало положение, зафиксированное в Конституции БССР 1978 г., где было записано: «Церковь в Белорусской ССР отделена от государства и школа — от церкви» (см. Приложение № 6, ст.50, п.2) , то из новой Конституции это положение исчезло. В Конституции, принятой после республиканского референдума

24 ноября 1996 года, ст.16 оказалась сформулированной следующим образом: «Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государствнных традиций белорусского народа» [3]. Иначе говоря, теперь само государство определяет, какие религиозные организации ему нужны, а какие нет.

Новое положение фактически привело к тому, что Беларусь перестала быть светским государством в полном смысле этого слова. Такая ситуация является уникальной на постсоветском пространстве. В Конституции России, например, прямо записано, что «Российская Федерация — светское государство. никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (см. Приложение №7, ст.14, п.1) [4]

Любопытно заметить, что название ст. 16 Конституции РБ в окончательной редакции — «Религии и вероисповедания равны перед законом» — оказалось совершенно несоответствующим ее содержанию. Смысл данной нормы основного закона РБ, оказывается, не в равенстве религий и вероисповеданий, а в доминанте «духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа» и их соответствующего доминантного влияния на отношения государства и религиозных организаций.

Аналогичное противоречие заложено и в тексте преамбулы к Закону РБ «О свободе совести и религиозных организациях» (2002 г.): сначала декларируется равенство религий перед законом, а в следующей же строчке определяется, в каком порядке будет государство учитывать «влияние религиозных организаций на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа». Православная церковь получила «определяющую роль», Католической церкви отведена роль «духовная, культурная и историческая», а Евангелическо-лютеранская церковь, иудаизм и ислам, видимо, вообще никакой роли не играли, ибо Закон определил им лишь «неотделимость от общей истории народа Беларуси». Иные вероисповедания и вовсе не упоминаются.

Не устанавливая в законодательном порядке государственной религии, Конституция РБ самой дефиницией ст.16 создает условия для приоритетного отношения государства к той или иной конфессии. В результате, декларируя равенство религий перед законом, государство создает предпосылки для реального неравноправия конфессий. [5] Таким образом, на нет сведены многие демократические преобразования в обществе, происшедшие после обретения Беларусью независимости. Такой откат к прошлому привел к необходимости разработки нового, более жесткого закона, регулирующего отношения государства и конфессий. Работа над созданием новой редакции Закона началась еще в 1997 г. В октябре 2002 года закон был принят Парламентом республики и утвержден Президентом.


2.

Следует отметить, что система взаимоотношений Государства и Религии менялась в СССР и странах постсоветского пространства с учетом смены их политического курса, что отражалось на соответствующих нормах Конституции и законодательствах о религии. Вовлечение религиозных институтов в политическую жизнь являляется одной из самых больших проблем стран СНГ.

Нейтральность государства к религиозной практике своих граждан является одной из фундаментальных ценностей демократического общества. Исповедание той или иной веры либо отказ от религии вообще при этом рассматривается как личное дело каждого гражданина. Церковь — традиционно важнейший институт гражданского общества. Многие сегодняшние проблемы государств на постсоветском пространстве заключены в неразвитости институтов гражданского общества и его основы — негосударственных общественных организаций. Религиозные объединения являются важным и традиционным институтом именно негосударственных форм самоорганизации общества. Однако как раз независимость конфессий от государства была камнем преткновения во взаимоотношениях советской власти и церкви.

Следует учитывать также, что советское общество было идеологизированным, а потому изначально недемократическим: в нем никак не могло быть двух идеологических систем. Поэтому религия с первых же дней советской власти была объявлена вне закона, а позднее приравнена к контрреволюции.

В 1917 году, после отречения императора Николая II, у руля власти встали либеральные представители российского общества. Временное правительство пошло вполне демократическим путем в своих преобразованиях по религиозному вопросу, начав деятельность с принятия 2 апреля постановления «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений».

Дальнейшим шагом в деятельности Временного правительства явилось принятие 2 августа Постановления «О свободе совести». С этого времени каждый гражданин мог исповедывать любую религию, и за это не мог быть преследуем или ограничен в правах, а также был свободен в переходе в другую религию без специальных разрешений. Общественный статус гражданина перестал зависеть от принадлежности к какой-нибудь конфессии [6]. Сразу после этого было образовано Министерство исповеданий. В ведение данного органа переходили полномочия и дела Св. Синода (по вопросу православной веры) и министерства Внутренних Дел (по департаменту дел инославных исповеданий).

Политика Временного правительства распространялась на все конфессии, представленные в России, а это означало, что Российское государство стало внеконфессиональным [7]. Несомненно, что принятые решения вели к либерализации российского общества, хотя и затрагивали при этом специфические вопросы религиозного права. Весна и лето 1917 года — уникальный период в истории России, отмеченный бурным обновлением религиозной жизни.

Однако в октябре 1917 года путем государственного переворота к власти пришла партия большевиков. Советское правительство, в отличие от предыдущего, стояло на позициях атеистической идеологии, и с первых же дней пребывания у власти стало проводить практику перестройки всей государственной системы, в том числе и в отношении к церкви.

Согласно «Декрету о земле» от 26 октября 1917 года, все землевладельцы (включая Церковь) лишались прав на землю [8]. Затем, 11 декабря, появился декрет о передаче в ведение Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса) всех церковных учебных заведений [9]. 18 декабря был упразднен церковный и введен гражданский брак.

Все эти законодательные мероприятия Советского правительства были проведены в течение первых же двух месяцев существования нового, советского государства. Они же и легли в основу Декрета СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», принятого 23 января 1918 года, а 8 мая того же года Наркомат юстиции создал специальный отдел по проведению этого декрета в жизнь. Отныне все вопросы, касающиеся взаимоотношений государства и конфессий и требующие решения правительства, рассматривались предварительно в этом отделе [10].


3.

Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» носил характер декларативного документа. По нему каждый гражданин мог исповедовать любую религию или оставаться атеистом, что не фиксировалось в официальных актах. Устранялись все религиозные обряды и церемонии как из государственных, так и из «публично-правовых общественных установлений». Объявлялся этатизм, при котором государство представляло высший результат и цель общественного развития [11], а его интересы первенствовали над интересами рядовых граждан. Все имущество церкви становилось народным достоянием. И, в конце концов, церковь лишалась прав юридического лица [12].

Более широкая правовая основа к Декрету была разработана только к августу 1918 года. Она была опубликована под заголовком «Постановление Народного Комиссариата Юстиции о порядке проведения в жизнь Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (инструкция) от 24 августа 1918 г. [13].

Незадолго до этого, 10 июля 1918 г., была принята Конституция РСФСР, которая декларировала (раздел 2, гл.5, п.13), что «в целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». [14].

Однако на деле советские законы не только не давали никаких гарантий соблюдения права на свободу вероисповедания, но и не обеспечивали личной безопасности граждан в связи с их религиозной принадлежностью. Одной из основ идеологии новой власти стал воинствующий атеизм. Активная антирелигиозная политика была направлена против всех конфессий, хотя в разные периоды та или иная из них становилась основным объектом преследований. Разгром конфессий начался сразу после прихода большевиков к власти.

Правда, в I-й половине 1920-х гг. власти в своей попытке продемонстрировать перед всем миром и своим собственным населением, что ситуация в стране после ликвидации разрухи, вызванной Гражданской войной, стабилизировалась, даже объявили о необходимости «с большой осторожностью проводить мероприятия, затрагивающие религиозные чувства населения». О религиозной терпимости говорилось даже в директивах ЦК ВКП, обнародованных весной 1922 г., однако эта терпимость никак не касалась православия, которое для большевиков было одним из главных врагов. [15] Православная церковь как наиболее многочисленная и влиятельная подверглась особо жестокому разгрому. Вот как эти события были описаны в одном из документов, относящихся к 1930 г.

«В СССР происходят жестокие гонения на религию и в особенности на Православную Церковь. Советские законы о свободе совести — лишь фикция, которой эти гонения прикрываются. Они состоят в том, что православные епископы, клирики и активные миряне без суда и предъявления обвинений бросаются в тюрьмы и далекие ссылки; что Церковь вот уже 13 лет лишена права созыва Соборов, епархиальных съездов, лишена печати, религиозных школ; что проповедь религии (пропаганда) рассматривается как преступление, в то время как проповедь безбожия везде и всюду насаждается; что верующие миряне. если они не скрывают своей веры, лишаются работы, гражданских прав и терпят всякие утеснения (в особенности это касается учителей).

Церкви в громадном количестве закрываются правительством по требованию безбожных организаций, несмотря на живой протест верующих. По официальной статистике, за 10 лет, с 1917 по 1927 год, по одной только Украине закрыто 2573 православных храма, а всего культовых зданий (всех религий) за это же время — 3384... Шесть тысяч храмов исторического значения, находившиеся на учете Комиссии охраны памятников старины и искусства, снимаются с учета и отдаются на слом.

... Количество епископов (по неполному подсчету), подвергшихся гонениям, равняется 197, причем многие за эти годы успели уже по два и три раза побывать в ссылках... Что касается отдельных случаев репрессий против мирян за религиозные убеждения, то они являются обычными.

Религиозная пропаганда преследуется. Не издается ни одного религиозного журнала, ни одной книги религиозного характера... Не функционирует ни одна богословская или религиозная школа... Преподавание веры детям, даже частно, воспрещено, в то время как во всех школах ведется систематическая антирелигиозная пропаганда.

... В 1918 году агентами власти был зверски убит митрополит Киевский Владимир. Тело его найдено изуродованным со следами побоев и многочисленных колотых ран. В Перми в 1919 был зверски убит епископ Андроник, которого выбросили из вагона поезда на ходу. В том же году был утоплен в Волге епископ Гермоген Саратовский. В Чите был сожжен живым епископ Ефрем Селенгинский.

... Полный произвол местной власти в отношении духовенства, особенно в селах, делает его положение нестерпимым. При этом имеют место такие дикие случаи, как, например, выселение духовных лиц, конфискация всего имущества... [16]


4.

Репрессивные меры, направленные на уничтожение церковных институтов, проводились на основании определенных декретов правительства. Некоторые из этих мер были благословлены с высоты основного закона страны — Конституции, в которой, к примеру, говорилось о лишении прав избирать и быть избранными «монахов и духовных служителей церкви и религиозных культов» (см. Приложение №2, ст.65, п.2г»).

Антирелигиозные декреты, противоречащие Конституции, выходили один за другим. 10 июля 1922 года вышел декрет ВЦИК об административной высылке духовенства, занимающегося «антисоветской» деятельностью [17]. Затем началась невиданная по масштабам кампания по вскрытию «святых мощей» и изъятию церковных ценностей.

Оправдать изъятие церковных ценностей должны были мероприятия по ликвидации небывалого голода, обрушившегося на страну в 1921-1922 гг. 18 июля 1921 г. ВЦИК создал ЦК Помгол (Комиссия помощи голодающим) под председательством М.И.Калинина, проработавший до сентября 1922 г. В рамках борьбы с голодом и был 27 декабря 1921 г. издан декрет ВЦИК «О ценностях, находящихся в церквах и монастырях», по которому за учреждениями культа сохранялись лишь предметы обиходного характера. Чтобы исключить возможность сопротивления со стороны священнослужителей, 16 февраля 1922 г. президиум ВЦИК своим решением исключил представителей духовенства из состава комиссий по изъятию. Спустя неделю, 23 февраля, был принят окончательный вариант декрета, по которому «церковь практически отстранялась от участия в организации сдачи ценностей, запрещалась замена драгоценных предметов имеющих «богослужебное употребление» равноценным количеством золота и серебра». [18]

Изъятие церковных ценностей, кроме простого сбора средств, должно было служить (по замыслу Л.Троцкого, негласного лидера всего этого невиданного грабежа) политике, направленной на раскол церкви через устранение «черносотенных» священников, на привлечение и неофициальную поддержку распропагандированной («советской») части духовенства и на дифференциацию храмов по имущественному признаку. [19]

Политика активного вмешательства властей в деятельность конфессий продолжалась и во все последующие годы. Советы пытались всячески ослабить влияние церкви, а потому было запущено государственное регулирование числа религиозных организаций в зависимости от их конфессиональной принадлежности. 12 июня 1922 г. появился декрет ВЦИК о регистрации религиозных обществ, а 3 августа — «Инструкция о порядке регистрации религиозных обществ и выдачи разрешений на созыв таковых». С этого времени верующие начали решать проблемы законодательного оформления своей духовной жизни. Власти же со своей стороны сделали все, чтобы на этом пути у религиозных организаций было максимально большое число преград. В частности, в Инструкции по регистрации религиозных общин (ст.5) говорится:

«Отдел Управления Губ. или Облисполкома отказывает в регистрации фактически существовавшего или только что возникшего религиозного общества:

1. если число членов его или число учредителей менее 50 человек местных жителей, не ограниченных по суду в правах;

2. если Устав общества, подлежащего регистрации, задачи его и методы деятельности противоречат конституции РСФСР и ее законам» [20].

В это же время, в 1922-1923 годы, стала набирать обороты, невиданная по своим масштабам еще одна, санкционированная правительством кампания — массовая антирелигиозная пропаганда. Издается огромное множество периодических изданий, таких как газета «Безбожник» (к ноябрю 1924 года тираж составлял 210.000 экземпляров), журнал «Антирелигиозник» и др. В 1925 году окончательно оформился просуществовавший до 1947 г. «Союз воинствующих безбожников», основу которого заложили члены «Союза друзей газеты «Безбожник». К ноябрю 1931 г. в рядах этого Союза числилось свыше 5 млн членов, объединенных в более чем 60 тыс. первичных организаций [21].

Задача всей антирелигиозной пропаганды сводилась к одному: «Выбивать камень за камнем из крестьянского мировоззрения, заполнять его новыми элементами научного мировоззрения» [22]. Достигаться это должно было через «материалистическое объяснение явлений природы, в материалистическом объяснении самой религии» [23]. Но, в основном, все сводилось к практическому противопоставлению религии и науки по эмпирическому хозяйственно-экономическому результату [24], а также противопоставлению жизни духовенства и советского народа.


5.

Со второй половины 1927 г. в партийно-государственных кругах страны усилилось влияние стороников жесткого курса по отношению к церкви. В январе 1929 г. Политбюро ЦК приняло секретное постановление «О мерах по усилению антирелигиозной работы», положившее начало новой волне террора. В апреле того же года ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление

«О религиозных объединениях». С этого времени внутрицерковная деятельность стала ограничиваться множеством жестко регламентированных мер. Теперь религиозные общества уже не имели права заниматься какой бы то ни было деятельностью, кроме удовлетворения религиозных потребностей верующих, и, главным образом, в пределах молитвенного здания. [25]

ХVII партийная конференция, прошедшая в Москве с 30 января по 4 февраля 1932 г., приняла директивы к составлению второго пятилетнего плана и сформулировала главную политическую задачу этой пятилетки — окончательно ликвидировать капиталистические элементы и классы, преодолев пережитки в сознании людей. Религиозной жизни в стране был подписан приговор. Возник так ни разу не обнародованный пятилетний план ликвидации религии:

1932-1933 — закрыть все церкви, молитвенные дома, синагоги и мечети;

1933-1934 — запретить все религиозные представления, привитые литературой и семьей;

1934-1935 — охватить страну тотальной антирелигиозной пропагандой;

1935-1936 — закрыть последние молитвенные дома и полностью запретить деятельность священнослужителей;

1936-1937 — изгнать религию из самых укромных ее уголков. [26]

Власти по-прежнему расценивали органы религиозного управления как «политические организации, распространяющие враждебные социализму идеи». Только среди иерархов православной церкви в 1931-1934 гг. было арестовано 32 человека, а в 1935-1937 гг. — 84. [27] Судьба их трагична.

В целом, в период 1931-1937 гг. было арестовано 116 архиереев православной церкви; из 38,5 тыс. храмов, действовавших в 1928 году на территории РСФСР, к началу войны осталось только 1700. [28]

Итогом целенаправленной деятельности властей по ослаблению позиций учреждений культа стала отчетливо проявляемое индифферентное отношение населения к религии. В стране появилось незримое «безмолвное большинство», чье молчание было фактически обеспечено «штыками».

Помимо этого, политика правительства спровоцировала обострение внутренних противоречий в самой церкви и привела к дифференциации духовенства, что, собственно, и планировалось изначально. Правовые акты Советской власти внесли радикальные изменения в области свободы совести и вероисповеданий. Главными из них можно считать следующие:

— был утвержден светский характер государства и системы образования в нем, а религия стала частным делом граждан;

— был принят ряд норм, ограничивающих возможности функционирования религиозных объединений (лишение прав собственности и юридического лица) и гражданские права служителей церкви (лишение их избирательных прав).

Со становлением в конце 1920-х—1930-е годы сталинского тоталитарного режима и усилением борьбы против «религиозных пережитков», из законодательства были полностью изъяты те немногочисленные демократические свободы, которые содержались в Декрете об отделении церкви от государства и школы от церкви, например, право замены службы в армии выполнением иной гражданской обязанности по религиозным убеждениям (см. Приложение №1), и в Конституции Российской Федерации 1918 г., например, свобода религиозной пропаганды наравне с антирелигиозной (см. Приложение №2). Правда, избирательные права церковнослужителям были возвращены по Конституции СССР 1936 г.(см. Приложение №4), однако реальной возможности оказаться избранными у них не было.

В этот же период (1929 г.) принимается постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях», еще более ужесточившее условия функционирования религиозных объединений и поставившее их под тотальный контроль властей (см. Приложение №3).


6.

Беларусь — многоконфессиональное государство. В течение столетий на его территории совместно проживают большие и малые группы верующих, принадлежащие к различным вероисповеданиям. Однако межконфессиональному миру время от времени угрожает опасность. Существует несколько причин, по которым такая угроза становится реальной.

1. Ситуация, когда инициатива исходит «сверху». В этом случае само государство либо отдельные политические группы и их лидеры пытаются разыграть «религиозную карту», используя религию для увеличения политического влияния, для решения личных политических задач или для создания идеологии государства на религиозной основе.

2. Ситуация, когда одна из религий или церквей стремится обрести доминирующее положение в духовной сфере, прибегая к помощи политических институтов светской власти.

3. Ситуация, связанная с внутрирелигиозными или внутриконфессиональными расколами. В этих случаях события быстро политизируются, становясь этапными не только в религиозной, но и в светской жизни.

4. Ситуация, когда межнациональные и социально-политические конфликты превращаются в межрелигиозные. В этих случаях самым опасным представляется отождествление нации с одной конкретной религией [29].

Следует заметить, что в современном обществе редко случается, чтобы политические события развивались в каком-то одном, узком русле. Чаще всего отмечается сочетание многих причин, многовекторность ситуаций. Из того, с чем мы сегодня сталкиваемся, наиболее часто встречаются ситуации первого и второго рода. Вот как, например, развивались события с прохождением Закона о свободе вероисповеданий в России в 1990-е годы.

Уже в тот момент, когда стало ясно, что пришло время «великого религиозного ренессанса», большинство обозревателей отметило рост убеждения руководства православной церкви, что государство должно юридически подтвердить ее привилегированный статус и одновременно решительно ограничить деятельность иностранных миссионеров. Церковное руководство развернуло энергичную кампанию, добиваясь пересмотра либерального закона 1990 г. о свободе вероисповедания. Патриарх Алексий II лично обращался к тогдашнему председателю Верховного Совета Руслану Хасбулатову. РПЦ в этом вопросе полностью поддержали руководители российских мусульман, которые также были обеспокоены деятельностью протестантских миссионеров среди народов, которые исторически исповедуют ислам [30].

Летом 1993 г. Верховный совет России, большинство в котором принадлежало консерваторам, принял поправки к Закону о свободе вероисповеданий, на которых настаивало руководство Русской православной церкви. Однако президент Ельцин не подписал эти поправки, несмотря на просьбу патриарха. В сентябре того же года Верховный Совет был насильственно распущен, и поправки не вошли в законную силу. Однако в феврале 1997 г. многие поправки были приняты, при этом было преодолено «вето» Президента России. Изменения в Законе сводились к следующему:

а) необходимость признания того факта, что Русская православная церковь в течение тысячи лет формировала духовно-нравственный облик российского народа и что к ней принадлежит большинство верующих граждан, что позволяет законодательно закрепить ее особое положение. Это требование сопровождается призывом, наряду с принципом равноправия религиозных объединений перед законом, ввести принцип неравнозначности и неравновеликости религий и конфессий в России. Отказ от признания этого факта расценивался как дискриминация традиционных религий;

б) необходимость законодательно ограничить деятельность «псевдорелигиозных» организаций и зарубежных миссионеров;

в) необходимость ослабить налоговое бремя, лежащее на церковных структурах и предприятиях, вплоть до полного освобождения от налогов.

События, последовавшие за реализацией этих требований, четко продемонстрировали ущербность всей ситуации: разразился грандиозный скандал, связанный с так называемым «табачным делом» [31]. РПЦ получила право на беспошлинный ввоз табака и алкоголя, которые были реализованы через сеть светской торговли. Куда пошла большая часть доходов, осталось неизвестным: церковный бюджет не опубликован. При этом церковное руководство не проявило ни малейшей озабоченности в связи с тем, что в общественном сознании (в том числе, и в сознании верующих) возник негативный образ «торгующей церкви» [32].


7.

Белорусские СМИ в течение ряда лет уже не раз поднимали вопрос, что во взаимоотношениях государства и конфессий существуют ряд серьезных противоречий. Достаточно перечислить названия некоторых статей, чтобы увидеть, что напряжение просто висит в воздухе: «В христианском мире неспокойно» [33], «Предчувствие гражданской войны» [34], «Власти способствуют осквернению церквей» [35], «Протестанты против журналиста» [36], «Неправильное православие» [37], «Темница разума с портретом патриарха» [38], «Беларусь на пути к теократии» [39], «Государственный запрет на веру?» [40], «Власти Гомельщины стремятся контролировать деятельность религиозных организаций [41], «Строим теократию?» [42], «Госрелигию обкатают на белорусах» [43], «Томагавк для религиозной войны» [44], «Католикам не хотят возвращать их костелы, предлагают построить новые» [45], «Суд удовлетворил иск общин сознания Кришны к Комитету по делам религий и национальностей» [46], «Вперед, в прошлое» [47], «Закон, который разделит верующих на касты» [48], «Нам запретят молиться новым богам» [49], «Церковь выше костела, синагоги...» [50], «Ударим православием по бездуховности и разгильдяйству» [51] и т.д.

Именно на таком фоне и происходо принятие нового «Закона о свободе совести и религиозных организациях» осенью 2002 г. Поражало полное отсутствие реакции на все эти тревожные материалы в СМИ со стороны той организации, которая должна была за всем этим процессом наблюдать и эти отношения регулировать, — Комитета по делам религии и национальностей. Государство всем своим видом показывало, что все в порядке, что волноваться нечего. Эту же убежденность в своей правоте демонстрировали и разработчики проекта нового Закона, уверенные в том, что никакое общественное мнение не повлияет на ход его утверждения в Парламенте и дальнейшее применение на практике.

Так и произошло. Принят закон, целый ряд позиций которого носит настолько спорный характер, что возникают опасения, не вызывут ли они религиозную дестабилизацию в обществе. На наш взгляд, новый Закон о свободе совести активно направлен на усиление тотального контроля государства над религиозной жизнью общества (не только религиозных организаций, но и каждого отдельно взятого верующего) и на государственное регулирование становления и развития конфессий.

Произвести этот подлинный переворот в жизни общества государство никак не смогло бы, если бы религия была от него отделена. Только в полном их слиянии и возможно такое активное и бесцеремонное вмешательство власти в религиозную жизнь общества.

История уже знала такие моменты, когда страх за потерю контроля над духовной жизнью народа заставлял определенные круги России активно сопротивляться проводимым летом 1917 г. в России революционным преобразованиям. Так, собравшийся в июне того года в Москве Всероссийский съезд духовенства и мирян принял резолюцию об основных принципах церковно-государственных отношений, в которой говорилось:

«1. Отделение церкви от государства не может быть допущено, но должна быть объявлена и последовательно проведена свобода вероисповедания и культа.

2. Православие признается первой среди других исповедуемых в России религий.

3. Соответственно с этим православная вера пользуется преимуществом во всех актах государственной жизни...

4. Глава Русского государства и министр исповеданий должны быть православными от рождения.

5. Православная церковь является институтом публично-правового характера, коему государство оказывает покровительство в законах и материальную поддержку.» [52]

Как мы знаем, Временное правительство на эти условия не пошло, руководство страны стало «внеконфессиональным». В Беларуси же в 1996 г. все было сделано с точностью до наоборот: согласно ст.16 существующей ныне Конституции РБ, религия оказалась неотделенной от государства. Факт уникальный на постсоветском пространстве!

Совершенно логично, что следующим шагом в развитии ст.16 Конституции РБП должно было стать принятие нового закона о свободе совести и религиозных организациях. Попытка разыграть «религиозную карту» в политических целях и создать условия для утверждения доминирующего положения в духовной сфере с помощью светской власти одной или нескольких «традиционных» конфессий привела к принятию Закона, в котором расширенная правосубъектность одних религиозных организаций по отношению к другим уже заложена в его преамбуле, произвольно определяющей различный вклад конфессий в государственное и культурное строительство. В итоге сама практика деления конфессий на «традиционные» и «новые» создала прецедент неравенства. [53]

Учитывая, что в законе не прописаны принципы, по которым, в соответствии с преамбулой, разные конфессии обозначены как неравнозначные к их вкладу в развитие страны, был открыт путь для проявления субъетивизма в решении вопросов религиозной жизни миллионов людей. Гарантией такой возможности является сам факт внедрения государства в деятельность конфессий и его регулирующая роль в вопросах, никоим образом его не касающихся:

— запрещение совместного отправления религиозных обрядов без регистрации религиозной организации в органах государственной власти,

— запрещение группового отправления религиозных ритуалов в местах, не оговоренных заранее и без предварительного разрешения,

— запрещение деятельности священнослужителей и групп верующих вне канонической (т.е. утвержденной заранее в органах государственной власти) территории.

Новый Закон о свободе совети, судя по его преамбуле, практически вновь привел к возврату признания православия религией «первенствующей и господствующей», что изначально противоречит Конституции РБ. [54]

Отказавшись от принципа отделения религии от государства, власти максимально закрепили, в первую очередь, имущественную и финансовую зависимость конфессий от государства. Допущенная властями в 20-30-е гг. историческая несправедливость не исправлена до сих пор. В те годы церковная собственность была реквизирована, что предполагало возврат ее владельцу либо выплату ее стоимости. Этого не произошло, так что на самом деле была произведена не реквизиция, а конфискация. Отсутствие равноправия конфессий перед лицом государства в настоящее время видно уже хотя бы по тому, что христианам возвращена почти вся принадлежавшая им культовая собственность, в то время как другие конфессии из-за отсутствия закона о реституции получают в этом отказ.

Можно привести и иные примеры оказания государством поддержки христианским конфессиям, например, предоставление им для религиозной пропаганды часов радио- и телевещания, чего не делается для других конфессий.


Вывод

Отказ от принципа отделения религии от государства фактически окончательно закрепил право властей использовать религию в своих политических целях, а в результате, различные конфессии изначально оказываются в неравных условиях, чем нарушается заложенный Конституцией РБ принцип равенства религий и равноправия конфессий.


Приложение №1

ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА И ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ

Декрет Совета Народных Комиссаров от 23 января 1918 года

1. Церковь отделяется от государства.

3. Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются. Примечание: из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан устраняется.

4. Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями.

6. Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей. Изъятия из этого положения, под условием замены одной гражданской обязанности другою, в каждом отдельном случае допускаются, по решению народного суда.

7. Религиозная клятва или присяга отменяется.

9. Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных верований во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом.

12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.

13. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. [55]


Приложение №2

КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Принята V Всероссийским съездом Советов, 10 июля 1918 г.

Статья 13. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.

Статья 64. Правом избирать и быть избранными в Советы пользуются независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т. п. следующие обоего пола граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, коим ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет:

а) все добывающие средства к жизни производительным и общественно-полезным трудом...

б) солдаты Советской армии и флота;

в) граждане, входящие в категории, перечисленные в пунктах «а» и «б» настоящей статьи, потерявшие в какой-нибудь мере трудоспособность.

Статья 65. Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из вышеперечисленных категорий:

а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.;

в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;

д) служащие и агенты бывшей. полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома... [56]


Приложение №3

О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

Постановление ВЦИК и СНК РСФСР 8 апреля 1929 г. (В редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 декабря 1962 г.)

4. Религиозное общество и группа верующих могут приступить к своей деятельности лишь после регистрации общества или группы верующих в Совете Министров автономной республики, исполнительном комитете краевого, областного, городского (гг. Москвы и Ленинграда) Совета депутатов трудящихся.

8. О составе религиозного общества или группы верующих, а также их исполнительных и ревизионных органах и служителях культа в установленном законом порядке сообщается органу, зарегистрировавшему данное религиозное объединение.

12. Общие собрания религиозных обществ и групп верующих происходят с разрешения исполнительного комитета районного, городского Совета депутатов трудящихся.

13. Для непосредственного выполнения функций, связанных с управлением и пользованием культовым имуществом, а также в целях внешнего представительства, религиозные объединения избирают из среды своих членов на общем собрании верующих открытым голосованием исполнительные органы...

14. Регистрирующим органам предоставляется право отвода из состава членов исполнительного органа религиозного общества или группы верующих отдельных лиц.

17. Религиозным объединениям воспрещается:

а) создавать кассы взаимопомощи, кооперативы, производственные объединения и вообще пользоваться находящимся в их распоряжении имуществом для каких-либо иных целей, кроме удовлетворения религиозных потребностей;

б) оказывать материальную поддержку своим членам;

в) организовывать как специально детские, юношеские, женские молитвенные и другие собрания, так и общие библейские, литературные, рукодельческие, трудовые, по обучению религии и т. п. собрания, группы, кружки, отделы, а также устраивать экскурсии и детские площадки, открывать библиотеки и читальни, организовывать санатории и лечебную помощь.

18. Не допускается преподавание каких бы то ни было религиозных вероучений в учебных заведениях. Преподавание религиозных вероучений может быть допущено исключительно в духовных учебных заведениях, открываемых в установленном порядке.

19. Район деятельности служителей культа, религиозных проповедников, наставников и т. п. ограничивается местожительством членов обслуживаемого ими религиозного объединения и местонахождением соответствующего молитвенного помещения.

27. Молитвенные здания и культовое имущество передаются в пользование верующих, составляющих религиозное общество, на условиях и в порядке, предусмотренных договором, заключаемым религиозным обществом с исполнительным комитетом районного, городского Совета депутатов трудящихся.

43. Религиозные объединения могут быть сняты с регистрации в случае нарушения ими законодательства о культах.

58. Во всех государственных, общественных, кооперативных учреждениях и предприятиях не допускается совершения каких-либо религиозных обрядов и церемоний культа, а также помещения каких-либо предметов культа. Настоящее запрещение не распространяется на отправление по просьбе умирающих или тяжело больных, находящихся в больницах и местах заключения, религиозно-культовых обрядов в особо изолированных помещениях, а равно на отправление религиозных обрядов на кладбищах и в крематориях.

59. Религиозные шествия, совершение религиозных обрядов и церемоний под открытым небом, а также в квартирах и домах верующих допускается с особого каждый раз разрешения исполнительного комитета районного, городского Совета депутатов трудящихся. Ходатайства о выдаче таких разрешений подаются не менее чем за две недели до срока назначенной церемонии. Отправление религиозно-культовых обрядов в квартирах и домах верующих по просьбе умирающих или тяжелобольных может производиться без разрешения или уведомления исполнительного комитета районного, городского Советов депутатов трудящихся.

64. Надзор за деятельностью религиозных объединений, а также за сохранностью передаваемого на основании договора в их пользование здания и имущества культа возлагается на регистрирующие органы, причем в сельских местностях этот надзор возлагается также и на сельские Советы. (Статьи 4, 8, 12, 18, 27, 43, 59 не подлежали опубликованию) [57]


Приложение №4

КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Утверждена постановлением Чрезвычайного VIII съезда Советов Союза ССР 5 декабря 1936 г.

Статья 124. В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.

Статья 135. Выборы депутатов (в Советы всех уровней.— Сост.) являются всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав. [58]


Приложение №5

КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР 12 апреля 1978 г.

Статья 50. Гражданам РСФСР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается. Церковь в РСФСР отделена от государства и школа от церкви. [59]


Приложение №6

КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) БЕЛОРУССКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Принята на внеочередной девятой сессии Верховного Совета БССР девятого созыва 14 апр. 1978 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Законом БССР от 21 июня 1979 г.

Статья 32. Граждане Белорусской ССР равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Равноправие граждан Белорусской ССР обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни.

Статья 50. Гражданам Белорусской ССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.

Церковь в Белорусской ССР отделена от государства и школа — от церкви.


Приложение №7

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года

Статья 14

1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 28

1. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

 

          ЛИТЕРАТУРА:

1. Большой энциклопедический словарь. Мн.: 2002, С.684-685.
2. Вечерний Минск, 2003, 5 февраля , Белорусский рынок, 2002, N26.
3. Конституция Республики Беларусь. 1994 г. (с изменениями и дополнениями). Принята на Республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. — Мн.: Изд-во «Амалфея», 2002, с.7-8.
4. Конституция Российской Федерации. 1993 г. «Славянский правовой центр» // www.rlinfo.ru.
5. Басин Я. Равенство религий и равноправие конфессий в свете проекта Закона РБ «О свободе совести и религиозных организациях. // Право на защиту, 2002, №2, с.22.
6. Николин А. Церковь и государство (история правовых отношений) — Издание Сретенского монастыря, 1997, с.365-367.
7. История религий в России. Под ред. проф. Трофимчука Н.А. — М.: Изд-во РАГС, 2001, с. 169.
8. Декреты Советской власти. Т.1.— М., 1957, с.17-20.
9. Там же, с.210-211.
10. История религий в России. С. 183.
11. Новейший словарь иностранных слов и выражений. Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001, с. 965.
12. Николин А. Церковь и государство (история правовых отношений) — Издание Сретенского монастыря, 1997, С.369-370.
13. Там же. С.371-376.
14. Кукушкин Ю. С., Чистяков О .И. Очерки истории Советской Конституции. — М.: Политиздат, 1987, с.243.
15. Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим: 1996, Т.8, С.193-194.
16. Протоиерей Владислав Цыпин. Русская православная церковь. 1925-1938. Издание Сретенского монастыря. 1999. С.219-223.
17. Регельсон Н. Трагедия Русской Церкви. 1917-1945.—Париж: YMCA-PRESS, 1977.
18. Кривова Н.А. Власть и церковь в 1922-1925 гг. МИЖ (Международный Исторический Журнал) — http: www. machaon / ru / number 01 / pervajmo / 1 / part 2 / decret / indeх.html, 1999, с.5.
19. Покровский Н.Н. Политбюро и церковь. 1922-1923. Три архивных дела. Новый мир, 1994, №8, с.188-190, 196.
20. Николин А. Церковь и государство (история правовых отношений) — Издание Сретенского монастыря, 1997, С. 380-381.
21. Фирсов С. Была ли безбожная пятилетка? НЕЗАВИСИМАЯ газета. НГ религии. 2002, 30 октября.
22. Безбожник — 1924, №34.
23. Там же.
24. Безбожник — 1924, №№40-41.
25. История религий в России. С. 193.
26. Фирсов С. Была ли безбожная пятилетка? НЕЗАВИСИМАЯ. газета. НГ религии. 2002, 30 октября.
27. История религий в России. С. 194.
28. Религии народов современной России. (Словарь) М.: «Республика», 1999, С. 433.
29. Афанасьв Ю. Н. «Религия как объект гуманитарных наук» (Доклад на конференции «Церковь, нация и гражданское общество в России и Восточной Европе». Бьерремарк, Дания, 1997, 2 мая) www.afanasiev.ru
30. Там же.
31. Филипов В. «Православные гектары» «Премьер» (Вологда), N3 (259), 2002, 28 августа.
32. Афанасьев Ю. Н. «Религия как объект гуманитарных наук» (Доклад на конференции «Церковь, нация и гражданское общество в России и Восточной Европе». Бьерремарк, Дания, 1997, 2 мая) www.afanasiev.ru
33. Белорусская деловая газета, 2001, №3.
34. Рабочы, 2001, №4.
35. Хартия ’97, 29 июня.
36. Народная воля, 2000, 9 декабря.
37. Для служебного пользования, 2002, №6.
38. Наша свабода, 2001, 22 июня.
39. Наша свабода, 2002, 16 января.
40. Свабода, политика, 2002, №52.
41. Радио «Свабода», 2002, 9 июля.
42. Белорусский рынок, 2002, №17.
43. Новые Известия, 2002, 28 июня.
44. Радыё Рацыя, 2002, 18 июня.
45. Комсомольская правда в Белоруссии, 2002, 16 июля.
46. БЕЛАПАН, 2002, 4 июля.
47. Право на волю, 2002, №12.
48. Свабода, 2002, 28 июня.
49. Комсомольская правда, 2002, 4 июня.
50. День, 2002, 6 июня.
51. Независимая газета, 2002, 2 июля.
52. История религий в России. С. 173-174.
53. Басин Я. Равенство религий и равноправие конфессий в свете проекта Закона РБ «О свободе совести и религиолзных организациях. Право на защиту, 2002, №2, С. 22.
54. Там же, С. 23.
55. Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах. СНК РСФСР, Петроград, 20 января 1918 г. Декреты советской власти. М., 1957, Т.1, с.373-374.
56. КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. История Советской Конституции (Сборник документов 1917-1957). М., 1957, с. 76-87.
57. О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР, 8 апреля 1929 г. (В редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 декабря 1962 г.) www.glasnet.ru.
58. КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК. Съезды Советов в документах. 1917-1936. Т.III. М., 1960, с. 228-245.
59. КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. Конституции СССР, М., 1985, с.53-98.

 
 
Яндекс.Метрика