Увековечим память Маши Брускиной

 

 

Открытое письмо читателям «Форвертса»

Уважаемые господа! К вам обращаются активисты израильского общества по увековечение памяти Маши Брускиной. Нас семь человек, мы все иерусалимцы.

Возглавляет амуту (общество) Лев Овсищер, боевой штурман Второй мировой войны, участник Сталинградской битвы. Командир дивизии, он за сионистскую деятельность в Минске в 70-е годы был разжалован из полковников в рядовые и лишен пенсии. После репатриации в Израиль Овсищер семь лет возглавлял Союз ветеранов Второй мировой войны – борцов против нацизма. Ныне он единственный из «русской» алии (алия – переселение евреев в Израиль на постоянное жительство. – Ред.) имеет звание «почетный гражданин Иерусалима», и, кроме того, он – почетный полковник Армии обороны Израиля.

Секретарь амуты – библиограф Лина Торпусман. По ее инициативе и активном участии установлены четыре памятника на местах массовых расстрелов евреев Житомира и Житомирской области.

Джессика Платнер – биолог, активист белорусского землячества, дочь известного репрессированного еврейского поэта Айзика Платнера.

Самсон Поляков – кинодраматург, автор сценариев многих художественных и документальных картин, создатель документального фильма «Яма. Я родом из гетто».

Доктор Леонид Смиловицкий – историк, автор объемного исследования «Катастрофа евреев Белоруссии».

Яков Сусленский – узник Сиона, известный правозащитник, отсидевший за сионистскую деятельность семь лет в советском ГУЛАГе.

Дмитрий Якиревич – еврейский поэт и композитор, автор сборника песен «Их бин аид!» («Я – еврей!»).

Вот мы и представились.

Нас всех объединяет горячее желание восстановить попранную справедливость. 26 октября 1941 года среди других участников минского подполья была повешена 17-летняя еврейская девушка Маша Брускина. Фото, запечатлевшее идущую на казнь девушку, известно во всем мире, а сама Маша стала символом героизма евреев в годы Второй мировой войны. Но белорусские власти до сих пор отказываются признать Машу Брускину, она значится там «неизвестной героиней белорусского народа». Официальный Минск игнорирует и высокопрофессиональную экспертизу (сделанную в Москве в 70-е годы), и показания 18 свидетелей.

Наша амута борется за увековечение памяти героини в Израиле. На памятнике ей предполагается надпись на иврите, которая в переводе звучит так: «Памяти Маши Брускиной и всех евреек, павших в войне с нацизмом». Это будет монумент всем дочерям еврейского народа, большинство из которых ушли на рассвете жизни – Соне Идельсон, Соне Мадейскер, Тане Маркус, Эмме Родовой, Маше Синельниковой и многим, многим другим. В мире нет ни одного памятника еврейской женщине, сражавшейся с нацизмом. А она достойна этого, потому что ей было особенно трудно, ведь «у войны не женское лицо».

Памятник еврейской героине необходим в Израиле и для укрепления духа наших прекрасных девушек, несущих тяготы армейской службы, и для усиления мужества народа, три года подвергающегося непрерывным атакам террористов.

Собранных средств пока недостаточно. Основные жертвователи – пенсионеры, несколько сот их внесли посильную лепту из своих весьма небольших пособий. Кроме того, наша община помогает малообеспеченным репатриантам, одиноким солдатам, жертвам террора…

Дорогие соплеменники! Мы обращаемся за помощью к вам, представителям самой многочисленной и влиятельной общины диаспоры. Если тысяча читателей «Форвертса» внесут на счет строительства памятника по 12-15 долларов, мы исполним наш общий долг. Совершите эту мицву в преддверии Рош ха-Шана и Йом Кипура. Да будем мы записаны в Книгу Жизни.

Банковские реквизиты:

Amuta Masha Bruskina

Account 4000513

Branch 159(Binyan Klal)

Bank Discount, Jerusalem, Israel

Тел.для справок: 972-2-585-79-89.

* * *

«Форвертс», №409, Нью-Йорк.

 
 
Яндекс.Метрика