Кто вы, неизвестная героиня?

 

          Евгений БАРАНОВСКИЙ, кандидат исторических наук,
          ученый секретарь Национального архива Беларуси.

 

Военная история минчан в годы Великой Отечественной войны полна множества трагических и знаменательных событий. Споры вокруг одного из них получили, можно сказать, затяжной характер. Речь идет об опознании девушки, сфотографированной рядом с минскими подпольщиками, Кириллом Трусом и Владленом Щербацевичем, 26 октября 1941 года за несколько минут до того, как этих людей повесили на одной из улиц Минска.

Нет человека, который бы, посмотрев на фотографию и обратив внимание на неизвестную, не выделил бы в ее облике мужество, гордость, переходящую в вызов, отсутствие и тени страха перед надвигающейся бедою. Эти особенности толкали на поиск все новых и новых людей, несмотря на их тщетность. Впервые фотография увидела свет на страницах газеты «Комсомольская правда» в августе 1944 года, то есть вскоре после освобождения белорусской столицы от гитлеровских захватчиков. С тех пор с ней познакомились сотни тысяч людей не только в республиках бывшего СССР, но и в государствах Старого и Нового света. Однако вопрос о том, кто изображенная на снимке девушка, как ее фамилия, откуда она родом, кто ее родители, остался, к сожалению, открытым до настоящего времени.

И все же определенный успех достигнут. Установлено, что в тот день в центральной части города были казнены 12 человек за «изготовление фальшивых паспортов и причастность к партизанскому центру, располагавшемуся в лазарете для русских военнопленных» (так значится в немецком документе. – Прим.авт.). Известными стали имена следующих жертв первого массового публичного повешения минских граждан. Это – Трусов Кирилл Иванович, Щербацевич Ольга Федоровна, Щербацевич Владлен Иванович, Янушкевич Надежда Федоровна, Янушкевич Петр Федорович, Островская Елена, Зорин Леонид, Кузнецов Николай. Нельзя не видеть за этим событием и первое официальное признание немецкими властями Минска как горячей точки своего оккупационного режима.

Опознанию неизвестной посвящено специальное дело в Национальном архиве Республики Беларусь. Впервые незнакомку попытались назвать Тамарой Горобец. В 1961 году вышла в свет книга «История Великой Отечественной войны», где помещалось фото идущих на казнь подпольщиков. Своей дочерью и родной сестрою ее тогда признала семья Горобец из Полтавы, мать и дочь. В архивном деле бережно хранятся их трогательные письма с доказательствами, фотографии Тамары Горобец.

Почти одновременно неизвестную назвали Машей Брускиной, учащейся 28-й СШ г.Минска, двоюродной племянницей известного скульптора З.Азгура. Она, по словам прежде всего журналистов Л.Аркадьева и А.Дихтярь, находясь в гетто, имела связь с подпольщиками лазарета, вела активную патриотическую деятельность, послужившую причиной ее гибели. Вышеназванные журналисты – авторы повести «Неизвестная», построенной в основном на воспоминаниях. В июне 1968 года тогдашний редактор «Вечернего Минска» Г.Лысов передал на хранение в партархив ЦК КПБ разнообразный материал «о комсомолке М.Б.Брускиной, казненной гитлеровцами в Минске 26 октября 1941 г.».

Одна из версий родилась прямо в зале Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, где демонстрируются вместе с документами подполья и фотоснимки казни 26 октября 1941 года. Приехавшая сюда группа жителей г.Червеня оставила письменное утверждение, что изображенная на снимке девушка – жительница этого районного центра Саша Линевич, погибшая в годы войны при защите Минска.

Анализ всех предположений утешительного вывода не дал. В нем участвовали криминалисты Минска и Москвы. Главный недостаток – отсутствие свидетельских показаний организаторов и исполнителей трагедии. Попытка сделать в определенном смысле документальный прорыв в этом вопросе была осуществлена в октябре 1987 года группой ученых АН БССР, партархива ЦК КПБ, Белгосмузея, подвергших изучению документы белорусских, литовских и московских учреждений. В своих выводах они записали: опознание личности неизвестной девушки, других казненных целесообразно продолжить по документам архивов в рамках специальной государственной программы.

Авторы публикуемых сегодня воспоминаний – люди, близко стоявшие к этому трагическому событию, знавшие некоторых казненных, участвовавшие после войны в опознании жертв немецкого оккупационного режима. Предлагаемые материалы содержат ряд погрешностей в фамилиях, датах. Но это не снижает их научного значения в организации дальнейшего поиска и установления первых героев боровшегося с врагом Минска.

 

«Вечерний Минск», 25 июля 2002 года

 
 
Яндекс.Метрика