Фотография обвинения

 

В послевоенное время в литовской печати появились фотографии обвинения. Особенно часто печатались две. На одной из них – наши подпольщики. Лаконичны подписи – казнь советских патриотов в Минске. Но почему тогда фото публиковалось в литовской печати? Потому что в немецкой форме – каратели из числа литовцев.

История этих снимков, имена патриотов были установлены публицистом Витаутасом Жеймантасом. Он рассказывал, что его давно мучил вопрос: кто конкретно казнил людей? Кто жертвы? Долгий поиск привел его к Дмитрию Сиротину.

– Во время оккупации, – рассказывает Сиротин, – я жил в Минске и работал в фотографии Везнера лаборантом. Однажды в мои руки попала пленка с жуткими кадрами казни – повешением подпольщиков. Я сделал несколько отпечатков для себя в надежде, что когда-нибудь эти фотографии станут свидетелями. На обороте я написал дату – 26 октября 1941.

Согласно приказу № 42 от 6 октября 1941 года по второму полицейскому батальону в Минск из Литвы командировался личный состав этой части. Фамилии солдат и офицеров обретут печальную известность после войны, когда начнутся процессы над палачами советских людей. В судебных заседаниях часто упоминалась фамилия Антанаса Гецевичюса, командира первой роты этого батальона – человека, отличавшегося особой жестокостью и цинизмом. Но на скамье подсудимых самого Гецевичюса не было. На военного преступника был объявлен розыск.

Продолжительность розыска объяснима – каратель нашелся далеко от Литвы, в Великобритании. Он уже носил фамилию, укороченную на тамошний манер, и назывался Антанас Гечес. В 41-м его руки уже были в крови – в седьмом форте Каунаса он руководил массовым расстрелом евреев. В Каунасе и поныне живут люди, которые помнят те страшные дни...

Словом, командировка в Минск была для Гецевичюса уже не новым делом. Вкратце биография злодейств Антанаса Гецевичюса такова. В 42-м он был назначен командиром «ягдкоманды» – ударной группы по борьбе с партизанами и уничтожению мирных советских граждан. Антанас Гецевичюс в этой команде преуспел: в 43-м году его наградили «Железным крестом». Выходившая тогда фашистская газета «Карис» напечатала его портрет – крест на груди, шлем, тяжеловатый подбородок.

Из показаний Иозаса Алексинаса:

– Антанас Гецевичюс был моим командиром. Он расстреливал евреев в минском гетто и в Слуцке.

Свидетельствует Иозас Книримас:

– Осенью 41-го года, точной даты не помню, мне пришлось участвовать в казни советских партизан в Минске. День был воскресный... Открылись тюремные ворота. Вывели группу людей, мужчин и женщин. Их было около десяти. Мы вместе с немецкими солдатами окружили осужденных и повели в городской парк. Там уже были готовы виселицы. Еще по пути Антанас Гецевичюс назначил солдат, которые будут вешать. Мы должны были одевать петли приговоренным. В парке повесили, кажется, четверых. Потом пошли дальше – вешать. Руководил повешением Гецевичюс...

(Без подписи)

 

«Известия», № 34, 3 февраля 1987 г.

 
 
Яндекс.Метрика