«Протоколы сионских мудрецов» в постсоветской Беларуси

 

          Яков БАСИН  (Минск)


Евреи в настоящее время составляют менее 1% населения Беларуси и уже практически не играют серьезной роли в политике, науке, искусстве, но «еврейский вопрос», тем не менее, продолжает оставаться достаточно актуальным. Его наличие поддерживается теми кругами, которые в той или иной степени заинтересованы в поддержании напряжения в обществе и разыгрывании «еврейской карты». Неоднократно на протяжении последнего десятилетия для этой цели использовались «Протоколы сионских мудрецов».


1

В 1980-90-е гг. Беларусь была одним из идеологических центров антисемитизма в СССР-СНГ. Здесь, сменяя друг друга, выходили периодические издания, которые строили свою редакционную политику на возбуждении в обществе антиеврейских настроений: журнал «Политический собеседник», газеты «Знамя юности», «Политика, позиция, прогноз», «Славянские ведомости», «Славянская газета», «Славянский набат», «Личность». В этом жанре работали (а некоторые «работают» и поныне) несколько профессиональных политиков и публицистов, из которых наибольшую известность получили Владимир Бегун (ныне покойный), Эдуард Скобелев, Вячеслав Ростиков, Владимир Чертович, Валентин Акулов, Сергей Костян.

Отношение властей к еврейскому населению ныне проистекает из общей политики великодержавного шовинизма, ставшей ядром государственной идеологии, которую вновь пытаются выстроить власти. Отсутствие наиболее одиозных форм государственного антисемитизма недалекого прошлого (запреты на профессию, процентные нормы при приеме евреев в учебные заведения, отказ в праве на свободу выбора страны проживания и т.д.) еще не говорит об уходе его из политических реалий сегодняшнего дня. Одной из них является антисемитская пропаганда, главным генератором которой в исследуемый период являлась православная церковь.

Газета «Славянский набат» начала издаваться в Минске в 1997 г. (первый номер вышел 15 мая). Ее издателем было государственное предприятие «Минский Комаровский рынок» (!). В №27 этой газеты была опубликована статья к тому времени уже покойного Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) «Битва за Россию», в которой в сжатой форме прослеживалась борьба Руси (России) за независимость, начиная с ХI века. Центральное место в этой статье занимало прямое цитирование «Протоколов сионских мудрецов». Из всего текста «Протоколов» были выбраны те их положения, в которых говорится о главной цели «авторов» – стремлении к мировому господству.

«Наш пароль – сила и лицемерие. Насилие должно быть принципом, хитрость и лицемерие правилом... Наши стремления должны тяготеть к овладению и управлению движением общественного мнения... Мы употребим их в качестве орудия для ниспровержения престолов (Россия) и для революции, и каждая из этих катастроф гигантским шагом будет подвигать наше дело и приближать к цели – владычеству над всей землей...

Если золото – первая сила в мире, то пресса – вторая. Мы достигнем нашей цели только тогда, когда пресса будет в наших руках... Мы хитры, ловки и владеем деньгами, которыми умеем пользоваться для достижения наших целей... С прессой в руках мы можем неправое обратить в правое, бесчестное – в честное... Мы можем открыто объявить войну всему тому, что теперь уважают и перед чем благоговеют еще наши враги. Мы создали безумную, грязную, отвратительную литературу, особенно в странах, называемых передовыми... Мы одурачили, одурманили и развратили молодежь...

Все государства замучены, они взывают к покою, готовы ради мира жертвовать всем; но мы не дадим им мира, пока они не признают нашего интернационального Сверхправительства открыто, с покорностью» [1].

В отрывках «Протоколов», приведенных митрополитом Иоанном, принадлежность евреев к «темным силам», стремящимся к мировому владычеству, прямо не утверждается, но вполне достаточна общеизвестная антиеврейская направленность «Протоколов» и отождествление их в общественном сознании с открытым антисемитизмом. Особенно очевидным это становится, когда цитируются отрывки об отношении авторов «протоколов» к христианству:

«Какие-нибудь годы отделяют нас от момента полного крушения христианской веры, самой опасной для нас противницы... Мы шаг за шагом вытесним христианство и продиктуем миру, что уважать, что проклинать» [2].

Позднее редакция «Славянского набата» привела источник, из которого была перепечатана статья покойного митрополита. Это была книга, взятая «в библиотеке Минского епархиального управления» [3].


2

Публикация отрывков из «Протоколов сионских мудрецов» была включена в аналитический обзор по антисемитизму за 1997 г., который составляется в Union of Councils for Soviet Jews (UCSJ) по материалам постоянно проводимого мониторинга. По поводу статьи митрополита Иоанна в обзоре отмечалось, что она «отличается крайним радикализмом, религиозной и национальной нетерпимостью», а сам факт публикации «Протоколов сионских мудрецов» в международной практике является открытым проявлением антисемитизма.

В начале 1998 г. (точнее, 24 февраля) с данным обзором был ознакомлен Белорусский Хельсинкский комитет (БХК), который 17.03.1998 г. направил Генеральному прокурору Республики Беларусь запрос об антисемитской пропаганде в средствах массовой информации. Прокуратура начала следствие, но к осени 1998 г. оно прекратилось, и от следователя председателю БХК Татьяне Протько поступило устное заявление, что документы «утеряны».

Однако к концу 1998 г. антисемитская пропаганда в Беларуси резко усилилась, что было связано с получившим скандальную известность отказом Государственной Думой России осудить антисемитизм своих депутатов. Белорусские СМИ, вторя своим российским коллегам, стали помещать антиеврейские материалы. Особую ретивость проявляли газеты «Славянский набат» и «Славянская газета», а также цикловая передача Белорусского радио «Возвышенное и земное». Союз Белорусских еврейских организаций и общин направил на имя Президента Республики и Прокурора г.Минска письма. 19.11.1998 г. «Славянская газета» получила предупреждение Комитета по делам печати, а 26.03.1999 г. ее свидетельство о регистрации и вовсе было аннулировано.

В декабре 1998 г. БХК сделал запрос в Прокуратуру о принятых по своему заявлению мерах, и 23 декабря (спустя 9 месяцев) документы были отправлены на рецензию в Институт философии и права Национальной Академии наук. Но, как позднее стало известно, у Прокуратуры к этому времени уже было одно заключение – из Комитета по делам религий и национальностей. Оно было негативным:

«... сам факт публикации выдержек из «Протоколов сионских мудрецов» не содействует мирным и дружественным отношениям между представителями еврейского и остальных народов, провоцирует недоброжелательное отношение к гражданам еврейской национальности и верующим иудейского вероисповедания, к иудаизму в целом, т.е.разжигает национальную и религиозную рознь.

В связи с этим Государственный Комитет по делам религий и национальностей Республики Беларусь считает, что данная публикация подпадает под действие 5-й статьи Закона Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации» и соответствующей статьи Уголовного Кодекса Республики Беларусь...» [4].

Передача документов в Академию наук закончилось чисто криминальной историей: весь набор якобы утерянных прокуратурой документов оказался... в редакции газеты «Славянский набат». В огромной и не совсем внятной статье

В.Дашкевича «Бесы над Белой Русью» («Славянский набат», 1998, №№33-40, 47-48; 1999, №№1-2,4-8) текст заявления БХК в прокуратуру обширно цитировался. Более того, в газете были приведены факсимиле бланка, на котором было напечатано заявление, с визой Генерального прокурора и подписью Председателя БХК Татьяны Протько [5].

БХК немедленно заявил прокуратуре протест, в котором отмечалось, что Генеральная прокуратура на протяжении многих месяцев не реагировала на обращения Хельсинкского комитета, однако в то же время документы были предоставлены газете «Славянский набат», в публикациях которой как раз и содержались высказывания, направленные на разжигание национальной розни. «БХК считает это нарушением права на тайну переписки» [6].

Окончательный ответ Республиканской прокуратуры на запрос БХК «по так называемому еврейскому вопросу» (так в документе) был отправлен 22 апреля 1999 г., то есть спустя 13 месяцев после его получения. Согласно выводу, который был сделан прокуратурой, «ряд упомянутых публикаций способствует формированию недоброжелательного отношения к лицам еврейской национальности, что может вызвать национальную, религиозную и расовую нетерпимость... Указанные действия, представляющие собой злоупотребление свободой массовой информации, противоречат требованиям законодательства о печати» [7].

Освещая это событие, пресса приводила также статьи 2 и 18 Всеобщей декларации прав человека, которые нарушаются газетами «Знамя юности», «Личность», «Славянский набат» и выступлениями в программе Белорусского телевидения «Сущность», разжигающими антисемитские настроения среди населения [8].


3

Тот раздел статьи В.Дашкевича «Бесы нал Белой Русью», в котором цитировались заявление председателя БХК Т.Протько и «Заключение Государственного комитета по делам религий и национальностей Республики Беларусь о соответствии законодательству Республики Беларусь публикаций в газетах «Знамя юности», «Славянский набат», «Личность», назывался «Технология политических провокаций». То есть, заявление с протестом по поводу публикации «Протоколов сионских мудрецов» было причислено к числу политических провокаций [9].

Однако на этой же странице газеты была помещена статья профессора В.Бовша «Живая связь с историей» к 70-летию покойного публициста В.Я.Бегуна, которого автор назвал «великим патриотом земли славянской». В.Бовш так определил сферу деятельности ушедшего из жизни «патриота»: «анализ международного сионизма как идеологии, мировоззрения и политики крупной еврейской буржуазии..., взаимодействие сионизма и масонства в целях дестабилизации и подрыва изнутри неугодных им правительств, государств, общественных систем» [10].

Рядом редакция разместила перепечатку из газеты «Советская Россия» – антинаучной статьи А.Фролова «Нажива – единственное божество», посвященной разоблачению «порочности» еврейского национального мировоззрения. Текст статьи был подкреплен цитатами из известной юдофобской статьи К.Маркса «К еврейскому вопросу»: «Деньги – это ревнивый бог Израиля, перед лицом которого не должно быть никакого другого бога», «Химерическая национальность еврея есть национальность купца, вообще денежного человека» и др. [11].

Такая подборка статей на одной газетной полосе «Славянского набата» далеко не случайна: редакция максимально пыталась принизить впечатление от обвинений в свой адрес в антисемитизме. Участие в этом Института философии и права Национальной Академии Наук также не было случайным: именно этот институт долгие годы был главным идеологическим центром антисемитской пропаганды, начиная с 1970-х гг. и именно из этого института вышли наиболее одиозные «антисионисты» во главе с В.Бегуном.

Установив антисемитский характер публикаций в газете «Славянский набат», прокуратура, тем не менее, не приняла к этой газете никаких мер воздействия, ограничившись поручением «Государственному Комитету по печати усилить контроль за средствами массовой информации». Комитет по делам печати, в свою очередь, также не принял никаких мер к газете, разжигающей национальную рознь, ограничившись 26 марта 1999 г. отменой регистрации, но не газеты «Славянский набат», а «Славянской газеты». При этом и здесь не обошлось без подмены: в качестве причины был указан не агрессивный антисемитизм газеты, а то, что газета «не выпускается в Республике Беларусь более одного года», что являлось откровенной ложью, ибо последний выпуск газеты (N41) был подписан в печать 5 февраля 1999 г.

Что касается газеты «Славянский набат», то в этом случае Государственный комитет по печати ограничился письмом на имя главного редактора, озаглавленном просто – «О публикациях в газете». «Проведя правовой анализ» публикаций, Комитет пришел к выводу, что «содержание некоторых статей носит выраженный антисемитский характер, направленный на разжигание национальной, религиозной нетерпимости либо розни». Перечисляя некоторые наиболее одиозные статьи, в письме приводится и статья «Битва за Россию», в которой «приведены цитаты «Протокола Сионских мудрецов» (так в тексте. – Я.Б.), содержащие сведения о всемирном еврейском заговоре, целью которого, якобы, является мировое господство».

А вот и вывод, который сделал Комитет по печати, установив «выраженный антисемитский характер» газеты: «Обращаем внимание, что в случае злоупотребления свободой массовой информации к редакции будут применены санкции» [12]. Вот и все меры, которые счел возможным применить Комитет по печати страны за разжигание национальной розни, хотя в Уголовном кодексе на это счет есть особые статьи.

Такие, в лучшем случае, половинчатые меры не могли не сыграть своей негативной роли. Фактически лица, виновные в нагнетании межнациональной напряженности, остались безнаказанными. Результатов долго ждать не пришлось. В конце 1999 года на прилавках книжных магазинов «Православная книга», «Академкнига», а также на многочисленных книжных развалах появился сборник статей под названием «Война по законам подлости». Книгу издало закрытое акционерное общество (ЗАО) «Православная инициатива», работающее под эгидой Православной епархии. Напечатана она была в государственной Минской фабрике цветной печати тиражом 30000 экземпляров. В книге было 475 страниц, и венчал ее полный текст «Протоколов сионских мудрецов» [13].


4

Под одной обложкой в книге «Война по законам подлости» оказались собранными более 80 различных материалов, ранее опубликованных в российских изданиях последних двух десятилетий, которые вошли в историю как пропагандисты великодержавного шовинизма и махрового антисемитизма (газеты «Колокол», «Завтра», «Русский вестник», журналы «Наш современник», «Русское дело» и мн. др.) Ну и, естественно, подборка этих материалов вполне соответствовала репутации этих источников. Составителем сборника (как выяснилось, это был один человек, хоть и скрылся за тремя псевдонимами) оказался сам генеральный директор ЗАО «Православная инициатива». Позднее было названо и его имя – Владимир Чертович.

Книгу «Война по законам подлости» в прессе немедленно окрестили «энциклопедией антисемитизма», ибо большинство помещенных в ней материалов уже получило соответствующую оценку в прошлом, включая такие антисемитские фальшивки как «Протоколы сионских мудрецов» и «Катехизис еврея в СССР».

Союз Белорусских еврейских общественных объединений и общин, а также отдельные лидеры еврейского общественного движения проиграли суды с издателем книги по защите чести, достоинства и деловой репутации: суд объявил книгу произведением научного характера, то есть не подлежащей судебному спору. Фактически это судебное решение создало подлинный исторический прецедент: впервые «Протоколы сионских мудрецов» официально были признаны научным произведением!

Интересы издателей в суде представляли один из авторов к тому времени уже прекратившей существование газеты «Славянский набат», профессор В.Акулов и кандидат юридических наук, юрист Православной епархии В.Ерчак.

Прокуратура отказалась также рассматривать дело о разжигании национальной розни издателями книги «Война по законам подлости», не найдя в самом факте ее появления на свет «признаков правонарушения».

Несмотря на то, что вся эта ситуация с нагнетанием шовинистической истерии получила четкую оценку в демократической прессе и в зарубежных СМИ, ни государство в лице представителей администрации Президента республики, ни Экзархат за последующие годы так и не выступили с заявлением собственной позиции по поводу конфликта, хотя достаточно было того факта, что книга «Война по законам подлости» была издана именно под эгидой Епархии, а отпечатана на государственной типографии.

По сути дела, в поддержку издателя выступило государство, ибо никаких мер к типографии принято не было, что позволило ей и позднее публиковать подобные книги. Защитницей издателя показала себя и Православная Епархия, которая обладала в то время 70% акций в ЗАО «Православная инициатива» и поддержала кандидатуру В.Чертовича в кампании по выборам в парламент (кампанию он проиграл). Ну и наконец, поддержку издатель нашел даже среди ряда парламентариев: депутат С.Костян, к примеру, распространял книгу «Война по законам подлости» в качестве подарка среди своих коллег в день открытия сессии Палаты представителей. Все это говорит о наличии социального заказа на подобные книги.

В 2001 г. газета Союза Белорусских еврейских общественных объединений и общин «Авив» дважды обращалась к теме антисемитизма в Беларуси [14]. Совет Союза после обсуждения этих статей решил отправить их в Республиканскую прокуратуру, Министерство юстиции и Комитет по делам религий и национальностей для реагирования. Вот что гласил ответ из прокуратуры:

«В связи с направлением Союзом Белорусских еврейских общественных объединений и общин в Республикунскую прокуратуру двух номеров газеты «Авив», содержащих сведения о фактах проявления в Беларуси неонацизма и антисемитизма, сообщается, что по этому поводу Министерству внутренних дел Республики Беларусь направлено соответствующее письмо с предложением о принятии необходимых мер по изложенным фактам и информации СБЕОО [15] о результатах.

Что касается изложенных в статье «Антисемитизм и антисемиты» в №7 газеты доводов о разжигании межнациональной розни фактом издания и распространения книги «Война по законам подлости», то позиция Республиканской прокуратуры по этому вопросу доводилась до сведения заинтересованных лиц и организаций неоднократно и каких-либо изменений не претерпела.

Ст.прокурор управления С.Д.Новиков» [16].

Хотелось бы думать, что за этими словами стоит только попытка отстоять честь мундира, а не более глубокие (например, идеологические) мотивы.

Позднее газета «Авив» вновь обратилась к факту издания в Минске книги «Война по законам подлости». По поводу публикации полного текста «Протоколов сионских мудрецов» газета отмечала, что «в свое время именно эта книга в большей степени сыграла свою роль в выработке расовой теории нацизма и в принятии фашистской Германией доктрины «окончательного решения еврейского вопроса», приведшей к гибели 6 миллионов евреев в самой Германии и на оккупированной территории» [17].

Газета с данной статьей была передана в Прокуратуру и Комитет по делам религий и национальностей. Ответа не последовало.


5

Полные тексты «Протоколов» в Беларуси больше после этого не публиковались, но какие-то отрывки и ссылки на них появлялись. Например, в книге «Приговор убивающим Россию», изданной «Православной инициативой» в 2005 г., как минимум, в пяти местах «Протоколы» обильно цитируются [18], а кроме того, приводится статья «Иудаизм, сионизм, нацизм – братья-«близнецы», который представляет из себя реферат по материалам книги О.А.Платонова «Загадки Сионских протоколов» [19]. Но среди антисемитской литературы, которая в обилии к нам поступает, главным образом, из России и продается в государственных книжных магазинах, желающие могут, к примеру, приобрести и саму книгу Олега Платонова, известного российского антисемита. Книга издана в серии под красноречивым названием: «Заговор против России». В книге без малого 600 страниц, и все на одну тему [20].

Книга О.Платонова не раз выставлялась на различных книжных ярмарках. Московские издательства, специализирующиеся на выпуске шовинистической литературы, на этих выставках вообще показывают свою продукцию без малейшего стеснения. Попытки осудить эту практике натыкается на формальную ссылку на статью 6 Конституции Республики Беларусь, которая запрещает любую форму цензуры, а статьи Уголовного Кодекса о разжигании национальной и религиозной розни в республике просто не работают.

Книги антисемитского содержания нередко присутствуют на общецерковных книжных выставках. К примеру, в Минске, в Выставочном павильоне, на общецерковной выставке «Беларусь православная», организованной Белорусским экзархатом с 18 по 26 сентября 2004 г., было выставлено одно из последних изданий знаменитой провокационной книги церковного фанатика начала прошлого века С.Нилуса «Близ есть, при дверех…» с полным текстом «Протоколов сионских мудрецов» [21].

А спустя полгода в журнале «Неман» появилась очередная шовинистическая статья Э.Скобелева «Понимать историю, жить в истории», в которой он пытается учить читателя «истинному пониманию современной истории». О такой исторической фальшивке как «Протоколы сионских мудрецов» он пишет, что «их подлинный характер подтвержден многократно и на разных уровнях» [22].

Книги, посвященные «Протоколам» с крайне негативной оценкой роли евреев в мировой истории и их «планами» на захват всего мира, находятся на прилавках книжных магазинов и ныне.

Летом 2007 г. в Минске побывал с кратковременным визитом директор по международным отношениям «Центра Симона Визенталя» доктор Шимон Самуэлс. Гость белорусской столицы с удивлением обнаружил в центре Минска свободно продающуюся антисемитскую литературу. Среди прочих книг продавалась и уже упоминаемая книга О.Платонова (издание 2006 г.). Доктор Ш.Самуэлс написал письмо Президенту Республики Беларусь, в котором отметил, что Беларусь «нарушает свои обязательства в части борьбы против антисемитизма согласно Берлинской декларации 2004 года, Кордовской конференции 2005 года и Бухарестской встрече в июне этого года по выполнению ее решений». Доктор Ш.Самуэлс подчеркнул, что задача государственных органов принять меры против распространения «подобных материалов». На запрос Уполномоченного по делам религий и национальностей при СМ РБ Л.П.Гуляко генеральный директор ЗАО «Христианская инициатива» В.Чертович ответил, что «книги, о которых идет речь в запросе, действительно продаются в магазине, но по своему содержанию они носят научный характер».

Как писал В.Чертович в своем ответе Уполномоченному по делам религий и национальностей: «ЗАО «Христианская инициатива» на протяжении всего времени своего существования подвергается систематической травле со стороны белорусских еврейских общественных организаций и объединений… Международная контора г-на Самуэлса втянута в эту кампанию лжи и клеветы по наводке белорусских еврейских общественных организаций». Кстати, письмо Ш.Самуэлса Президенту РБ В.Чертович назвал «кляузой» [23].


6

19 сентября 2007 г. состоялась встреча заместителя премьер-министра Республики Беларусь А.Н.Косинца с руководителями республиканских религиозных организаций, на которой автором этих строк был поднят вопрос распространения в Беларуси издающейся в Москве шовинистической газеты «Русский вестник». Было отмечено участие в ее создании белорусских государственных деятелей. Экземпляр газеты «Русский вестник» (№17-18 за 2007 г.), в котором из 24 страниц на 10 – откровенная антисемитская пропаганда, был передан А.Н.Косинцу. Уполномоченному по делам религий и национальностей Совета Министров РБ Л.П.Гуляко было поручено разобраться в этом вопросе. Позднее в аппарат Уполномоченного был передан подробный анализ статьи Э.Скобелева из этого номера газеты «Человека нет, а галоши – целые», посвященные, как это следует из подзаголовка «практической пользе «Протоколов сионских мудрецов».

То, что статья Э.Скобелева появилась именно в этой газете, нет ничего удивительного: белорусских идеологов антисемитизма уже нигде не печатают, кроме как в этой газете. Но, к сожалению, «Русский вестник» имеет хождение в Беларуси и ее можно свободно приобрести в киосках «Союзпечати». Несколько лет назад еврейским общественным организациям удалось на полгода запретить реализации этой газеты в Беларуси, но позднее все вернулось на круги своя. Когда газета вновь появилась в газетных киосках, на афишных тумбах появилась издевательская листовка, в которой было написано буквально следующее: «Усилиями сионистов и ненавистников правды [газета «Русский вестник»] была НЕЗАКОННО здесь запрещена, но после протестов славянской общественности восстановлена в продаже и подписке». А далее была помещена очень даже многозначительная приписка: «Газета неоднократно благословлялась Патриархом Алексием II».

Среди многочисленных статей Э.Скобелева по так называемому «еврейскому вопросу», опубликованных за последние 20 лет, статья в сдвоенном номере (№17-18) газеты «Русский вестник» за 2007 г. занимает особое место: в ней почти полностью приведен текст «Протоколов сионских мудрецов».

Как свидетельствует изданный в Минске в 2004 г. «Всемирный энциклопедический словарь», «Протоколы сионских мудрецов» – это «поддельный документ, служивший предпосылкой и оправданием антисемитизма в начале 20 в.» и содержащий якобы разработанный евреями и масонами «план уничтожения христианской цивилизации и создания всемирного государства. «Протоколы» были подделаны сотрудниками российской тайной полиции» [24]. (с.1078). В свою очередь, изданная издательством РОССПЭН энциклопедия «Холокост» свидетельствует, что «Протоколы» – выдаваемая за подлинный документ фальшивка, изготовленная с целью доказать существование «всемирного еврейского заговора», ставящего целью завоевание мирового господства» [25]. (с.506). То есть, фактически, одним фактом публикаций «Протоколов» статья Э.Скобелева попадает в разряд материалов, разжигающих национальную рознь.

Вот несколько фраз из «Протоколов» из его статьи, способных пробудить это чувство у тысяч и тысяч людей: «Гои – баранье стадо, а мы для них волки. А вы знаете, что бывает с овцами, когда в овчарню забираются волки?» (протокол №11); «Когда царь Израильский наденет на свою священную голову корону, поднесенную ему Европой, он сделается патриархом мира» (протокол №15); «царь Иудейский будет настоящим папою вселенной» и т.д.

Как и во всех своих статьях, Э.Скобелев приводит целый ряд фактов, не давая себе труд подтвердить их какими-нибудь ссылками на источники информации. Вот он на полном серьезе пишет, что «реальность ужасна» и что «по предписаниям «Протоколов» разрушаются государства и общества, в страшных муках и страданиях погибают десятки миллионов людей», но при этом не приводит ни единого факта относительно того, где, когда и как это происходит. А вот он пишет о неких «определенных реальных угрозах, на которые совершенно необходимо отреагировать», не указывая где это евреи со своими «Протоколами» ему и всему остальному миру угрожают.

К несчастью, у Э.Скобелева есть последователи, в том числе и в среде творческой интеллигенции, которые идею всемирного еврейского заговора продолжают муссировать в своих произведениях. Вот что, к примеру, к какому выводу приходит в своей беседе с драматургом Алесем Петрашкевичем известный белорусский писатель Василь Яковенко в книге «Нячывелле», изданной в 2008 г.:

«А.Петрашкевич: …Простая схема: большевизм порождает фашизм… Это подтверждено документально. В программе большевиков записано про мировую революцию, а это значит – и всемирное господство. Чванливое стремление властвовать над миром не могло не породить противодействие, и оно возникло.

В.Яковенко: Согласен с вами. Как раз в этом – историческая правда гитлеризма. Добавлю только, что большевики не первые в своей заявке на властвование над миром. Носителем идеи с давних времен активно выступал «Богом избранный народ», его элита. У нее свои принципы и методы захвата жизненного пространства. И поэтому фашизм-гитлеризм родился как противодействие этим двух домогательствам на планетарное властвование» (пер. с бел.) [26].

Нет сомнения, что «Протоколы сионских мудрецов» еще долго будут использоваться для возбуждения национальной розни и подталкивать очередных гитлеров и ахмадинежадов к очередному «окончательному решению еврейского вопроса». Эта историческая фальшивка поистине бессмертна, как бессмертен на этой планете антисемитизм.


          Литература:

1. «Славянский набат», 1997, №27, 13-19 ноября, с.5.
2. Там же.
3. «Славянский набат», 1999, №21, 2-14 июля, с.2.
4. Цит.по: Я.Басин. Преступление без наказания. «Авив», 2002, март-апрель, с.9.
5. «Славянский набат», 1999, №5, с.3.
6. Переписка БХК с Генпрокурором и «Славянский набат» «Белорусский рынок», 1999, №5.
7. Архив автора.
8. Пресса занимается пропагандой антисемитизма «Белорусская деловая газета», 1999, №26, 5 мая.
9. «Славянский набат», 1999, №5, 5 мая, с.3.
10. Там же.
11. Там же.
12. Цит. по: «Славянский набат», 1999, №21, 2-14 июля.
13. Протоколы сионских мудрецов. Сб. «Война по законам подлости». Мн.: ЗАО «Православная инициатива», 1999, с.404-457.
14. Басин Я. Антисемитизм и антисемиты на Беларуси. Век ХХI. «Авив», 2001, июль, c.8-9; Басин Я. Кто сеет ветер. «Авив», 2001, ноябрь-декабрь, с.12-13.
15. СБЕОО – аббревиатура Союза Белорусских еврейских общественных объединений и общин.
16. Цит. по: Авив читают в прокуратуре. «Протоколы сионских мудрецов» по-прежнему вне подозрений? «Авив», 2002, март-апрель, с.8.
17. Басин Я. Старые мифы на новый лад. «Авив», 2002, май-июнь, с.4-15.
18. Миронов Б. Приговор убивающим Россию. Мн., ЗАО «Православная инициатива», 2005, с. 21-22, 42, 94, 217, 218.
19. Там же, с. 131-135.
20. Платонов О. Загадка Сионских протоколов. М., «АЛГОРИТМ», 2006, 592 с., тир. 3000 экз.
21. Нилус С. Близ есть, при дверех... М.: «Альта-Принт», 2004, 320 с., тир. 15000 экз.
22. Скобелев Э. «Понимать историю, жить в истории» «Неман», 2005, №1, с.140.
23. Русский вестник. 2007, №19.
24. Всемирный энциклопедический словарь. Мн., 2004, с.1078.
25. Холокост. Энциклопедия. (Пер. с англ.). М., 2005, с. 506.
26. Пакутны век. Якавенка В. Нячывелле. Мн., 2008, с. 297.

 
 
Яндекс.Метрика