Еврейский вопрос «решается» на кладбище. Антисемитские пляски на костях

 

В июле неизвестные вандалы разрушили десятки могил на Московском и Северном кладбищах Минска.  Большинство  захоронений принадлежало евреям. Президент страны прокомментировал эти события как «обычную хулиганскую выходку», подчеркнув, что в Беларуси «нет никаких причин и поводов для активизации антисемитских сил».О том, как обстояло дела в Беларуси с антисемитизмом, корреспондент «Белорусской газета» Ольга Микша выясняла у вице-президента Союза белорусских еврейских общественных объединений и общин Якова БАСИНА.

Яков БАСИН: «Антисемитизм в Беларуси – результат вторжения российского великодержавного шовинизма»

– Участившиеся случаи и могилами надругательства над еврейскими могилами – выходки случайных отморозков или спланированные антисемитские акции?

– Вандализм на еврейских кладбищах носит четко спланированный характер. Я говорю это на основании 14-летнего опыта работы в еврейских организациях, на протяжении которых мы отслеживаем акты вандализма. Но прежде кладбища громили, в основном, в провинции. Были очень мощные всплески вандализма в Гомеле, Березино. Ежегодно разрушается старинное еврейское кладбище в Витебске. Два года подряд устраивались погромы в Борисове. Мы предполагали, что это перебросится на Минск, хотя надеялись, что в столице этого не произойдет. В ночь на 13 июля разрушено 40 еврейских могил на Московском кладбище. Работники кладбища рассказали нам, что на следующий день после погрома целая рота милиции работала над восстановлением могил. Подняли все надгробия, кроме двух, которые были разбиты на кусочки. А в ночь на 14 июля то же произошло на Северном кладбище. Там половина разрушенных захоронений оказалась христианской. Еврейских мы насчитали 19.

Конечно, это – работа группы физически крепких людей: не каждое надгробие можно повались ударом руки. Одновременное разрушение большого количества надгробий всегда носит демонстративный характер. Это – результат деятельности определенных маргинальных группировок. И если власти делают вид, что таких группировок у нас в стране нет или что ситуация находится под контролем, значит, они просто закрывают глаза на то. О чем им не хочется знать. Однако закрывать глаза на это просто преступно, потому как рано или поздно такие движения станут сильными, организованными и все может закончиться кровью.

– Криминальный антисемитизм в Беларуси – явление недавнего времени или он существовал постоянно? 

– Антисемитизм является одной из составляющих идеологию любого праворадикального движения – фашизма, неонацизма. Без антисемитизма они немыслимы, потому что очень легко объединить людей против традиционного многовекового общего врага, каковыми всегда являлись пришлые люди. Евреи, в том числе. Криминальный характер общественный антисемитизм приобрел лишь в последние годы, когда другие его формы – идеологический, политический, религиозный, расистский – стали отходить на второй план.

– Можно ли считать недавние случаи вандализма обострением антисемитизма в Беларуси?

– Я не стал бы делать таких глобальных выводов. Антисемитизм – это обратная сторона роста национального самосознания. Если раньше население делилось по религиозному признаку, то сейчас – по национальному. Но у любого национального движения есть обратная сторона – национальный шовинизм. Общественный антисемитизм в Беларуси – результат вторжения российского великодержавного шовинизма.

– Беларусь традиционно провозглашает свою многонациональность и веротерпимость. Чем питается белорусский антисемитизм?

– Я убежден, что криминальный антисемитизм – это не белорусское явление. Скорее всего, это пришло к нам с Востока как одно из негативных сопутствующих явлений процесса приобщения Беларуси к «великой российской империи». Россияне сталкиваются с этим в несравненно более мощной и сильной форме, чем мы. А цель обычно в таких случаях одна – использовать межнациональную вражду для создания социального напряжения в обществе. Что может быть проще – сделать из евреев козлов отпущения за все сложности, переживаемые нашим обществом.

– Может ли союз Беларуси и России спровоцировать рост антисемитских настроений в нашем обществе?

– Все зависит от того, на каких основах будет создан этот союз. На мой взгляд, если сегодня такое многонациональное государство, как Россия или Беларусь, объявляется канонической славянской православной территорией – это уже одна из серьезных, заложенных в фундамент будущего государства причин межнационального конфликта.

– Как вы расцениваете слова главы государства о том. Что у нас нет почвы для антисемитизма?

– Думаю, он имел в виду то, что мы называем «антисемитизмом сверху», т.е. антисемитизм как социальная политика государства. Еще недавно евреи очень остро ощущали результаты такой политики. Сегодня наиболее одиозные формы государственного антисемитизма исчезли. Тем не менее, антисемитизм сохранился, лишь видоизменившись: сегодня он заключается в отказе государства обеспечить социальную защиту еврейского населения от агрессии со стороны маргинальных группировок и антисемитски настроенных чиновников. И если государство по-прежнему будет делать вид, что этого явления у нас нет, то рано или поздно эта страусиная политика приведет к социальному взрыву. В нашем законодательстве декларируется, что нацменьшинствам предоставляются все права. Но нет ни одного положения, по которому государство брало бы на себя обязательство по сохранению национальной самобытности народов, населяющих республику. Деформации в национальной политике касаются не только евреев.
Для многонационального и  многоконфессионального государства, где в экономике главенствует распределительная система, не выделять национальным меньшинствам средств из бюджета для поддержания национального самосознания значит вести политику насильственной ассимиляции этих народов. Это – преступление. И это опять результат хлынувшего в Беларусь великодержавного российского шовинизма. А больше всего от этого, на мой взгляд, страдает титульная нация, т.е. сами белорусы. Тотальная русификация страны для всех нас сегодня – это и есть национальная трагедия.


          "Белорусская газета", 29 июля 2002 г.


 

 
 
Яндекс.Метрика