По следам двух сенсаций

 

3 ноября 1922 года. 49-летний египтолог Говард Картер после шести лет безрезультатных поисков решает предпринять последнюю попытку обнаружить легендарную гробницу Тутанхамона, 12-го фараона 18-й династии.

Три с лишним десятилетия ждал Картер этого дня. Мечта найти единственное нетронутое за 33 столетия грабителями царское погребение не оставляла его со дня первого приезда в Египет. Позади были долгие годы работы участником, а потом и руководителем ряда археологических экспедиций, в должности главного инспектора службы древностей Верхнего Египта, но 15 последних лет он занимался только раскопками. И все это время мысли его были заняты одним — находящейся где-то совсем рядом и по какому-то невероятному стечению обстоятельств не обнаруженной до сих пор гробницей.

sled1.jpg
Говард Картер (1873–1939)

Начало научной египтологии положили французы. Изначально занялись этим входившие в армию Наполеона историки, которых император взял с собой и давал им работать во время своего египетского похода (1793 – 1801). Он ценил и всячески оберегал их. Сохранилась его команда, когда, выстраивая боевое каре для отражения атаки конницы мамлюков, он крикнул: «Ученых и ослов в середину!». В ХIХ веке Ближний Восток был разделен между двумя европейскими империями: Ирак входил в состав дружественной Берлину Оттоманской империи, а Египет с 1882 года был британским протекторатом. Поэтому немецкие ученые раскапывали руины Вавилона, а английские – наследие египетских фараонов.

Двенадцатилетним мальчиком взошел Тутанхамон на престол, а в 18 лет он уже умер, поэтому не случайно о его царствовании почти ничего не было известно, и если бы ни его гробница, о нем сейчас никто и не вспомнил бы. Фараоны его династии, самой могущественной за всю историю Египта, высекали себе гробницы в скалах на западном берегу Нила, напротив Фив, своей столицы, в уединенном ущелье, ныне известном как Долина царей. Здесь же был похоронен и юный владыка.

Можно наверняка сказать, что Картер не нашел бы того, что всю жизнь искал, если бы ни знакомство с богатым английским аристократом, собирателем произведений искусства лордом Карнарвоном. Лорд попал в Египет намного позднее Картера, в 1903 году. Спортсмен, совершивший кругосветное путешествие на паруснике, владелец третьего зарегистрированного в Англии автомобиля, вынужден был приехать сюда лечиться после аварии, одной из первых в истории европейского автомобилизма. В Египте Карнарвон увлекся археологией и, познакомившись в 1906 году с Картером, организовал под его началом поиски древностей. Совместная работа скоро принесла плоды: сначала вышла книга «Пять лет раскопок в Фивах», а затем, после покупки Карнарвоном концессии на ведение работ в Долине царей, последовало открытие гробницы Аменхотепа I.

sled2.jpg
Джордж Герберт граф Карнарвон (1866–1923)

Карнарвон доверял Картеру безраздельно, несмотря на то, что поиски далеко не всегда были плодотворными. Знаменитый египтолог Теодор Дэвис, продавший концессию и раскопавший перед этим мумию фараона Эхнатона (Аменхотепа IV) и несколько царских гробниц, не скрывал, что дальнейшие работы в царском некрополе бессмысленны. Но Картер, его бывший сотрудник, не был согласен с этим. Своей уверенностью он заразил Карнарвона, и тот расширил фронт работ настолько, что в 1915 году появилась возможность приступить к решению основной задачи.

За шесть сезонов Картер и его люди расчистили до грунта большой участок Долины, метр за метром продвигаясь по той зоне, которая, казалось, уже не раз была предметом поисков. Они обнаружили множество личных вещей фараонов и их жен, тайники с предметами и погребальной утварью, даже открыли одну неиспользованную гробницу — не было только того, что служило предметом поиска.

«Сезон проходил за сезоном, не принося результатов»,– писал впоследствии Картер в своей книге «Гробница Тутанхамона». – Мы вели раскопки месяцами, трудились с предельным напряжением и не находили ничего. Только археологу знакомо это чувство безнадежной подавленности. Мы уже начали смиряться со своим поражением и готовились оставить Долину, чтобы попытать счастья в другом месте». Но вот наступил день, когда не раскопанным остался лишь один участок некрополя, заваленный многовековым слоем строительного щебня и облепленный хижинами подсобных рабочих. Этот день пришелся на 3 ноября 1922 года...

С 30 ноября 1922 года, когда в газете «Тайме» появилась первая из сенсационных статей под названием «Египетское сокровище», имя Тутанхамона стало популярным не менее чем имя фараона Хеопса, воздвигшего для себя 150-метровую пирамиду-гробницу. Это случилось благодаря фантастической ценности извлеченных из его погребения предметов.

sled3.jpg
Золотая маска фараона Тутанхамона. Вес – 10 кг.

Едва ли история археологии знала столь богатую добычу. В течение длительного времени, пока Картер и его помощники в окружении крупнейших египтологов мира и большого количества археологов, репортеров, туристов извлекали из усыпальницы непревзойденные образцы удивительных по силе художественного мастерства произведений древней культуры, весь мир с волнением следил за хроникой раскопок. Картеру приходят на помощь профессора Чикагского и Египетского университетов, нью-йоркского музея Метрополитен, археологи, занятые на других раскопках.

Газеты, захлебываясь, сообщали миру о невиданном совершенно фантастическом «мерцании золота», наполняющем гробницу, перечисляли ювелирные изделия и мебель, колесницы и модели кораблей, оружие и произведения древнего искусства, занявшие впоследствии тринадцать залов и две галереи Каирского музея. Особое внимание было уделено семи саркофагам, помещенным один в другой, описанию мумии легендарного фараона, находившейся в последнем, восьмом саркофаге, сделанном из чистого золота.

Золотая портретная маска Тутанхамона стала известна миру не меньше, чем изображение царицы Нефертити, зятем которой он, несмотря на свои юные годы, являлся. Маска Тутанхамона вошла в список главных вещественных символов мировой культуры. Сегодня ее ценность в этом отношении сравнима с ценностью, скажем, статуи богини любви Афродиты из белого мрамора, обнаруженной в 1820 году на греческом о.Милос и потому получившей имя Венеры Милосской. В одном ряду стоит, например, картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» («Джоконда»), созданная мастером в начале первого десятилетия ХVI века. Всего в гробнице нашли около 3,5 тысяч предметов. Общий вес золотых изделий составил 110,4 кг.

sled4.jpg
Лорд Карнарвон, его дочь Эвелин и Говард Картер у входа в гробницу

И вдруг на фоне этого триумфа произошло событие, придавшее всей истории иную окраску.

Известие о скоропостижной смерти Карнарвона стало сенсацией не меньшей, чем находка гробницы. В то, что причиной смерти стал укус москита, никто не верит. Суеверная мысль, что почтенный аристократ стал жертвой проклятия, пришедшего из глубины веков, завладевает умами. Не прошло и года со дня вскрытия гробницы, еще не улеглось возбуждение от вида совершенно сказочных богатств, как газеты запестрели новыми заголовками, среди которых самым популярным был «Месть фараона». За сотрудниками экспедиции и родственниками покойного лорда устанавливается тщательное наблюдение. И новости не заставляют себя ждать: леденящие душу сообщения о гибели очередной «жертвы фараона» то и дело занимают первые полосы газет.

А мартиролог и в самом деле выглядел солидно. В нем можно обнаружить имена ряда бывших сотрудников Картера, в том числе А. Вейгля, А. Мейса, в соавторстве с которым Картер написал первую из своих книг о гробнице, А. Рейда. По свидетельству газет, последний «упал замертво», производя рентгеновское исследование какой-то египетской мумии.

Список постоянно пополнялся, число имен в нем стало приближаться к двадцати. Всеобщая истерия достигает невероятных размеров в 1929 году после того, как племянница Карнарвона умерла от укуса неизвестного насекомого, а ее отец, сводный брат покойного лорда, покончил с собой в состоянии душевной депрессии. В ноябре того же года был найден мертвым в своей постели бывший секретарь Картера, хотя накануне он был совершенно здоров. А еще через три месяца отец этого секретаря, 78-летний лорд Уэстбурн выбросился с седьмого этажа.

Газеты мира обошла фраза, якобы высеченная в гробнице Тутанхамона: «Смерть быстрыми шагами настигает того, кто нарушит покой фараона». Право же, было чем смутить ум невежественного обывателя, убежденного в неотвратимости «возмездия богохульнику». При этом никто не задумывался, что после вскрытия гробницы прошло уже семь лет, что каждый случай имеет вполне реальное объяснение,— все искали в цепи смертей зловещую закономерность.

sled5.jpg
Дом в пустыне, где во время работы в Египте жил Говард Картер. Ныне в нем открыт музей

То, что могло лишить материал сенсационности, газеты умышленно замалчивали. Мало кто знал, например, что сам по себе укус москита для лорда Карнарвона не был смертелен — смерть наступила после трех недель борьбы с пневмонией. Никто «не замечал» преклонного возраста некоторых умерших или их длительных тяжелых заболеваний: ведь был же скрыт тот факт, что А. Г. Мейсу уже задолго до раскопок был поставлен диагноз неизлечимой болезни. На статьи египтологов, опровергающих глупые измышления, никто не обращал внимания, а их объяснения, что в религиозных ритуалах древних египтян вовсе отсутствовало понятие «проклятия», считались несерьезными.

Последним штрихом в этой затянувшейся истории было сообщение о смерти самого Говарда Картера, к счастью, ложное.

Картер... А чем он занимался эти долгие годы?

sled6.jpg
Октябрь 1925 года. Картер изучает саркофаг Тутанхамона

Пять лет ушло на исследование гробницы. Целый археологический сезон заняло извлечение предметов из одной только передней комнаты. Работать приходилось в напряженной обстановке, теряя сотрудников, в страхе перед возможиым ограблением, под неусыпным оком репортеров скандальной прессы.

К моменту, когда газеты устроили ему «похороны», Картер выпустил две книги о результатах раскопок и готовился к изданию третьей. В книгах, статьях, интервью : он пытался развенчать газетную шумиху. Опровергая вымысел о своей гибели, Картер подробно остановился на : каждом случае смерти, объяснив их цепь простым совпадением. «Нет на земле более безобидного места, чем гробница»,— писал он.



ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ ВЫПУСКА №13

 
 
Яндекс.Метрика