Внук Тамерлана и его обсерватория

 

Июнь 1941 года. До нападения фашистской Германии на нашу страну остается менее двух недель, но советские люди об этом еще не знают. Группа ученых работает в мавзолее Гур-Эмина — усыпальнице династии Тимуридов в Самарканде. Вскрываются захоронения Тамерлана — Тимура-хромца, среднеазиатского эмира, легендарного завоевателя XV века, перед которым трепетала средневековая Азия, двух его сыновей, двух внуков.

На одной из плит грубо отесанного известняка надпись: «Эта светоносная могила... место последнего успокоения государя... образованного халифа, помогавшего миру и вере, Улугбек-султана =*>¦* да озарит аллах его могилу... Его сын совершил в отношении его беззаконие и поразил отца...»

Мухаммед Тарагай, оставшийся в истории под именем Улугбек (великий князь), был внуком Тимура. Пятнадцатилетним мальчиком стал он в 1409 году правителем Самарканда — столицы громадного государства, что создал его великий дед. 38 лет помогал Улугбек своему отцу Шахруху удерживать в руках огромные завоевания Тимура, в которые входили также Иран, Закавказье. А когда отец умер, он, Улугбек, стал во главе династии Тимури-дов. Но недолго длилось его владычество: через два года Улугбек был убит по приказу собственного сына.

За что сын поднял руку на отца? Почему столь недолго длилось правление Улугбека?

В первой половине XV века Самарканд был одним из наиболее крупных культурных центров Азии. Шахруху удалось собрать огромную библиотеку, представлявшую по тем временам невероятную ценность. Улугбек получил энциклопедическое образование, и это понятно, ибо его учителями были крупнейшие ученые, среди которых выделялся персидский математик и астроном Ар-Руми, прививший своему ученику любовь к астрономии. Чтобы сын мог заниматься точными науками, историей, поэзией, Шахрух приглашает в Самарканд многих ученых Востока, в том числе известного арабского математика, изобретателя десятичных дробей Максуда аль Каши.

Пользуясь поддержкой отца, Улугбек повел огромную научную и просветительскую деятельность. В 1417 —¦ 1420 годах он строит университет, известный ныне как медресе его имени, а в 1428 — 1429 годах возводит по собственному плану обсерваторию, не имевшую себе равных в его эпоху ни по оснащенности, ни по результатам проведенных исследований.

В XV веке обсерватория Улугбека была самой крупной в мире: трехэтажное круглое здание с 32 арками по периметру имело в высоту 40 метров и более 50 метров в диаметре. Радиус установленного вертикально точно по линии меридиана квадранта достигал 46 метров. Нижняя часть дуги его, сохранившаяся до наших дней, опускалась в вырубленную в скале траншею на глубину 11 метров, а надземная часть, согласно расчетам, должна была возвышаться более чем на 50 метров.

Значительных размеров были и астрономические приборы, что позволяло добиться наибольшей точности наблюдений и измерений, а круглой Улугбек построил свою обсерваторию для того, чтобы сделать максимальным обзор звездного неба.

Вместе со своими учениками Улугбек вел наблюдения за Солнцем и планетами в момент прохождения ими меридиана обсерватории, измеряя их координаты с максимальной точностью, какая вообще возможна для приборов, лишенных оптических визьеров. Определив географическую широту своей обсерватории, он ошибся всего на 3 минуты 9 секунд. Другие координаты отличались от истинных и вовсе на 2—8 секунд.

В 1437 году, спустя всего 8 лет после окончания строительства обсерватории, Улугбек завершил работу над «Новыми астрономическими таблицами», в которые были включены сведения о 1019 звездах. Координаты почти 700 из них были приведены впервые. Точность его данных поражает даже в наши дни: цифровые значения приводимых им синусов и тангенсов расходятся с истинными, высчитанными ныне, лишь на девятом после запятой ьзнаке. Кроме того, Улугбек изложил теорию движения [планет и дал описание более ста существовавших в средние века систем летосчисления.

Обсерватории Улугбека повезло меньше, чем многим другим творениям средневековья: она простояла всего 21 год.

Когда в 1447 году Шахрух умер и Улугбек, пробыв 38 лет великим князем, стал правителем великой империи Тимура, удержать власть в своих руках он не смог. Выяснилось, что он не может вести завоевательные войны, что вместо оружия он более охотно покупает за огромные деньги рукописные книги, увеличивая и без того уникальную библиотеку отца. Он приглашает в Самарканд ученых, уделяет много времени научным занятиям и воспитанию учеников. Но, лишившись поддержки и защиты отца, Улугбек оказывается беззащитным перед лицом врагов.

Научная и просветительская деятельность Улугбека не давала покоя мусульманскому духовенству и феодалам. Воспользовавшись ослаблением военных позиций Улугбека, они организовали против него заговор. 24 октября 1449 года Улугбек предстал перед судом шейхов. Ему предъявлено обвинение в ереси. Улугбека принуждают отказаться от престола в пользу сына, втянутого в этот заговор. Сын обещает отцу сохранить жизнь, но с одним условием: тот должен совершить паломничество в Мекку и замолить там грехи. В тот же день лишенный всех царских почестей 56-летний Улугбек покидает Самарканд и отправляется в дальний путь.

Недалеко успел уйти внук Тимура от родного города: через три дня религиозные фанатики, выполняя приказ сына, настигли его в пути и привезли в Самарканд, но... уже обезглавленным.

Однако популярность Улугбека в народе была настолько велика, что скрыть факт его насильственной смерти оказалось невозможным. Великого князя — «просвещенного султана» и «образованного халифа»— торжественно захоронили в родовой усыпальнице Тимуридов, а на саркофаге из серого известняка появилась надпись о сыне, совершившем «в отношении его беззаконие». Но обсерваторию — «прибежище неверия и скверны» — уже ничто спасти не могло. Именем аллаха она была варварски разрушена, а ученые — выброшены за городские стены. Один из них и увез с собой величайший труд Улугбека.

Следы каталога историки обнаруживали в Стамбуле (так стал называться Константинополь после взятия его турками), Дамаске, Каире. Спустя два с лишним века, в 1665 году, каталог звезд Улугбека был издан в Оксфорде и оказал серьезное влияние на развитие астрономии. Свидетельством незатухающего интереса к этому труду является его переиздание в 1767, 1843 и даже в 1917 году.

В XVII веке очередной правитель Самарканда, желая возродить былое величие этого города, решил создать архитектурный комплекс, который включал бы в себя медресе Улугбека. Он воздвиг напротив этого здания точно такое же, только в зеркальном отражении и более внушительное по размерам. Оно повторяло и вид портала, и облик минаретов, и внешнее убранство. А несколько позднее, как бы соединяя оба здания, вознеслась между ними поразительная по своей роскоши соборная мечеть. Так появился уникальный архитектурный ансамбль, известный всему миру под названием Регистан.

Но возродить значение Самарканда как столицы государства и научного центра уже ничто не могло, ибо для этого нужен был правитель с волей Тимура и с умом и талантом Улугбека. Город вновь и вновь становится ареной жестоких феодальных распрей, а родник знаний — регистанское медресе — не раз подвергается грабежу и обрекается на запустение.

За четыре с половиной века разрушенная обсерватория Улугбека оказалась занесенной песком, и, когда в 1908 году археолог В. М. Вяткин предпринял попытку найти в Самарканде ее остатки, никто не знал, где она находилась. Наконец в архиве был обнаружен документ XVII века о продаже участка под названием Холм обсерватории. Произвести раскопки в полном объеме на выделенные губернатором 800 рублей Вяткин, естественно, не мог, а большего царские власти сделать не желали.

Подлинное возрождение славы Улугбека и былой красоты Регистана произошло уже в наши дни. По личному указанию В. И. Ленина в тяжелейшие годы становления Советской власти были выделены средства, и в 1922 году был выпрямлен накренившийся восточный минарет медресе Улугбека.

К 500-летию со дня основания обсерватории на 39-й параллели была организована одна из международных широтных станций для измерения колебаний географических полюсов Земли, ныне носящая имя великого звездочета. Затем начались археологические раскопки. Прерванные войной, они были продолжены в 1948 году. Археологи под руководством В. А. Шишкина восстановили перво^ начальный облик сохранившейся части обсерватории, а известный скульптор-антрополог М. М. Герасимов в лаборатории пластической реконструкции человека Института этнографии АН СССР воссоздал внешний облик Тамерлана и его внука.

На наших глазах, в конце 70-х годов, завершились реставрационные работы над уникальным архитектурным комплексом: обрел былую осанку наклонившийся тысячетонный западный минарет, «опустилась» до мраморных мощений XV века площадь и «поднялись» более чем на два метра здания Регистана, вновь засверкали позолотой луковицы куполов и предстали во всей красе восхищенному взору наших современников причудливые росписи средневековых мастеров и дворцовые украшения. И вместе со славой Регистана вновь расцвела слава его основателя, одного из крупнейших ученых средневекового Востока, человека, обессмертившего древний Самарканд.

 
 
Яндекс.Метрика