Спешите делать добро

 

          Благотворительность в еврейской традиции


Благотворительность – традиционная национальная ценность еврейского народа. Проявление сочувствия ближнему путем оказания ему материальной или нравственной поддержки является одним из важнейших предписаний в иудаизме. Древнееврейское выражение «гемилут хасадим» буквально означает «оказание милости». И сегодня слово «хесед» для нас означает «милосердие».

Уже в глубокой древности еврейские законы предлагали каждому, говоря словами Всевышнего, «отделить из твоего хлеба голодному, привести в дом твой бедного бесприютного, прикрыть нагого и не скрываться от ближних». «Пусть широко раскрыты будут двери твоего дома и бедные будут твоими домочадцами». Воспетая в Притчах женщина, чей пример достоин подражания, «простирала руки к бедному и десницу нуждающемуся».

В Талмуде благотворительность обозначается словом «цдака», что буквально переводится как «праведность» или «справедливость». Уже одно это говорит о том высоком нравственном смысле, которое уже в древности евреи вкладывали в сам факт оказания помощи ближнему: берущий обретает материально, дающий -- духовно. Не случайно, по мнению наших законоучителей, «цдака по своей важности равна всем остальным заветам вместе взятым», а мир стоит на трех основах: на Торе, служении Богу и благотворительности.

Притча гласит, что у рабби Акивы (I в.) римский претор Т.Руфь спросил:

 – Если ваш Бог так любит бедных, почему же Он сам не обеспечивает их? 

– Чтобы дать возможность живущим творить добро, – ответил мудрый рабби.

«Цдака ценна настолько, насколько в ней выражается доброе внутреннее чувство, совершающего ее», – гласят древние рукописи.

Моральную поддержку наши предки оценивали особенно высоко. «Оказывающий бедному нравственную поддержку получает вдвое больше благ от Бога, чем тот, который помогает ему только материально» (Талмуд).

Библия обращает внимание не только на сам акт благотворительности, но и на внутреннее состояние человека, оказывающего помощь: помогать человеку нужно охотно, непринужденно, не задевая его самолюбие. «Лучше совсем не давать, чем давать и унижать человека».

Как гласят еврейские законы, благотворительность обязательна не только по отношению к евреям, но также и к инородцам и даже к язычникам: «Кормить следует бедных инородцев наравне с бедными евреями; ухаживать следует за больными язычниками наравне с еврейскими больными; хоронить умерших язычников нужно наравне с умершими евреями».

Уже в глубокой древности были известны семь наиболее популярных форм благотворительности: гостеприимство («гахнасат орхим») и кормление голодных, посещение больных и уход за ними («биккур холим»), снабжение бедных платьем и обувью («малбиш арумим»), погребение мертвых и присутствие на их похоронах («галваят гамет»), утешение скорбящих по усопшим («нихум обелим»), выдача замуж бесприданниц («гахнасат кала») и выкуп пленных («пидион шебуим»).

Современные формы благотворительности сформировались в средние века. Уже тогда одним из законов деятельности еврейских общин была выдача одежды и продуктов питания малоимущим и нуждающимся. Трудно себе представить для тех времен такую общину, где бы не было благотворительной кассы и где бы не заботилась о помощи вдовам, сиротам, а также о погребении тех, чьи родные не могли оплатить похороны.

В ХIХ веке практически все общины содержали бесплатные столовые и чайные для бедняков, ночлежные дома для бездомных, богадельни и дома призрения для одиноких, а в городах – больницы и амбулатории. В пасхальные дни – самые важные праздничные дни у евреев – община заботилась, чтобы вино и маца были и у тех, кто не мог сам их приобрести. Законы благотворительности были святы для всех. Каждая семья считала своим долгом устраивать трапезы для бедных на свадьбах и других семейных торжествах. В праздничные дни двери в домах были открыты, и один прибор на столе оставался нетронутым для зашедшего на огонек бедного соседа.

Центром общинной жизни тогда были синагоги, обеспечивающие нуждающихся предметами культа. При синагогах содержались начальные школы. Благотворительность осуществлялась из средств, собираемых общиной, и руководство строго следило за сборами налогов, которыми облагались ее члены, пожертвований, штрафов, арендной платы за пользование имуществом общины и т.д. Одним из источников средств на благотворительность были наследства, завещанные на эту благородную цель.

Уже в средние века существовали общинные организации, основной функцией которых было оказание благотворительной помощи. Самой влиятельной из них было погребальное общество. Сами названия таких организаций – «Посещение больных», «Прием гостей», «Ссуда милости» – говорят о их предназначении. Общество «Введение невесты» обеспечивало нужды невест-бесприданниц.

В новейшие времена традиции еврейской благотворительности были продолжены в международных масштабах: евреи из развитых и процветающих стран оказывают помощь соплеменникам стран развивающихся. Широкое развитие получила помощь эмигрантам и пострадавшим от войн и стихийных бедствий. Для становления государства Израиль и вовсе понадобились объединенные усилия всего мирового еврейства.

Для осуществления этих программ существует множество различных международных благотворительных организаций и фондов. Наибольшей известностью пользуется Американский еврейский распределительный комитет (Джойнт), отметивший  в ноябре 2010 г. свое 96-летие.

Помощь, которую оказывают эти благотворительные организации и фонды, практически никогда не ограничивалась еврейским населением. К примеру, в 20-е годы не менее 25% всех материальных вложений Джойнта в опустошенную революцией и Гражданской войной Россию приходилось на нееврейское население. Джойнт помогал становлению университетов и сельскохозяйственных коммун, больниц и научно-исследовательских институтов, школ и приютов для беспризорных.

В качестве примеров можно привести факты международно благотворительной помощи, оказанной за последние 10 лет населению Беларуси. Известный швейцарский фонд Платтнера, выделив Беларуси медикаментозную помощь в размере 1 миллиарда швейцарских франков, половину этой суммы направил на нееврейские программы. В дни трагедии, которая произошла в Минске, в подземном переходе на станции метро «Немига» и сопровождалась многочисленными человеческими жертвами, Джойнт и ряд общественных еврейских организаций и религиозных общин, использовав свои международные контакты, привлекли для оказания помощи пострадавшим более 5000 долларов.

Для того, чтобы освоить эти деньги, в республиках бывшего СССР  создана стройная система благотворительных организаций – хеседов. В крупных городах в хеседах работают группы сотрудников, которые организуют пищевую и медикаментозную помощь нуждающимся, выдачу медицинского оборудования (костыли, инвалидные коляски и т.д.), создают целую армию волонтеров –  добровольцев, ухаживающих за одинокими, престарелыми, прикованными к постели и другими, нуждающимися в постоянном постороннем уходе. В этой системе работают десятки патронажных сестер.

Крупнейший раввинистический авторитет ХII века Маймонид (Рамбам) так сформулировал семь категорий нравственного значения благотворительности (начиная с наивысшей):

1. Дающий не знает, кому он оказывает помощь, а берущий не знает, от кого он ее получает (к этой категории относится опускание денег в цдаку).

2. Дающий знает, кому дает, но нуждающийся не знает, от кого он получат.

3. Берущий знает, от кого берет, но дающий его не видит.

4. Оказание помощи бедному без его просьбы, по собственной инициативе дающего.

5. Просьба нуждающегося в помощи исполняется полностью и охотно.

6. Просьба исполняется охотно, но не полностью.

7. Просьба исполняется неохотно и не в полном объеме.

Поразительная способность еврейского народа, подобно птице Феникс, восставать из пепла и полностью обновлять свои силы во многом коренится и в той системе еврейской взаимопомощи, которая является, несомненно, из самых серьезных завоеваний нашей, «еврейской» цивилизации.

 
 
Яндекс.Метрика