Евреи Великого Княжества Литовского: власть и община

 

Система  взаимоотношений литовского великокняжеского двора и еврейского населения княжества уникальна:  фактически первый и последний раз в истории евреи занимали в государстве место, соответствующее их вкладу в  государственное и культурное строительство. Эта система носила весьма специфический характер и целиком зависела от того места, которое занимали евреи в странах рассеяния.

В течение двух тысячелетий оторванные от своего национального очага евреи, попадая на новые для себя места обитания, занимали те ниши, которые по разным причинам – чаще всего, религиозным – не занимало коренное население. Как правило, это зависело от того, что как народ «пришлый» они стремились не осваивать те экономические и культурные  сферы, которые уже были освоены местным населением, чтобы не оказаться в условиях конкурентной борьбы. Та основная ниша, которую заняли евреи, оказавшись в Европе, была торговлей, и это не было случайностью.

Можно смело утверждать, что именно евреи заложили основы современной европейской торговли. Как известно, от успехов в этом непростом деле во все века в значительной степени зависело благосостояние государств, а торговать евреи умели. Ханаан, куда они пришли после исхода из Египта, назвав его Эрец-Исраэлем, был одним из самых крупных узлов миграции: здесь сходились торговые пути из Европы, Азии  и Африки. Здесь был основан самый древний морской порт в мире – Яффо. В Библии слово «ханааней», означавшее жителя Ханаана, употреблялось как синоним слова «купец». Так что евреем пришли в Европу уже вполне подготовленными, чтобы занять эту если не пустую, то, во всяком случае, полупустую нишу.

Страны древнего мира, средневековья и даже первые столетия нового времени были аграрными, земля была главным богатством, и евреи как народ «пришлый» никогда и нигде к частному землевладению практически не допускались. Поэтому они селились в городских местностях и занимались теми ремеслами, которыми по разным причинам местное население не занималось: медицина, фармация, ювелирное, кузнечное, портняжное, сапожное дело, винокурение и т.д. А главное, они становились посредниками между городом и деревней, способствуя активному натуральному и торговому обмену. Именно евреи внесли наибольший вклад в развитие средневековых городов.

Поселяясь на новом месте, евреи достаточно быстро достигали успеха в жизни, чему в немалой степени способствовала практически сплошная грамотность: ни у одного народа нет такой религиозной традиции, как необходимость самостоятельно читать святое писание. Как известно, успех в борьбе за «место под солнцем» больше всего зависит от степени подготовленности человека: его грамотности, уровня профессиональных знаний и умений, общего развития, общего уровня культуры. И в этом отношении евреи как традиционно городские жители, конечно же, обходили своих конкурентов, подавляющее число которых до промышленной революции и эпохи массовой урбанизации, то есть скопления населения в городах, были выходцами из практически безграмотного крестьянства.

К тому же имело значение то. что коренное население более консервативно в попытках изменить условия жизни, работы, овладеть новыми сферами производства и т.д. Человек вообще по природе своей очень неохотно меняет ту зону душевного комфорта, к которой привык.  А пришлый люд, которому надо еще как-то выжить в новых для себя условиях, более мобилен, более легок на подъем. Вот он и осваивает все то, чем по разным причинам не хочет или не может заниматься коренное население.

Если не знать всей этой предыстории, трудно понять, почему евреи в Великом княжестве Литовском пользовались такой свободой и почему великие князья даровали им такие привилегии.

Когда в эпоху позднего Средневековья погромы и преследования были отмечены обильно пролитой еврейской кровью, массы евреев начали переселяться на Восток, и их охотно приняли к себе великие литовские князья, стремившиеся  к заселению и экономическому развитию своих земель. Евреи быстро достигли привилегированного положения, заняв многие позиции в коммерческих и финансовых операциях, которые вели в масштабах всего государства, –  внешней торговле, сборе налогов, пошлинных и таможенных сборов, содержании монетных дворов и т.д. Рядом с ВКЛ, на территории Речи Посполитой магнаты сдавали евреям в аренду целые города, деревни, трактиры, постоялые дворы, организацию торгового дела, ярмарок и т.д. Имея возможность, согласно Галахе, заниматься ростовщичеством в неевреями, они фактически заложили основы будущего банковского дела в этом регионе.

Точных сведений о том, когда евреи появились на территории современной Беларуси, нет, но уже первые упоминания о них в литературных источниках свидетельствуют, что они представляли из себя  серьезное общественное явление. Так, уже в 906 г. германские власти устанавливают таможенные сборы на баварско-славянской границе с «купцов-евреев и других купцов», отправляющихся на восток, причем пошлины взимались «с рабов и всяких других товаров».

В 989 г. пражский епископ Адельберт во время поездки к «прусским язычникам» (литовцам) с целью проповеди евангелия писал польскому королю Болеславу I, что ему не удалось выкупить на волю христианских пленных и рабов, которых «еврей-купец закупил своим проклятым золотом». А еще через столетие чешская принцесса Юдифь, жена польского князя Владислава I, как описал это историк С.Дубнов, «тратила много денег на выкуп христианских пленных и рабов из рук евреев».

Рукопись Ватиканской библиотеки, относящаяся к 1094 г. и состоящая из комментария к Библии, написанного литовско-русскими талмудистами, свидетельствует о наличии учености и зачатках науки в среде литовских евреев.

Оседая в ВКЛ, евреи усваивали образ жизни, быт и нравы окружающего их коренного населения, но, в силу обособленности общинной (религиозной) жизни, не смешивались с ним и смогли в течение длительного времени сохранять свое национальное своеобразие. Говоря словами известного белорусского историка М.Довнар-Запольского, они «не подвергались ассимиляции и сами не подвергали ассимиляции белорусов». 

Великие князья быстро оценили вклад евреев в экономические отношения княжества и всемерно стимулировали их деятельность, даруя им многочисленные права и привилегии. Они широко пользовались услугами евреев для своих целей. Заключая с ними многочисленные арендные договоры и передавая ведение важных коммерческих и финансовых операций в руки еврейских откупщиков. Свидетельсвом той высокой оценки, которую давали великие князья роли евреев в жизни ВКЛ, является переселение Витовтом в 1392 г. (сразу после того, как он стал великим князем) тысяч крымских евреев и караимов и создание мест их компактного проживания, главным образом, в г. Троки (Тракай).

24 июня 1388 г. еврейская община Бреста, крупнейшая для ХIV в. община Великого княжества Литовского (ВКЛ), получила от княжившего в Бресте и Гродно Витовта Привилегию -- законодательный акт (хартию), устанавливавший их правовой статус. В следующем, 1389 г., аналогичную Привилегию получили евреи Гродно. Аналогичные привилегии получили евреи и других больших городов ВКЛ (Трокай, Луцк, Владимир и т.д.), но из городов современной Беларуси Брест и Гродно были первыми, отмеченными этими актами. Позднее, в 1392 г.) когда Витовт стал Великим князем, положения этих хартий были распространены на все еврейское населения государства.

Привилегии 1388-89 гг. сыграли большую роль не только в становлении еврейских общин, но и в развитии городов ВКЛ.

Едва ли не самым важным в этих хартиях были статьи, обеспечивавшие личную безопасность евреев и регламентировавшие их отношения с окружающим христианским населением. Еврей имел право на беспрепятственное передвижение в пределах страны и беспошлинный провоз тел своих единоверцев. Христианин, причинивший еврею увечья, не сопровождавшиеся кровопролитием, подвергался наказанию. В делах, касающихся евреев, суд обязан был заседать либо в синагоге, либо в другом, указанном евреями месте. Христианин, повредивший что-либо на еврейском кладбище, подвергался наказанию, а имущество его конфисковывалось. Кидавший камни в синагогу обязан был уплатить воеводе штраф. Христианин, вошедший в дом еврея против воли хозяина, подвергался наказанию. Сосед-христианин, не отозвавшийся ночью на крики еврея о помощи, подлежал штрафу.

Хартии Витовта закрепляли царившее в то время в христианском мире негативное отношение к обвинениям евреев в преступлениях с ритуальной целью («кровавый навет»): «Так как папские буллы удостоверяют, что евреям собственными их законами воспрещено употреблять человеческую или какую-либо иную кровь, запрещается обвинять евреев в употреблении человеческой крови. Однако, в случае обвинения еврея в убийстве христианского ребенка, такое обвинение должно быть доказано тремя христианами и тремя евреями. Если же обвинитель-христианин не в состоянии доказать свое обвинение, он подвергается тому же наказанию, которому подлежал бы обвиняемый, если бы вина его была доказана».

Хартии Витовта предоставляли евреям значительную свободу в торговле и финансовых операциях. Евреям позволялось давать деньги взаймы под заклад любого движимого имущества, за исключением вещей, запятнанных кровью или употребляемых при богослужении. Еврей, давший дворянину взаймы сумму денег под залог недвижимости, в случае неуплаты этой суммы в срок, мог взять в собственность эту недвижимость, и такое владение подлежало защите [закона]. Христианин, насильственно отнявший у еврея заложенную у него вещь, подвергался наказанию как лицо, совершившее кражу. Займы, совершенные христианами у еврея, должны были погашаться с процентами. Лицо, препятствовавшее евреям в покупке или продаже товаров, штрафовалось воеводой.

Было бы неверным говорить о Хартиях князя Витовта как о неком уникальном явлении в истории евреев, хотя само Великое княжество Литовское в отношении веротерпимости и в самом деле было уникальным государством в истории Европы. Привилегии Витовта евреям фактически повторяли Хартию вольностей, которые евреи Польши получили за 125 лет до этого от князя Болеслава Калишского по прозвищу «Благочестивый».

Хартия Болеслава Благочестивого также содержала статьи, гарантировавшие евреям известную свободу личности. Первой же своей статьей Хартия утверждала, что при разборе гражданских и уголовных дел в суде свидетельство христианина против еврея принимается лишь тогда, когда оно подтверждается показанием свидетеля-еврея. Споры между самими евреями были подсудны не общим городским судам, а лично князю, его наместнику (воеводе) или назначенному им особому судье. Запрещалось причинять какие-либо притеснения едущим по дороге еврейским купцам, требовать от них больше пошлин, чем от христиан.

Весьма симптоматичным было запрещение обвинять евреев в похищении и убиении христианских младенцев для употребления их крови. При этом делалась ссылка на буллу папы Иннокентия IV от 1247 г. Более того, в Хартию было заложено положение, что если донос на еврея в подобном преступлении окажется ложным, доносчик-христианин подлежит смертной казни.

Все эти права и привилегии князь Болеслав утверждал «на вечные времена» с согласия высших государственных чинов –  воеводы, графов и баронов, подписавших этот акт в Калише в далеком 1264 г., и действо это было совершенно невероятным по сравнению с тем, в каком положении евреи находились в это время в других странах. Буквально три года спустя, в 1267 году, Венский собор принял ряд резолюций, подтверждающих дискриминацию евреев «просвещенной» Европой.

Возрождая решение вселенского собора 1215 года, евреев вновь заставили носить шапки с рогами, дабы они существенно отличались от христиан. Семейное общение между евреями и христианами было запрещено. За сожительство с христианкой еврей карался большим штрафом, а христианка подвергалась публичному бичеванию и изгнанию из города. Христиане не должны были покупать у евреев мясо и другие пищевые продукты во избежание отравы. Новые синагоги запрещалось строить, а построенные подлежали сносу. И т.д. и т.п.

А в это время в Польше Казимир III трижды за свое правление продлевает Хартию Болеслава Благочестивого – в 1334, 1364 и 1367 гг.

В апреле 1495 г., на третий год своего княжения, великий князь Александр Ягеллон под влиянием изгнания евреев из Испании (1492) и по настоянию своей жены Елены, дочери Ивана III, узнавшей о возбуждении в Москве дела о так называемой «ереси жидовствующих», издал указ об изгнании евреев и караимов из ВКЛ и из смежных с ней земель. Дворяне, имевшие долги перед евреями, приветствовали указ, который позволял им избавиться от своих кредиторов. Евреи с южных регионов ВКЛ ушли в Крым, а остальные расселились вдоль пограничных с ВКЛ земель Польши. Однако в 1501 г., став королем Польским, Александр, убедился, что изгнание евреев привело к усложнению финансового положения государства. Находясь под угрозой войны с Московским княжеством, он в 1503 г. отменил указ. Евреям были возвращены дома, синагоги, кладбища. Они получили право взыскивать оставшиеся неоплаченными долги и выкупать конфискованную недвижимость у ее новых владельцев по ценам, которые те платили княжеской казне.

Подлинный период экономического и политического расцвета литовского еврейства начинается при Сигизмунде I. Король подтвердил хартии Витовта и даже включил их в 1-й Литовский статут (1529), согласно которому убийство еврея каралось смертной казнью (как дворянина или горожанина), а семья убийцы была обязана платить семье убитого пеню, причем эта пеня была в 8 раз больше, чем пеня за убийство горожанина. Наиболее знатные евреи в документах стали именоваться «панами». В 1534 г. евреи освобождаются от обязательного ношения нагрудного знака.

При Сигизмунде I еврей Аврам Езофович (1450-1519), приняв православие, был назначен министром финансов великого князя («земским подскарбием»), а его брат Михель Езофович (ум.ок.1529) –  одним из наиболее влиятельных откупщиков с особо широкими полномочиями, включая судебные (единственный случай, когда некрещеной еврей был возведен в дворянство).

В ХVI в. продолжалась активная миграция евреев из Центральной Европы, создавались новые городские общины (Кобрин, Клецк, Новогрудок, Слоним, Минск, Полоцк, Витебск, Могилев, Орша и др.). После Люблинской унии (1569) Стефан Баторий подтвердил старинные привилегии литовских евреев и специальным декретом 1574 года приказал, «чтобы никто впредь не смел ложно обвинять евреев перед судом или магистратом в убиении христианских детей».

Начиная с ХVI в. еврейские общины начали получать статус автономных единиц, как в юридическом, так и в налоговом отношении. Во главе общин стояли старейшины, которые представляли их перед властями и отвечали за сбор налогов.

В 1623 г. был учрежден Литовский Ваад –  съезд представителей еврейских общин ВКЛ, высший орган еврейской автономии, просуществовавший до 1764 г. Общинное самоуправление было ликвидировано царским правительством лишь в 1844 г.

Несмотря на то, что литовские евреи в целом не представляли крупной экономической или политической силы, степень их благосостояния была намного выше, чем у их польских и германских единоверцев. Еврейское население ВКЛ неизменно росло (20 тыс.чел. в 1560-е, ок. 40 тыс.чел. в 1628). На протяжении столетий ВКЛ было одним из наиболее крупных центров еврейской учености. Первые иешивы, готовившие раввинов, возникли в конце ХVI в. в Бресте и Гродно; позднее – в  других городах (в Минске – в  1685). Польские и литовские иешивы ХVI-ХVII вв. служили образцом талмудического образования для иешив всей Европы. После зарождения хасидизма литовские иешивы дали жизнь некоторым его направлениям: любавичскому (Хаббад) и карлин-столинскому. Однако уже с середины ХVI в. в среде горожан, дворянства и католического духовенства начинают нарастать антиеврейские настроения. В 1527 г. горожане Вильны добились запрета на поселение евреев в городе.
Дворянство смогло внести некоторые антиеврейские ограничения в Литовский статут 1566 г., в том числе, введение обязательного ношения евреями отличительного знака. Вновь стали возникать кровавые наветы, многие магистраты стали ущемлять экономические права евреев.

Христианское население нередко препятствовало поселению евреев в городах, которые находились под юрисдикцией городских управ. К примеру, евреи Витебска впервые получили разрешение строить синагогу лишь в 1627 г Тяжелый удар по еврейским общинам Польско-Литовского королевства нанесло вторжение войск Богдана Хмельницкого (1648-49), сопровождавшегося грабежом и резней отказывавшихся от насильственного крещения еврейского населения. В белорусских регионах казаков поддерживали местные крестьяне и горожане. Татары, бывшие союзниками Б.Хмельницкого, брали евреев в плен и продавали в рабство. Евреи ряда городов (Гомель, Брагин, Пинск, Слуцк и др.) бежали при приближении казачьих отрядов. И все же общины нескольких городов пострадал особенно сильно, в том числе Бреста и Пинска. Избиению еврейское население подвергалось и после вступления в Белоруссию русско-казацкого войска. В целом евреи в результате хмельниччины потеряли почти 25 процентов населения.

К 1766 литовское еврейство насчитывало ок. 160 тыс.чел., из которого почти 40 процентов проживало на территории современной Беларуси. К этому времени самыми крупными общинами были Минская (1396 чел.) и Пинская (1350 чел.). Европейские войны, слабость королевской власти, постоянное расширение антиеврейского законодательства и католическая экспансия привели к упадку еврейской общинной жизни и обеднению еврейского населения. К концу ХVIII в. евреи почти полностью утратили свое влияние в общественной и экономической жизни региона.

 
 
Яндекс.Метрика