На пути к Холокосту: этот рубежный 1933 год

 

Вечером 16 июня 1933 года на набережной  Тель-Авива двумя выстрелами в живот неизвестными лицами был убит один из лидеров Всемирной Сионистской организации (ВСО) и глава Политического отдела Еврейского агентства (фактический министр иностранных дел ишува) 34-летний Хаим Арлозоров. Это преступление до сих пор не раскрыто. Среди версий о причинах трагедии основное место занимает политическая деятельность Арлозорова,  вызывавшая категорическое неприятие некоторых кругов сионистского движения. 

Однако немало места уделено в освещении этой истории и личной жизни Арлозорова,  а именно, его интимным отношениям с Магдой Квандт, будущей женой Геббельса. Согласно этой версии нацистские спецслужбы просто «помогли»   своему  рейхминистру народного просвещения и пропаганды устранить нежелательного соперника, бывшего, ко всему прочему,  еще и представителем тех самых «недочеловеков», на плаху борьбы с которыми Геббельс положил жизнь. 

И хотя истории отношений Магды и Арлозорова посвящено немало литературы (достаточно назвать фундаментальную работу   Евгения Берковича «Первая леди Третьего рейха и ее еврейский отчим» [1]),  всевозможных инсинуаций, использующих этот чисто  детективный сюжет, множество.  Со всеми, по большей части, вымышленными подробностями описывая убийство Арлозорова, они, как правило,  даже мельком не касаются тех глобальных исторических событий, на фоне которых эта трагедия произошла [2].


1

Вступление Гитлера на пост рейхканцлера 30 января 1933 г. стало для всего мира полной неожиданностью. Нелепость этого события подчеркивал тот факт, что власть в его руки передал тот человек, который множество раз до этого выступал против его кандидатуры, называя  «богемским капралом» и вообще отзываясь презрительно и относясь с большим подозрением как к крайне опасному человеку, – президент рейха Пауль фон Гинденбург.

Пагубность этого шага немедленно отметили наиболее опытные и дальновидлные политики.  Среди них был и генерал-полковник Эрих Людендорф  [3], который еще совсем недавно был соратником Гитлера и даже принимал участие в знаменитом Пивном путче 1923 года. Именно он буквально через день после трагического для Германии и всего мира события – передачи всей исполнительной власти в руки Гитлера – писал Гинденбургу, у которого в годы Первой мировой войны был фактическим главнокомандующим  германской  армией: «Назначив Гитлера рейхсканцлером, Вы отдали наше немецкое отечество одному из наибольших демагогов всех времен. Я торжественно предсказываю Вам, что этот человек столкнет наше государство в пропасть, ввергнет нашу нацию в неописуемое несчастье. Грядущие поколения  проклянут Вас за то, что вы сделали» [4].

Приход Гитлера к власти означал, в первую очередь, крах германского парламентаризма,  уже и до этого переживавшего системный кризис, и приход на его место жесткого авторитаризма, тон которому в те годы в мире задавали  российские большевики. Бесперспективность такой формы государственного правления предвидел один из крупнейших пророков ХХ века Владимир Жаботинский: «Бездумный, беспечный культ вождя повсюду вошел в моду, отчасти под влиянием Бенито Муссолини, и, видимо,  будет отравлять атмосферу, пока не достигнет позорного конца, заведя всех в тупик» [5].

С точки зрения еврейской истории и еврейского национального самосознания 1933 год  несомненно  имел основополагающее значение. Как отмечал историк Дан Дине, «1933 год в некотором смысле уже заключал в себе признаки того, что последовало за ним, –  Холокост как будто вписан в тот день, когда произошла передача власти Гитлеру» [6].

Приход нацистов к власти, тем не менее,  никак не встревожил еврейских лидеров. Они явно недооценивали нарастающей опасности, хотя уже к началу 1934 года намерения гитлеровского руководства в отношении евреев были многим ясны и понятны. Более того, было совершенно очевидно, что планы новой власти строятся на необходимости внедрения в жизнь расовой теории, которую  пропагандировали в Германии не только нацисты, но и вполне респектабельные писатели, ученые, философы. Под флагом внедрения расовой доктрины в стране прошли все полтора десятиления после окончания Первой мировй войны. Основным объектом пропаганды были, естественно, евреи.

Тон пропагандистской кампании задал ассириолог Фридрих Делич, утверждавший в своей вышедшей в 1920 г. книге «Великий обман»,  что евреи духовно бесплодны,  что они не внесли никакого вклада в мировую культуру и что вообще все их законы – преступны и безнравственны [7]. В том же году в Германии появляются еще две антисемитские книги. Их автором  был выпускник Московского высшего технического училища  (МВТУ), литератор и будущий главный идеолог нацистской партии Альфред Розенберг. Названия его книг говорят сами за себя: «След евреев в изменениях времени» и «Безнравственность в Талмуде» [8]. Наиболее  же радикальной оказалась книга «Расовые корни германского народа» Ганса Гюнтера (1922), ставшего позднее у нацистов главным специалистом по «расовой теории» [9].

 Как отметил по этому поводу израильский историк Шмуэль Эттингер, «в начале двадцатых годов главными носителями антисемитской идеологии были круги интеллигенции, деятели науки, писатели и журналисты,   пропагандировавшие ее в периодической печати и литературе… Антисемитизм вошел в моду у широких слоев немецкой общественности» [10]. К сожалению, не лучшей была и вторая половина этого десятилетия.

В июле 1925 года выходит  первый том книги Гитлера «Моя борьба» («Майн кампф»), в декабре 1926-го – второй. В книге отчетливо просматривается агрессивный антисемтизм автора, достаточно спекулятивно использовавшего основные тезисы популярной для 1920-х гг. идеи «еврейской угрозы» – монопольного захвата евреями мировой власти: «Если бы еврею с помощью его марксистского символа веры удалось одержать победу над народами мира, его корона стала бы венцом на могиле всего человечества» [11]. Своих целей для решения «еврейского вопроса» Гитлер не скрывает: «Я уверен, что действую вполне в духе Творца всемогущего: борясь за уничтожение еврейства, я борюсь за дело Божие». То есть мысль о физической расправе над евреями была высказана вполне отчетливо, и тот кто хотел, ее заметил.

А в  1930 году появился еще один катехизис нацизма – книга Альфреда Розенберга «Миф ХХ века» [12].  Вот это уже был подлинный гимн расизму и тоталитаризму: «Культура всегда приходит в упадок, когда гуманистические идеалы препятствуют праву господствующей расы управлять теми, кого она поработила».


2

«Майн кампф» еще до прихода Гитлера к власти  имел весьма широкое хождение среди обывателей. Достаточно сказать, что только в 1930 г. было продано 54 тысячи экземпляров; в 1932 г. продажа достигла 90 тысяч. Правда, социологические опросы показывали, что сму книгу приобретают скорее в качестве сувенира, а читают ее плохо, но заложенные в ней идеи широко  транслировались автором в многочисленных эмоциональных речах, так что в самой книге большой нужды уже не было. Что касается идей, то они воспринимались  немецким населением, если и не с восторгом, то, во всяком случае, с одобрением. Призывы к исключению евреев из германской действительности становятся повседневностью. По улицам маршируют штурмовики в коричневых блузах со свастикой на рукаве, горланящие песни о тех временах, когда «еврейская кровь брызнет с ножа». В 1931 году, в праздник Рош га-Шана, происходит еврейский погром в центре Берлина. На партийных митингах нацистов и в их избирательных компаниях открыто звучит лозунг «Смерть евреям!»…

И вот произошло то, чего в принципе произойти не могло, что противоречило логике событый: нацисты пришли к власти. Надежда на то, что в правительстве всего два нациста – Г.Геринг и В.Фрик  и что не они делают погоду в политике, улетучивается немедленно: уже 1 февраля Гитлер оглашает по радио «Воззвание к немецкому народу», в котором объявляет о роспуске Рейхстага и назначение новых выборов на 5 марта. Проходит еще три дня, и появляется декрет «О защите германского народа», дающий Гитлеру право запрещать любые политические мероприятия и печатные издания.

Нацисты спешат: им необходимо протащить через Рейхстаг закон «О чрезвычайных полномочиях», им нужно большинство голосов. В стране начинается невиданный уличный террор, откровенное запугивание инакомыслящих. В ряды полиции вливаются тысячи штурмовиков, на депутатов Рейхстага оказывается невероятное давление, растет число политических убийств. И как апофеоз беспредела – поджог здания рейхстага 27 февраля.  Общество деморализовано.

И вот воскресенье 5 марта. Нацисты на выборах получают в рейхстаге 288 мест, но большинства для протаскивания нужных решений у них все равно нет, потому что 120 мест –  у социал-демократов, 81 – у коммунистов, 74 – у центристов, 52 – у представителей Национальной народной партии, 32 – у прочих. У нацистов только 43,9% голосов. Их это никоим образом не устраивает, и общественная атмосфера в стране накаляется до предела. Ко всему прочему присоединяется еще и антиеврейский террор.

Вот что записывает в своем дневнике 10 марта 1933 г. профессор В. Клемперер [13]:

«То, что я до дня выборов называл  террором, было лишь мягкой прелюдией. В точности повторяется ситуация  1918-го, только под другим знаком – под знаком свастики. Снова поражаешься, как все было непрочно, как все вмиг рухнуло. За восемь дней до выборов – неуклюжая история с поджогом рейхстага. Не могу себе представить, что кто-нибудь  ВСЕРЬЕЗ  думает, что это сделали коммунисты, а не платные (здесь В.Клемперер рисует в скобках свастику) агенты. Затем эти дикие запреты и акты насилия. И чудовищная – на улице, по радио, всюду – бесконечная, навязчивая пропаганда.  В субботу. четвертого, я слышал кусок гитлеровской речи из Кёнигсберга. Ярко освещенный фасад привокзального отеля, предварительное факельное шествие, на балконах – тоже люди с факелами, реют знамена со свастиками, хрипят громкоговорители. Я разбирал лишь отдельные слова. Но тон! Сдобренное елеем рычание – настоящее рычание – священнослужителя. А в воскресенье – сокрушительная победа национал-социалистов...

Возмущенное отрицание: с лояльными евреями-де ничего плохого не случится. Сразу вслед за тем – запрет Центрального союза еврейских граждан в Тюрингии, он якобы критиковал и унижал правительство с «талмудистских» позиций. С тех пор день за днем разогнанные правительства, развешанные всюду флаги со свастиками, отобранные дома, застреленные люди... Это полное крушение только что существовавшей власти – нет, не крушение, просто исчезновение – глубоко меня потрясает...»

На следующий день после того, как Виктор Клемперер сделал эту запись в дневнике, 11 марта Геринг произнес в Эссене злобную антисемитскую речь,  спровоцировавшую волну мартовского  антиеврейского террора. Симптоматичными в этой речи были слова о том, что Геринг «категорически против того, чтобы полиция защищала еврейские универмаги».   А спустя две недели, 1 апреля, в священный для евреев день – субботу, на всей территории Рейха был объявлен круглосуточный непрерывный бойкот именно еврейских лавок и магазинов.


3

Как можно было евреям оставаться после таких событий спокойными. Оказывается, можно было. Как это ни парадоксально это звучит, самыми спокойными в таких условиях были  лидеры еврейских общественных и религиозных организаций.

Если верить результатам переписи, проведенной 16 июня 1933 года  пришедшими к власти нацистами, в Германии проживало 502 799 евреев [3].  Общественное брожение  и экономический кризис заставили все еврейские организации объединиться и создать в январе 1933 года «Имперское представительство немецких евреев» («Reichsvertretung der deutschen Juden»).  Его возглавили берлинский раввин Лео Бек  [4]  и Отто Хирш.  Представительство просуществовало более 10 лет [5]. 

«Создается впечатление, что до еврейских мудрецов не доходит суть антиеврейской идеологии нацистов, – отмечает историк Евгений Беркович, – авторитеты иудаизма не до конца понимают, что в Германии Гитлера для них нет места» [8]. 

Еврейские лидеры еще тешат себя надеждой, что еврейская община сможет как-то вписаться в «новый порядок». Об этом свидетельствуют их письма Гитлеру.  В июне 1933 года сионисты выражали уверенность, что «возрождение национальной жизни народа, как это происходит в настоящее время в Германии на христианском и национальном фундаменте, произойдет и для еврейского народа». В октябре того же года представители ортодоксального иудаизма в своем меморандуме пытаются убедить фюрера в том, что иудаизм не следует приравнивать к марксистскому материализму и что внутри жизненного пространства для немцев всегда можно найти и жизненное пространство для евреев.  Верхом наивности выглядит сегодня просьба раввинов к рейхсканцеру сообщить им прямо, если целью властей является именно уничтожение всех евреев.
Некоторые еврейские организации («Союз национал-немецких евреев», «Имперский союз еврейских фронтовиков») и вовсе сделали попытку вписаться в существующие общественные отношения, но уже весной 1933 года все их попытки были вежливо отвергнуты. Позднее на аналогичные письма власти вообще не отвечали [9].

Дело в том, что самым популярным персонажем  антисемитской пропаганды в Европе в XIX – начале ХХ вв. был «еврей-торгаш». Бытовой,  чисто экономический конфликт – как продать подороже, а купить подешевле – веками поднимался на уровень социальной проблемы по одной только причине: большинство владельцев  лавок и универмагов были евреями [11].  Так сложилось исторически, но политиков, разыгрывавших «еврейскую карту», это не волновало.  Для них еврейские универмаги были символами современной массовой культуры и капиталистической конкуренции, подавляющих личность рядового гражданина. 

Акции, направленные против «еврейских» магазинов, не были для еврейского населения чем-то необычным – они проводились и ранее: на зданиях рисовали свастики, время от времени штурмовики СА перекрывали входы в такие  магазины, не пропуская посетителей, устраивали демонстративное их фотографирование.  В антисемитской прессе постоянно подчеркивалось:  кошелек – главный предмет в жизни еврея, и нет драмы в его жизни более чувствительной, чем потеря кошелька.

Следует отметить, что в те,  первые дни пребывания Гитлера у власти,  нацистов в Рейхстаге было меньшинство, а из 11 членов  правительства их было только трое [12]. Выборы в Рейхстаг 5 марта тоже не принесли нацистам долгожданной полной победы: они получили большинство мест, но не получили «контрольного пакета», набрав только 43,9%  голосов избирателей. Вот почему подлинная цель бойкота 1 апреля заключалась не в подрыве экономического состояния еврейских предпринимателей. 
Это была чисто политическая акция, которая должна была возвестить миру о том, что в Германии появилась сила, способная полностью взять власть в свои руки,  жестко действовать против врагов нации и установить в стране подлинно «новый порядок». Это была  демонстрация силы  нацистской партии, консолидации ее рядов и вовлечения в нее  колеблющихся. Одновременно это была еще и подачка  отрядам штурмовиков и пронацистским организациям типа «Гитлерюгенд» и «Союза немецких девушек», у которых давно «чесались руки» и которым надо было дать возможность «порезвиться».

Бойкотировали, кстати, не только торговцев и предпринимателей, а и представителей национальной  элиты – еврейские больницы, адвокатские конторы, рестораны. Именно к этому призывали огромные плакаты, появившиеся на улицах городов, на которых, кроме всего прочего, было написано: «Не покупайте в еврейских универмагах и фирмах! Не обращайтесь к еврейским адвокатам! Избегайте еврейских врачей!»


4

В первые дни же после прихода Гитлера к власти всеми миру стало отчетливо видно, что свои безумные расовые идеи, изложенные в книге «Майн кампф» рейхсканцлер Германии намеревается воплотить в жизнь. Наиболее очевидно это было евреям, против которых, собственно, и был направлено острие меча. Выборы в Рейхстаг 5 марта и триумфальный успех на них нацистов показал к тому же, что их поддерживает, как минимум, половина населения страны, а, значит, каждый второй немец согласен с концепцией  их расовой доктрины. Безусловно, никто не мог тогда предположить, что все закончится геноцидом, но то, что евреев при Гитлере ждет не обычная правовая дискриминация, а вспышка подлинного государственного антисемитизма, поняли, пожалуй, все. И по Европе, а затем и по всему миру прокатились многочисленные акции протеста.

Антинацистские митинги и марши начались уже 5 марта, после чего начался  бойкот германских товаров. Бойкот был стихийный. Первоначально его объявили евреи двух городов с самым крупным еврейским населением в Европе:  20 марта в Вильно, спустя 6 дней – в Варшаве.  К концу марта  протестное движение  распространилось на Румынию и Югославию, а затем охватило еврейские общины Египта, Греции, Марокко, Палестины, Латвии, США и нескольких стран Латинской Америки. После 1 апреля  эти  акции превратились в организованное движение, и вскоре бойкот немецких товаров охватил почти всю Польшу с его трехмиллионным еврейским населением.

Бойкот немецких товаров стал серьезным ударом не столько по германской экономике, переживающей вместе со всем миром тяжелейший экономический кризис, сколько по престижу новой власти внутри страны, поставив под сомнение выполнение  нацистами предвыборное обещание вывести Германию из пропасти и ликвидировать чудовищную безработицу.  Однако государство при этом так и не  ослабило своих усилий  вытеснить еврейский бизнес из хозяйственной жизни, на что международное еврейство отвечало серьезными экономическими акциями. Организаторы международного бойкота  оказывали воздействие на предпринимателей Западных стран расторгать заключенные ранее с германскими производителями контракты и отменять размещенные в Германии заказы. Расчет был на абсолютную убежденность германских расистов в существование некоего тайного мирового правительства во главе с «сионскими мудрецами», манипулирующего экономикой  и способного привести любую страну к глобальной катастрофе.

Историки отмечают весьма успешный  массовый бойкот немецких товаров в Ист-Энде — еврейском квартале Лондона, итогом которого, в частности, было прекращение англо-германской торговли мехами.  Вслед за этим бойкот перебросился во Францию. Наивысшей точки протестные акции  достигли  в США:  Американский объединенный совет по организации антинацистского бойкота добился принятия соответствующей резолюции  на Всемирном еврейском конгрессе 1936 г. (Фактически бойкот немецких товаров в США прекратился сам по себе лишь в декабре 1941 г. со вступлением страны во вторую мировую войну) [13].

Нацисты отвечали дискриминацией еврейских производителей внутри Германии: начался тотальный бойкот со стороны арийских торговцев, банки стали отказывать в выделении  кредитов, а рекламные агентства – в приеме заказов, травля в прессе не только не прекращалась, но с каждым днем все возрастала…  И тем не менее, еврейским коммерческим структурам достаточно долго удавалось удерживаться на плаву, занимая весьма важные позиции, ликвидация которых могла серьезно осложнить жизнь населения: хлебную и яичную торговлю, мукомольное дело, пивоваренное дело, виноторговлю, торговлю скотом, импорт пищевых продуктов и т.д. Во многом это объяснялось тем, что «Гитлер… не принимал в течение шести лет никаких законодательных мер для ограничений торговли евреев. Германия, поставленная в тяжелые экономические условия, не могла позволить себе роскоши расстроить свой торговый аппарат, находившийся в значительной степени в руках зарекомендовавших себя на внешнем рынке фирм» [14].


5

Несмотря на мощный взрыв расового антисемитизма в нацистской Германии со всеми признаками расовой государственной политики, реальной опасности, которую мог бы принести нацизм, еврейские лидеры не почувствовали. Как пишет Вальтер Лакер, автор книги «История сионизма», «они верили, что Гитлер все же не станет портить отношения со всем миром. Одно дело – быть лидером экстремистского политического движения, и совсем другое – главой государства. Легшая на его плечи ответственность, надеялись многие, вынудит его устранить самых фанатичных антисемитов из своего окружения. Но к апрелю, после бойкота, объявленного евреям, и открытия первых концлагерей основания для иллюзий уже не осталось… Авторитет [сионистов] мгновенно возрос… Сотни людей являлись на сионистские митинги… Увеличились тиражи сионистских газет. Повсеместно открывались курсы по изучению иврита» [15].  Свою главную цель – подтолкнуть  евреев к эмиграции – организаторы антиеврейского бойкота достигли. 

Это было время, когда нацисты одним из средств вывода Германии из  экономического кризиса и укрепления экономики избрали  насильственную эмиграцию евреев, сопровождая ее их почти тотальным ограблением. И если вначале Гитлер заявлял о своем поощрении выезда евреев из страны (он даже договорился до того, что готов дать тысячемарковый билет каждому еврею, который уберется из Германии) [16], то очень скоро его отношение  к этому вопросу резко изменилось, и, чем дальше, тем сложнее становилась сама процедура выезда. Главной проблемой для будущих эмигрантов  стала практическая невозможность вывезти из страны имеющиеся денежные средства.

В это время фактически единственной организованной силой, которая могла хоть как-то повлиять на решение еврейского вопроса в Германии, были сионисты. Их лидеры  раньше других оценили всю глубину опасности, которую нес евреям германский фашизм, процесс зарождения и развития которого они наблюдали, находясь внутри кипящего европейского котла. Собственно, цель у них была одна: стимулировать еврейскую эмиграцию из Германии. Здесь  цели сионистов совпадали с целями германских властей, и появилась хоть какая-то основа для достижения компромисса. Нельзя было терять ни минуты, и Германская сионистская федерация немедленно приступила к переговорам. Их вело Палестинское бюро германской сионистской организации.

Сионисты понимали, что на этом этапе нацисты больше заинтересованы в решении экономических проблем, нежели политических, поэтому они в первую очередь пойдут на такое соглашение, которое будет сулить Германии экономическую выгоду. Возникла идея трансфера – евреи в обмен на обязательство реализации какого-то количества товаров немецких фирм. И хотя такое соглашение противоречило идее антинацистского бойкота, организаторы которого еще тешили себя иллюзорной надеждой  окончательно подорвать терпящую бедствие экономику Германии и тем самым вынудить ее изменить свой  политический курс, необходимость спасения евреев от тотального террора была приоритетной. Никто тогда еще не мог предположить, какую бурю вызовет эта акция на еврейской политической сцене [17].

Замысел трансфера был таков. Выезжающие в Эрец-Исраэль сдавали все свои средства специально созданному агентству, получали от него 1000 палестинских фунтов (15000 рейхсмарок) для организации переезда, а на остальные деньги агентство закупало немецкие товары и вывозило их в Палестину в виде германского экспорта. После продажи товаров на Востоке и в Европе, вся вложенная сумма, за исключением банковских издержек и некоторых отчислений в форме определенного налога, идущего на развитие инфраструктуры ишува (в первую очередь, выкуп земли у арабского населения),  возвращалась хозяевам.

Для организации всего процесса и заключения соглашения с германскими властями тель-авивское отделение Германской сионистской федерации было преобразовано в общество с ограниченной ответственностью «Гаавара» («Трансфер» –  ивр.), действовавшее в полном соответствии с палестинским коммерческим кодексом и под руководством бизнес-менеджеров. В качестве посредника выступал Англо-Палестинский банк, которому принадлежали все акции корпорации (впоследсвие – банк «Леуми»). Возглавили работу Хаим Арлозоров, постоянно наезжающий с деловыми визитами в Германию и Австрию, и
местный еврейский адвокат Сэм Коэн.

Хаим Арлозоров (имя, полученное при рождении, – Виктор) оказался в Германии вскоре после революционных событий в России 1905 года, когда напуганные кровавыми погромами евреи бежали с обжитых их предками мест. Семья Арлозоровых оставила свой  украинский город Ромны, когда мальчику было всего 6 лет.  Трагическая судьба еврейского народа и желание внести свой вклад в создание национального очага привели его, студента Берлинского университета, в политику:  в 1919 г. он становится соучредителем движения «Апоэль ацаир» –  «Молодой рабочий». Его  взволнованные статьи  о необходимости сотрудничества с арабами в вопросах создания на территории Палестины независимого еврейского государства  привлекают к себе внимание ведущих деятелей сионистского движения.

В 1924 г., получив после окончания университета докторскую степень по экономике, Арлозоров  переезжает в Эрец-Исраэль и становится членом Рабочего Сионистского Комитета. А когда в 1931 г. возникла Рабочая партия «Мапай», он оказывается одним из ее лидеров. Духовно он близок к  Хаиму Вейцману, но сионистское движение далеко от единства. Британское правительство публикует очередную «Белую книгу» о своей ближневосточной политике и бросает в массы лозунг «экономической емкости Палестины», что означает на практике ограничение еврейской эмиграции. На XVII сионистском конгрессе в Базеле Х.Вейцман, по-прежнему выступающий за связи с Великобританией, уходит в отставку. Происходят кадровые перестановки: Всемирную сионистскую организацию (ВСО) возглавляет Нахум Соколов, а  Хаиму Арлозорову  доверяют ее Политический отдел.

С первых же дней Арлазоров начинает активно продвигать в жизнь свою идею создания на территории подмандатной Палестины еврейской национально-культурной автономии,  считая это единственно возможным путем к скорейшему созданию еврейского государства.  


6

В дни, когда весь мир дружно устроил обструкцию укрепляющемуся в Германии нацистскому режиму, попытка наладить с ним если не дружеские, то хотя бы деловые отношения, вызвали целую бурю возмущения. Естественно, тогда и в мыслях ни у кого не было, что фактически речь идет о жизни и смерти полумиллиона немецких евреев. Одиозный режим должен быть свергнут любым способом, – таков был главный лозунг момента, поэтому деятельность лидеров ВСО вызвала во всем мире негативную реакцию, а еврейский мир, и без того крайне противоречивый, она и вовсе взорвала.

Оппозицию руководству ВСО возглавляло тогда зародившееся еще в начале двадцатых годов движение сионистов-ревизионистов, основным идеологом которого являлся В.Жаботинский.  Рабочему крылу ВСО, стремившемуся совместить национальные и классовые интересы, ревизионисты противопоставили безусловные приоритеты первых над вторыми. Как писал их лидер, «иметь два идеала – все равно, что поклоняться двум богам». Со временем ревизионисты стали все больше радикализироваться, и в 1930 г. их активисты создали в Эрец-Исраэле подпольный «Союз бунтарей», критиковавший демократию, парламентаризм и ратовавший за террор против британских мандатных властей и арабского населения. Идейную опору они нашли в итальянском фашизме, воплощавшем  тогда в себе интересы многонационального итальянского народа. Один из лидеров ревизионистов, выходец из местечка Долгое Бобруйского уезда журналист  Абба Ахимеир даже опубликовал в 1928 г. серию статей под общим заглавием «Записки еврейского фашиста».

Радикализма ревизионистов руководство ВСО не понимало, их ультимативные требования к британским властям о немедленном создании независимого еврейского государства не одобряло, считая, что условия для этого еще не сложились, и все может закончиться катастрофой. В 1932 г. Еврейское Агентство, ведавшее выдачей разрешений на въезд в Эрец-Исраэль, даже прекратило давать такие разрешения членам ревизионистских организаций, что, в конечном итоге, вообще привело к их выходу в апреле 1933 г.  из ВСО [18].

Пришедших в январе 1933 г. к власти в Германии нацистов ревизионисты за их антисемитизм не приняли и даже сорвали  их флаги с германского консульства в Тель-Авиве. Но это не изменило отношения к ним еврейского населения ишува, и в плакатах, выпущенных партией «Мапай» к первомайским праздникам 1933 года, их, тем не менее,  назвали «учениками Гитлера с еврейской улицы».

Деятельность Х.Арлозорова вызывала открытое противодействие палестинских антифашистов и скрытое – германских нацистов, в частности, руководства СД.  Газета радикального крыла ревизионистов «Народный фронт» подвергала руководство ВСО жесткой критике и даже называла ее программу трансфера «Союзом Сталина-Гитлера-Бен-Гуриона».

Арлозоров внимательно отслеживал события, происходящие в Германии. Он часто бывал в Берлине и своими глазами наблюдал, как набирало силы явление, которое позднее историки назвали «безумием свастики». Думается, он уже тогда по достоинству оценил ту опасность, которую представлял для евреев нацизм.

В марте 1931 г. он вновь встретился с женщиной, бывшей предметом его юношеского увлечения, – Магдой Квандт. Но у той уже полным ходом развивался роман с Имперским руководителем пропаганды нацистской партии Йозефом Геббельсом, у которого она работала, разбирая его личный архив. И все же старые чувства оказались сильнее: Хаим и Магда стали встречаться вновь. Почти месяц Магда не звонила Геббельсу, и вот  запись в дневнике будущего рейхсминистра пропаганды и гауляйтера Берлина: «12 апреля 1931 г.  Магда наконец позвонила. Человек, которого она любила до меня, тяжело ранил ее пулей в ее квартире. Теперь ей совсем плохо».

Скорее всего, ранения никакого не было. Елена Ржевская, автор книги «Геббельс. Портрет на фоне дневника», вообще скептически относится к этому криминальному эпизоду:  «История с покушением, может быть и мнимым, в духе тех мелодрам, какие украшали его [Геббельса] юношеские романы. Но через день состоялось «примирение с Магдой» – «женщиной с ледяными глазами» (характеристика французского посла в Германии).  Однако 18 мая еще одна подозрительная запись в дневнике Геббельса: «Магда рассказала мне загадочную историю о незнакомце, который остерегал ее выходить за меня замуж, потому что я – еврей. Он предъявил ей мое подлинное письмо директору Конену, который, стало быть, мой еврейский предок… Лопнуть можно со смеху» (Конен – приятель родителей, который помогал Геббельсу материально в его студенческие годы). [27].

Геббельс, конечно, не лопнул со смеху, но поиски этого опасного «незнакомца» агентурой нацистской партии, скорее всего, велись. Был ли этим человеком Арлозоров?  Наблюдение, видимо, было установлено и за Магдой, и она прекрасно знала об этом, иначе чем можно объяснить такой факт: когда в мае 1933 года Хаим в последний раз побывал в Берлине и позвонил своей бывшей возлюбленной, она пробормотала только: «Речь идет о моей жизни» и бросила трубку.

Прошел месяц, и трагедия разыгралась. 16 июня 1933 г. Хаим  Арлозоров со своей супругой Симой сидел на балконе  пансиона «Коте Дан» в Тель-Авиве  (ныне гостиница «Дан»). Когда вокруг них стала собираться толпа зевак, они решили прогуляться по берегу моря. Сима заметила, что за ними на некотором отдалении следуют два человека – один высокий, другой намного ниже, и сказала об этом мужу. Но предпринять что-либо они уже не успели: незнакомцы настигли их, и тот, что пониже, выстрелил Арлозорову в живот. Был вечер, медики появились с большим опозданием, и помочь раненому уже никто не смог: он скончался, не приходя в сознание.


7

Убийство Арлозорова стало страшным потрясением для  еврейской общины  Палестины.  Под подозрением немедленно оказались те, кто все последние месяцы вел травлю ВСО и Еврейского Агентства – последователи ревизионистского движения. Пресса объясняла случившееся наличием фашистских тенденций в их партии. Спустя два дня после убийства были арестованы основные подозреваемые: Абба Ахимеир, Авраам Ставский и Цви Розенблат. В двух последних Сима Арлозоров узнала  убийц своего мужа. Между членами Союза бунтарей и активистами рабочих партий произошли столкновения. Окружной суд, однако, Ахимеира и Розенблата оправдал, но Ставский («тот, что пониже») был признан  виновным и 8 июля 1934 г. приговорен к смертной казни через повешение.

Заявление Симы путало следствие, потому что у всех обвиняемых было алиби. К тому же  на территории Палестины действовал Британский закон о свидетелях, согласно которому показания одного свидетеля не достаточны для обвинения, и 20 июля при рассмотрении кассационной жалобы Ставский так же был оправдан [20].  Начальник управления британской полиции в Палестине Джозеф Фредерик писал позже, что английская администрация с самого начала знала о непричастности ревизионистов к убийству Арлозорова,  и их арест был произведен исключительно для успокоения общественного мнения.

В июле 1933 г. многие бунтари были арестованы, а их лидер А.Ахимеир и еще 6 его приближенных были осуждены за создание «подпольной организации подрывного характера». После этого «Союз бунтарей» прекратил свое существование. XVIII-й Сионистский конгресс создал комиссию по расследованию убийства Х.Арлозорова, но обнаружить доказательств причастности сионистов-ревизионистов к этому преступлению не удалось [21].

Убийство Хаима Арлозорова  остается не раскрытым до сего дня. Его смерть скрыла тайну взаимоотношений одной из самых известных в истории нацизма четы Германии – Йозефа и Магды Геббельс – с евреями, людьми, которых они без колебаний миллионами отправляли на смерть. Тогда, в июне 1933 г., спустя всего 4 месяца после прихода Гитлера к власти, когда за нацистами еще не тянулся такой хвост преступлений и репутация массовых убийц, предположить, что «ликвидация» одного из лидеров еврейского национального движения – дело рук их секретных служб, еще никто не мог. Скорее всего, эта версия так и останется недоказанной. Да и сведения о любовных отношениях  страстной поклонницы сионизма, а позднее такой же страстной антисемитки Магды Квандт (она же Магда Беренд, она же Магда Фридлендер, она же Магда Ритшель, она же Магда Геббельс) с еврейским лидером Хаимом Арлозоровым  знают только профессиональные историки.

Запущенный Х.Арлозоровым проект не прекратился с его гибелью.  Уже 7 августа 1933 г. Германский сионистский союз совместно с Англо-Палестинским банком заключили с правительством Германии  «Соглашение о трансфере», которое выглядело как указ рейха № 54/33, опубликованный министерством экономики спустя три дня,  10 августа. Представителям ВСО было предоставлено право создать два лагеря для перемещенных лиц: один – под верховным  контролем со стороны Германской сионистской федерации, центр которой размещался в Берлине на улице Вильгельмштрассе, 76; второй – под  быть совершена только при условии, что у будущего эмигранта на руках есть особый сертификат, подтверждающий, что у него есть на обустройство в Палестине есть сумма, эквивалентная не менее чем 5000 американских долларов [22]. 

Не смотря на бурную реакцию в еврейской среде по поводу вступившего в силу «Соглашения о трансфере», состоявшийся в 1935 г. в Люцерне 19-й Сионистский конгресс эту программу одобрил.  Начавшееся массовое переселение евреев Германии в Палестину породило у лидеров сионистского движения радужные надежды на то, что политическую обстановку в ишуве удастся изменить, и это позволит ускорить создание государства. Анализировавший эти события известный историк Евгений Беркович свидетельствовал, что начало програссы «Гаавара» было столь обещающим, что «палестинские сионисты боялись даже, что поток евреев из Германии будет слишком велик.

На состоявшемся в Праге летом 1933 года Сионистском конгрессе Артур Руппин [23] докладывал: «Чтобы поток эмигрантов не захлестнул, как лава, существующие поселения в Палестине, число приезжающих должно быть в разумном процентном отношении к числу уже живущих». Эта задача мыслилась на значительную перспективу, и даже после принятия откровенно расистских Нюрнбергских законов в 1935 году как немецкие сионисты, так и деятели ишува исходили из 15-20 тысяч эмигрантов в год, а сам период эмиграции евреев из Германии растягивался в их представлении на 20-30 лет. Как далеки были эти иллюзии от реальности Катастрофы, разразившейся в Европе всего через пять лет!» [24].

Какие бы планы ни строили сионисты, они рассматривали Палестину, как единственное возможное место для эмиграции евреев из Германии. Но для самих евреев это было далеко не так очевидно. Однако после окончания Второй мировой войны выяснилось, что программа «Гаавара» фактически оказалась первой и последней попыткой организованного вывоза евреев из пылающей ненавистью к ним Германии. За пять лет в Палестину выехало около 60000  евреев. Динамику этой эмиграции хорошо демонстрируют следующие данные: 1933 г. в Палестину отправлялось 19% всех эмигрантов, 1934 г. – 38%, 1935 г. – 36%, 1936 г. – 34%, 1937 г. – 16%. То есть в период 1934-1936 гг. в Эрец-Исраэле нашел убежище практически каждый третий немецкий еврей [25], а из нацистской Германии удалось вывезти около 140 миллионов рейсхмарок (100 млн долларов – 1.7 млрд долларов в ценах 2009 года).  Нацистские же власти присвоили себе этот же период 186 миллионов рейхсмарок, полученных от еврейских эмигрантов [26].
По мере обнищания немецких евреев и усиления арабского сопротивления росту еврейского населения Палестины, акция заглохла сама по себе [27].


8

Политическая оценка «Соглашения о трансфере» до сих пор вызывает неоднозначные оценки в еврейской среде. Пропагандисты антисемитизма используют этот сюжет для доказательства сотрудничества сионистов и нацистов, доказывая, что, благодаря вывезенным из Германии деньгам, было создано государство Израиль.  Белорусский писатель Эдуард Скобелев в большой статье в минском журнале «Неман»  высказал еще более радикальную мысль: перечисляя цели Второй мировой войны, он на первое место поставил «создание государства Израиль» [28].  Некоторые ревизионистские авторы  довели эту мысль до абсурда. К примеру, Ричард Харвуд  доказывает, что «правительство Гитлера делало политические попытки по созданию еврейского государства» [29], а Хеннеке  Кардель просто назвал свою книгу «Адольф Гитлер – основатель Израиля» [30].  

На проходившей в Тегеране 11-12 декабря 2006 г. Международной конференции, посвященной проблеме Холокоста, некий «главный раввин ортодоксальной антисионистской еврейской общины Австрии» Мойше Арье Фридман в своем докладе и вовсе утверждал, что Теодор Герцль уже в первых записях своих «Дневников»  назвал цифру – шесть миллионов евреев, «которым в Европе якобы угрожает опасность, и единственный шанс создания еврейского государства появится лишь в том случае, если эти шесть миллионов европейских евреев постигнет катастрофа». А Хаиму Вейцману приписываются слова, что «мы охотно примем здесь силы, способные сражаться за нас в Палестине, а остальных надо ликвидировать как бесполезный мусор» [31].

Тем не менее, все эти умозаключения, построенные исключительно с целью нагнетания антисемитских настроений в мире, не имеют под собой никаких оснований. Появление Израиля на карте мира было подготовлено всем ходом мирового исторического процесса.  И уж тем более эти все спекуляции противоречат тому, что сами нацисты думали по поводу бойкота и возможности создания еврейского государства в Палестине. Вот одно из свидетельств:  «Если демократы не прекратят бойкотировать Германию, компенсировать ущерб, нанесенный бойкотом, [придется] конфисковав часть имущества германских евреев, – говорил Гитлер. –  И тогда вы увидите, как быстро прекратится антигерманская пропаганда за границей. Это просто счастье, что у нас есть евреи... Когда-нибудь еврейское имущество, конечно, иссякнет. Но у меня в руках останется их жизнь...  Штрайхер предложил во время войны гнать их перед нашими стрелковыми цепями. Они будут лучшей защитой для наших солдат.  Я обдумаю это предложение [32].

Что же касается возможного участия Германии в создании еврейского государства на Ближнем востоке, то тут Гитлер весьма определенно высказался еще в книге «Майн кампф», изданной в Мюнхене в 1925 году: «Сионизм намеренно вводит мир в заблуждение утверждениями, что национальные  чаяния евреев будут удовлетворены создание государства в Палестине... Они вовсе не намеры создавать еврейское государство в Палестине, чтобы поселиться там. Их намерение состоит в том. Чтобы создать организационный центр для мошеничества в мировом масштабе, суверенный центр, защищенный от вмешательства других стран, то есть убежище для проходимцев и высшая школа для мошенников» [33].

Имя же Хаима Арлозорова увековечено в названиях улиц, поселков и городов Израиля. Что касается политических баталий в израильском обществе, то они не стихают и по сей день.   Вот что прозорливо писала когда-то на эту тему в книге «Моя жизнь» одна из умнейших женщин в истории Голда Меир:

«Арлозоров воплощал умеренность, осторожность, сбалансированный подход к мировым проблемам… Я, как и все знавшие его, находилась под большим впечатлением его интеллектуальной силы и политической прозорливости… Когда пришла весть о его убийстве, меня больше всего ужаснуло то, что в Палестине один еврей мог убить другого, что политический экстремизм внутри ишува [общины] мог привести к кровопролитию. Как бы то ни было, трения, много лет существовавшие между левым и правым крылом сионистского движения, после убийства Арлозорова превратились в такую широкую брешь, что она не закрылась вполне и поныне – и, может быть, никогда окончательно не закроется» [34].


          Примечания и литература:

1.  VESTNIK, №12 (271), 2001, июнь.

2. Дьяволица (автор не указан) // Советская Белоруссия, 2005,  28 августа. – С. 18 – 19.

3.  Людендорф Эрих Фридрих Вильгельм (1865 – 1937) – немецкий пехотный генерал, один из идеологов германского милитаризма, автор концепции «тотальной войны». В Первую мировую войну – начальник штаба у Гинденбурга. После войны близко сошелся с Гитлером, принимал участие в «Пивном путче», но позднее разочаровался в нацистах и в 1928 г. отошел от общественной деятельности. В 1924 – 1928 гг. – депутат Рейхстага. Отрицательно относился к евреям, считая , что они ставят финансовые интересы выше патриотических соображений.

4. Из письма к Гинденбургу от 1 февраля 1933 г. (История Второй мировой войны,  1939-1945. Т. 1. М.: 1973. – С. 118).

5. Цит. по тексту:  Хейфец М. Почему Жаботинский не стал еврейским вождем? // Иерусалимский журнал, 2008, №29, с. 227.

6. Дине Д. 1933. // Барнави Э., Фридлендер С.  Евреи в ХХ веке. М.: 2004. – С. 977.

7.  Делич  Фридрих (1850-1922), немецкий ассириолог, профессор востоковедения в университетах  Лейпцига, Бреслау  и Берлина. Книга «Вавилон и Библия» имела широкий общественный и научный резонанс. В богословском плане  был сторонником либерально-протестантской школы. В  книге «Великий обман» (1-2 тт., Штутгарт-Берлин, 1920-21)  обосновывал мысль, что вся ранняя история Ветхого Звета фальсифицирована книжниками и что «исследование древнееврейской письменности не должно больше составлять раздела христианского богословия, а должно лучше быть предоставлено восточной филологии и всеобщей истории религии». (Библиологический словарь Александра Меня. СПб.: 2002).

8. Альфред Розенберг (1893 – 1946, Нюрнберг) –  идеолог нацизма, один из главных военных преступников. Считается автором таких ключевых понятий нацистской идеологии, как «расовая теория», «окончательное решение еврейского вопроса». Выпускник Московского высшего технического училища (МВТИ). Был среди тех, кто оказал огромное влияние на формирование взглядов Гитлера, в частности, именно он познакомил будущего фюрера с «Протоколами сионских мудрецов». В 1920 г. выпустил антисемитские работы «След евреев в изменениях времени» и «Безнравственность в Талмуде». Многие идеи Розенберга были использованы Гитлером при написании «Майн кампф».

9. Гюнтер Ганс Фридрих Карл (1891 – 1968) – немецкий антрополог и евгенист. Преподавал в университетах Вены, Берлина и Фрайбурга, автор многочисленных книг и эссе по расовой теории. В 1929 г. издал «Краткую расологию немецкого народа», которая стала очень популярной. С 1930 г. тесно связан с нацистами, возглавляя созданную для него кафедру социальной антропологии Йенского университета, которую в студенческиз кругах называли «кафедрой антисемитизма». Получил несколько наград Третьего рейха. Развивал расовую теорию, выделяя шесть европейских субрас, из которых нордическая  объявлялась самой благородной и главной творческой силой в истории, а семитская – полной противоположностью,  способной вносить только «смуту и беспорядки».

10.  Ш.Эттингер. Очерк истории еврейского народа. Т. 2. – Иерусалим: БИБЛИОТЕКА- АЛИЯ, №29. – С. 695.

11. Адольф Гитлер (1889 – 1945) –  с 1933 г. правитель Третьего рейха.  После неудавшейся попытки нацистов захватить власть в Баварии («пивной путч», ноябрь 1923 г.) Гитлер был приговорен к пяти годам тюремного заключения (освобожден через девять месяцев). Книгу «Майн кампф» («Моя борьба»), в которой изложены его основные идеи, написана в тюрьме.  где изложил свои основные идеи.  Под руководством Гитлера национал-социалистическая партия в течение 1920-х гг. превратилась в самую большую партию Германии с крайней националистической и антисемитской программой, причем антисемитизм занимал центральное место в идеологии и политике нацизма и в мировоззрении самого Гитлера. Особенность антисемитизма Гитлера не в его оригинальности, а в исключительном экстремизме и в превращении его из части партийной идеологии и средства пропаганды в последовательную государственную политику.

12. Книга А.Розенберга «Миф ХХ века», считавшаяся теоретическим обоснованием национал-социализма, была опубликована в 1930 г. К этому времени им уже были написаны книги «Преступление масонства», «Антигосударственный антисемитизм», «Протоколы сионских мудрецов и еврейская мировая политика». Перевел с французского книгу А. Р. Гугено де Муссо «Еврей: иудейство и оевреивание христианских народов».

13. Виктор Клемперер (1881 – 1960) – немецкий писатель. С 1905  работал журналистом. В 1912 обратился в протестантизм. С 1920 – профессор романской филологии в Дрездене. С приходом нацистов к власти был в 1935 отстранён от преподавания как еврей, лишился работы и переселен в гетто. Поскольку его жена была признана чистокровной арийкой, избежал депортации. После установления нацистского режима начал вести дневник, где день за днем отмечал изменение окружающей повседневной жизни, привычек и языка соотечественников, лексики и интонаций средств массовой информации. Этот новояз он назвал языком Третьего рейха. Опубликованные дневники Клемперера быстро стали  мировой сенсацией.

14. Несмотря на эмиграцию,  к началу Второй мировой войны в Германии еще проживало около 215 000 евреев. Уже к 1941 году, с началом депортации в лагеря уничтожения, численность немецких евреев сократилась до 163 696 человек. В результате статистического опроса, проведенного 1-го апреля 1943 года, в стране  было зарегистрировано лишь 31 897 евреев. Окончание войны встретило в Германии 15000 переживших оккупационный режим евреев. Треть из них провели весь период нацизма, находясь на  нелегальном положении. (http: // www.zentralratdjuden.de/ru/topic/180.html)

15.  Лео Бек (Leo Baeck, 1873, Лесно, Польша – 1956, Лондон), ученый-богослов, раввин, председатель «Общего союза раввинов в Германии» («Allgemeiner Rabbinerverband in Deutschland»). После прихода нацистов к власти отказался покинуть Германию. Возглавил  Имперское представительство (Reichsvertretung) немецких евреев, посвятив все силы защите прав еврейского населения Германии. Бек отклонил все предложения из заграницы, заявляя, что останется в Берлине до последнего миньяна.  В 1943  был арестован и отправлен в Терезиенштадт. В лагере евреи-заключенные избрали его главой Aelsterat (совета старейшин). Читал узникам концлагеря лекции по философии и теологии. В 1945 во время освобождения лагеря Бек не допустил самосуда над нацистскими охранниками со стороны озлобленных заключенных. В Лондоне его избрали президентом Совета немецких евреев и председателем Всемирного союза за прогрессивный иудаизм. Позднее  преподавал историю религии в Объединенном еврейском университете в Цинциннати.
В 1954 основал Институт Лео Бека в Нью-Йорке и Лондоне,  был его первым президентом.  (Bоропаев С. Энциклопедия Третьего Рейха. М: 1996).

16.  Представительство играло важную роль в делах немецкого еврейства, в июле 1939 заменено на контролируемое гестапо «Имперское объединение евреев в Германии» («Reichsvereinigung der Juden in Deutschland»). 10 июля 1943 года берлинское бюро объединения было закрыто, само Имперское объединение ликвидировано, имущество конфисковано, а оставшиеся сотрудники депортированы.

17. Беркович Е. Смятение умов: свастика и звезда Давида. //  «Заметки по еврейской истории»,  №8 (99), август 2008.

18. Там же.

19. Большая часть еврейского населения Германии (около 50%) были заняты торговлей. (Гейден К. Путь НСДАП. Фюрер и его партия. М., 2004, с. 130).

20. Членами нацистской партии в кабинете министров были сам Гитлер, министр внутренних дел Фрик и министр без портфеля Геринг, являвшийся по совместительству уполномоченным по внутренним делам Пруссии. Нацификация правительственного аппарата представляла для Гитлера в те дни одну из   первоочередных задач.

21. Краткая еврейская энциклопедия (КЕЭ). Т. 1. – Иерусалим: 1976. – С. 482 – 483.

22. Гольдштейн А. Общественные элементы в гитлеровском антисемитизме // Еврейский мир. Сборник 1944 года. Мн., 2001, с.328-329.

23. Лакер Вальтер. История сионизма. (Пер. с англ.) – М.: 2000. – С. 709.

24. Кулишер Е. Изгнание и депортация евреев //  Еврейский мирю Сборник 1944 г. – Мн.: 2001. – С. 261.

25. КЕЭ. Т. 2. – Иерусалим: 1982. – С. 85.

26. Там же. Т. 7. –  Иерусалим: 1994. – С. 1026 – 1028.

27. Ржевская  Е.М. Геббельс. Портрет на фоне дневника. –  М.: 2004. – С. 23.

28. КЕЭ. Т. 7. – С. 1029.

29. Там же.

30. Блэк Эдвин. «Соглашение о трансфере»: как сионисты пытались заключить сделку с нацистами. //  The Jerusalem Post, 2009, 22 октября. – С. 12.

31. Руппин Артур (1876 – 1943),  общественный деятель. Родился в Германии.  В 28 лет стал лауреатом премии Геккеля за работу «Дарвинизм и социология». Автор книг «Евреи нашего времени» (1904) и «Евреи в современном мире» (1939). В 1905 г. Вступил во Всемирную сионистскую организацию (ВСО). С 1907 – в Эрец-Исраэле. Один из создателей киббуцного движения и основателей Тель-Авива. Организатор социологического факультета в еврейском университете в Иерусалиме, заслужив имя «отца еврейской социологии».  В 1933 – 1935 гг. Возглавлял Еврейское агентство, отвечал за репатриацию евреев из Германии.  

32.  Беркович Е. Смятение умов. // www.sunround.com/club/22/148_berkov.htm

33. Хёне Х. Черный орден СС. История охранных отрядов. (Пер. с нем.) – М.: 2004. – С. 296.

34. Захаров В., Кулишов В. В преддверии катастрофы. Германия 1933-1939 годы. М., 2003, с.310-311.

35. Норманн М.Неймарк Пламя ненависти: этнические чистки в Европе ХХ века (пер. с англ.). М.-СПб, 2005, с.103 - 104.

36.  Скобелев Э. Понимать историю, жить в истории. // Неман, 2005, №1, с. 135.

37. Харвуд Ричард. Шесть миллионов – потеряны и найдены. М.: «Витязь», 1999, с. 9-10.

38. Кардель. Адольф Гитлер – основатель Израиля. (Пер. с нем.). М.: «Русский вестник», 2002, – 221 с.

39. Исследование Холокоста. Глобальное видение. Материалы международной Тегеранской конференции 11-12 декабря 2006 года. (Пер. с англ., фр., нем.). М.: Алгоритм, 2007, с. 37-38.

40.  Раушнинг Г.  Говорит Гитлер. Зверь из бездны. М.: 1993. – С. 79.

41. Гитлер А. Майн камф (Моя борьба). //  Сб. Холокост – Сопротивлоение – Возрождение.  Еврейский народ в годы Второй мировой войны и послевоенный период (1939 – 1949). М.: 2000. – С. 36.

42. Меир Голда. Моя жизнь. Автобиография. (Издание 4-е). Т. 1. – Иерусалим: БИБЛИОТЕКА-АЛИЯ, Вып. 110. – 1993. – С. 162 -163.

 
 
Яндекс.Метрика