Миссионер еврейской истории

 

Дубнов Семен Маркович (Шимон Мейерович, 1860, Мстиславль Могилевской губернии – 1941, Рига). Еврейский историк, публицист и общественный деятель. Родился в семье, корни которой глубоко уходят в среду потомственных талмудистов. Среди его предков – известные талмудисты Иегуда-Юдл из Ковно и Йосеф Иоске, автор «Йесод Йосеф» — одного из популярных религиозных сочинений XVIII века. Прапрадед и дед Семена были видными известными знатоками раввинистической литературы, занимали высокое общественное положение в еврейской общине Мстиславля.

С раннего детства Самен попал под влияние своего деда Бенциона, который в течение 45 лет преподавал Талмуд. Это он привил внуку глубокое уважение к истории своего народа и желание посвятить ей жизнь. Однако получить серьезное историческое образование Семен не смог: после хедера и местной иешивы он закончил сначала еврейское, а потом еще и уездное училища, где овладел русским языком. А вот попытки поступить в Еврейский учительский институт в Вильно и реальное училище в Двинске закончились неудачей, и в дальнейшем вся его жизнь стана подтверждением слов русского критика Писарева, что подлинным образованием является только самообразование.

Летом 1880 года С.Дубнов приехал в Петербург. Право на жительство в российской столице он смог получить только приобретя фиктивные документы. К этому времени относится начало его сотрудничество в русско-еврейской прессе, и в апреле следующего года в журнале «Русский еврей» появляется его первая статья – «Несколько моментов из истории развития еврейской мысли». Молодого историка и публициста быстро заметили, и уже осенью 1882 г. С.Дубнов становится постоянным сотрудником крупнейшего русско-еврейского издания – журнала «Восход», где одна за одной появляются его развернутые публицистические и литературно-критические статьи на еврейские темы. В этом же журнале в 1888 г. и была напечатана его фундаментальная работа «Введение в историю хасидизма».

В 1890 году, в связи с отказом на право жительства в Петербурге, С.Дубнов с семьей переезжает в Одессу. Ему 30 лет, и он формулирует основную цель своей жизни – «распространение исторических знаний о еврействе и специальная разработка истории русских евреев». Он называет себя «миссионером истории».

В 1893 г. выходит историко-философский этюд С Дубнова «Что такое еврейская история». У него начинает складываться концепция, согласно которой в диаспоре у евреев развилась особая социальная система и общинная идеология. Причем в разные периоды их истории выделялась какая-то одна община, более других преуспевшая в сохранении традиций. Она на время и становилась духовным центром всего народа: от Вавилона через Испанию и Германию к Литве и Польше.

В 1898 г. один за одним выходят крупные труды С.Дубнова. Сначала появился «Учебник еврейской истории» в 3-х тт. (Одесса, 1898–1901), а затем «Всеобщая история евреев», издание которой растянулось на 14 лет. Работа продолжалась и позднее, а отдельные части появлялись в начале двадцатых годов и в советской России. Во второй половине двадцатых в Берлине в немецком переводе вышла «Всемирная история еврейского народа от древнейших времен до нашего времени» в 10 тт. (с 1923 по 1938 гг. книги издавались на иврите, а с 1948 по 1958 гг. – на идише. На русском языке весь труд был опубликован за границей, в Риге в конце тридцатых годов. В 1940 г. вышел последний, 11-й том, заканчивающийся предвоенным временем (на иврите).

Дубнов принимает активное участие в еврейской общественной жизни России конца 19 – начала 20 вв.. Много времени С.Дубнов уделяет преподаванию еврейской истории. Как член Общества для распространения просвещения между евреями в России создает еще в 1892 г. историко-этнографическую комиссию, вместе с сионистами борется за открытие национальных еврейских школ. После Кишиневского погрома 1903 г. заявляет о необходимости организации активной еврейской самообороны. После революции 1905 г. энергично выступает за участие евреев в выборах в Государственнуюу и даже основывает еврейскую секцию партии кадетов (конституционалистов-демократов), а после возникновения Союза для достижения полноправия еврейского народа становится его идеологом.

Реакция, наступившая после поражения революции, заставила С.Дубнова искать новые формы работы для развития эмансипации родного народа. Он основывает еврейскую народную партию – Фолкспартей, которая, правда, не пользовалась серьезным влиянием в России и в 1918 г. прекратила свое существованиею, но явилась прообразом аналогичных партий в странах Восточной Европы, действовавших вплоть до начала Второй мировой войны.

С 1906 г. С.Дубнов живет в Петербурге. Спустя два года по его инициативе создается Еврейское историко-этнографическое общество, издавшее под его же редакцией три тома сборников документов по истории евреев России «Регесты и надписи» и первые 10 томов журнала «Еврейская старина» (1909 – 1918).

Шимон Дубнов сразу и однозначно не принял власть большевиков. Более того, он был одним из немногих политических деятелей, отрицательно относившихся как к власти красных, так и белых. Однако он попытался как-то вписаться в новый порядок: с 1919 г. начал преподавать в Еврейском народном университете, основал исторический журнал на иврите «Хе-‘Авар» (в 1918 г. вышло 2 выпуска), в котором вел отдел по истории хасидизма – «хасидиана». Подготовленные им публикации на еврейские темы, однако, свет так и увидели.

Весь опыт ученого и блестящее понимание движущих сил истории позволили ему уже в те годы сделать вывод, что общество, построенное на отрицании общедемократических принципов, неизбежно рано или поздно придет к возрождению крайних форм великодержавного шовинизма. В 1922 г. С.Дубнов эмигрировал в Германию. Написал несколько статей с резкой критикой советской национальной политики, что привело к изъятию всех его работ из библтотек на всей территории СССР. Семья распалась: в России остались дочь и сын, еще одна дочь с детьми жила в Польше.

Приход к власти Гитлера заставил Дубнова покинуть Германию. У него была возможность уехать и в Эрец Исраэль, и в США, но, не желая оказаться далеко от родных, выбрал Латвию. Продолжал работать, печататься. Последние его статьи были опубликованы в Париже: «Русско-еврейская интеллигенция в историческом аспекте», «Пробуждение мировой совести и участь еврейства». Но в Риге ему было неуютно: «нет России, нет российского еврейства, для которого я почти полвека трудился… печатаюсь на разных языках, но не на том, на котором больше всего писал».

Работа над мемуарами «Книга моей жизни» была завершена, когда в Риге уже находились советские войска. Ее последний, третий том вышел в 1941 г. Весь тираж был уничтожен нацистами. (После войны, в 1957 г., книгу в Нью-Йорке переиздал Союз русских евреев). Все творческие связи оборваны. Ни большевики, ни нацисты С установлением советской власти обрываются все связи ученого, теперь он не может выехать ни в Литву, ни в США, ни в не дают ему возможности эмигрировать. Издаваться он тожеп уже не может и горестно отмечает в одном из писем: «Из писателя я превратился в читателя».

После оккупации Риги немецкими войсками С.Дубнов был арестован и помещен в гетто. Вел дневник, писал какие-то статьи, но все это не сохранилось. 8 декабря 1941 г. его увели и включили в очередную колонну смертников. Точная дата и место его гибели неизвестны. Одна из дочерей ученого, Софья Дубнова-Эрлих, сумела бежать в Америку, ушла из жизни в 102 года.

 
 
Яндекс.Метрика