Меморандум Блэкстона

 

          К истории христианского сионизма

5 марта 1891 года на имя президента Соединенных Штатов Бенджамина Гаррисона поступила петиция. Среди более чем четырехсот подписантов были миллиардер нефтепромышленник Джон Рокфеллер, крупный деятель в области средств массовой информации Чарльз Скрипнер, один из богатейших людей Америки Джон Морган,  председатель Верховного суда, спикер Палаты представителей и будущий президент Уильям Маккинли и ряд других известных в стране людей.  Эта петиция, автором которой был христианский религиозный реформист  Уильям Юджин Блэкстон, послужила началом мощной информационной кампании, целью которой было требование к правительству США поддержать идею создания в Палестине еврейского государства.

Поводом для написания петиции послужил факт появления в США и странах Европы более двух миллионов евреев, покинувших Россию из-за  резкого ужесточения антиеврейского законодательства и кровавых погромов, санкционированных Александром III после убийства народовольцами его отца, Александра II,. Размещение и трудоустройство такого количества беженцев стало для западных стран  огромной проблемой.  

Петиция в последующем сыграла серьезную роль в решении вопроса возрождения еврейской государственности и получила в истории название «Меморандума Блэкстона».

Своим появлением меморандум на пять лет опередил выход книги Теодора Герцля «Еврейское государство», что послужило американским журналистам назвать Уильяма Блэкстона «отцом сионизма». Для христианского же мира эта кампания стала первым признаком того, что религиозные круги могут быть мощным рычагом давления на политику США в отношении будущего Палестины – одного из самых злободневных вопросов того времени.


1

И вот уже прошло более ста двадцати лет с тех пор, как президенту США была передана та самая петиция, требующая вмешательства в проблему выделения древнему еврейскому народу территории на его исторической родине. И уже несколько десятилетий существует еврейское государство, основанное именно на этом самом клочке земли у побережья Средиземного моря. А фигура Уильяма Блэкстона так и остается в истории неким символом участия христианского мира в восстановлении исторической справедливости по отношению судьбы древнего еврейского народа. Не случайно движение христиан за возрождение еврейской государственности получило в современной политологии название «христианского сионизма».

В основе идеологии этого движения лежит искреннее убеждение христиан в том, что возвращение еврейского народа на Святую землю является исполнением пророчеств Библии. Согласно этим пророчествам, Всевышний обещал Аврааму, что Он благословит тех, кто благословляет евреев, и проклянет тех, кто проклинает их. Это значит, говорят сторонники христианского сионизма, любовь Господа по отношению к кому-либо проходит через Его любовь к евреям.

Теология христианского сионизма опирается на библейские книги Даниила и Иезекиля. Ее адепты даже определили некую периодизацию мировых исторических процессов, в которой каждому периоду соответствует особый тип договорных отношений человека со Всевышним.  В теологии это учение получило название диспенсационализма. Им пользовались лишь в практике различных течений протестантизма. Характерной особенностью этого учения является представление об особой роли евреев в мировом историческом процессе, а их собирание в Израиле якобы является необходимым условием для второго пришествия Иисуса.

Его данной трактовки роли христианства в истории Земли Обетованной можно отнести к 1827 г., когда англиканский богослов Джон Дарби (1800 – 1882) пришел к выводу, что Царство, предсказываемое в книгах Ветхого Завета,  не тождественно христианской церкви. А раз так, то значит, что торжество христианства еще не означает обязательного прихода Мессии. Его приход, оказывается, будет возможен только тогда, когда все евреи («весь Израиль») вернутся на свою историческую родину, откуда их некогда изгнали силой.

В последующие пять лет Дарби не только сформулировал основные принципы своей теологии, но и собрал вокруг себя группу последователей, получившую наименование «плимутских братьев» или дарбистов. Он написал две книги – «Другое рождение христиан» и «Великая радость», которые пронизывала мысль о возвращении евреев и создании ими собственного государства. Работая над этой концепцией, Дарби со своими учениками все более и более отдалялись от официальной Церкви Ирландии, которой принадлежали, окончательно разорвав с ней отношения в 1831 г. В последующие 50 лет своей долгой жизни Дарби посетил множество стран. Его лекции привлекали все больше и больше поклонников его учения, которое особенно большую популярность приобрело в  Канаде и США.

А в 1838 году произошло знаменательное событие, сыгравшее ключевую роль в истории еврейского присутствия в Эрец-Исраэле: Великобритания открыла в Иерусалиме свою первую официальную миссию. Убедить  английское правительство пойти на такой шаг смог Энтони Эшли, 7-й граф Шефтсбери – один из наиболее последовательных сторонников христианского сионизма. Тогда же протестант иудейского происхождения Михаэль Залман Александер был назначен англиканским пастором в Иерусалиме. На следующий год Шефтсбери опубликовал статью под заголовком «Государство и возрождение евреев». В ней он призывал еврейский народ  возвратиться в Палестину с тем, чтобы, по его словам, завладеть землями Галилеи и Иудеи. Именно Шафтсбери первым выдвинул лозунг «Земля без народа – народу без земли».

Его призыв нашел положительный отклик у различных политиков, журналистов и религиозных христианских деятелей, как в Великобритании, так и в США. В 1839 г. на Ближний Восток для изучения проблемы выехала целая делегация шотландских протестантов. Их отчет был опубликован и получил настолько широкий резонанс в обществе, что за ним последовало появление «Меморандума протестантских монархов Европы о возвращении евреев в Палестину». Работой в этом направлении граф Шефтсбери продолжал заниматься до самой старости. В своих мемуарах он последовательно отстаивал мысль, что все библейские свидетельства о неизбежности возвращения евреев в Палестину являются истинными.  


Под влиянием графа министр иностранных дел Великобритании лорд Хенри Пальмерстон, открывая  Консульство в Иерусалиме, снабдил его специальным мандатом, требующим покровительствовать тем палестинским евреям, которые лишены консульской защиты других стран. Эта мера содействовала притоку евреев в Палестину. С целью увековечения просветительской деятельности графа Шефтсбери на площади Пикадилли в Лондоне воздвигнут мемориал, увенчанный статуей  «ангела христианского милосердия»,  воспринимаемый англичанами весьма символично – как  фигура бога любви Эроса.

Движение христиан-сионистов стало набирать силы, и уже в те дни в его рядах оказался  британский комиссар в Дамаске полковник Чарльз Генри Черчилль. Он развил мысли графа Шефтсбери и в 1841 году в письме к Мозесу Монтефиоре  так сформулировал условия, которые, по его мнению, должны быть соблюдены при воплощении в жизнь идеи создания государства для евреев на территории Палестины: «евреи должны взять инициативу в свои руки и действовать, а европейские государства –  их поддерживать». Черчилль, собственно, и настоял на принятии правительством Великобритании решения о том, что британские войска должны взять под свою опеку заселение Палестины евреями. 


2

Но уже тогда, в середине XIX века, кроме заботы о возвращении евреев на свою историческую родину, начало распространяться мнение о необходимости решать в связи с этим и более серьезные, чисто геополитические задачи. Одним из первых это сделал полковник британской армии Джордж Гоулер. Появление евреев на «своей земле», считал он, может стать средством, с помощью которого Британия получит безопасную (буферную) зону между Египтом и Сирией. Ради осуществления этой цели он даже основал в 1852 г.  Ассоциацию развития еврейского поселенчества в Палестине. Эти колониальные планы в будущем развились в целую концепцию решения ближневосточной проблемы. Когда распад Османской империи в результате Первой мировой войны станет реальностью, созданное еврейское государство и в самом деле  послужит возникновению плацдарма западной цивилизации на Ближнем Востоке. Эту мысль откровенно, хотя и несколько цинично, высказал в 1919 г. министр иностранных дел Великобритании Артур Джеймс Бальфур:

«В Палестине мы не предполагаем проходить через процедуру консультаций с местным населением… Сионизм, правилен он или нет, хорош он или плох, уходит корнями в вековые традиции и отражает и нынешние нужды, и надежды на будущее. И они куда более серьезны, чем желания и предрассудки 700 тысяч арабов, которые сейчас населяют эту землю».

И уже в те дни находились активисты движения за возвращение евреев на свою историческую родину, которые предпринимали шаги, порой даже весьма серьезные, в этом направлении. Одним из них был христианин Анри Дюнан (1828 – 1910) – будущий основатель Международного комитета Красного Креста.  Почти с самого начала своей общественной деятельности Дюнан проявлял интерес к еврейскому вопросу, видя его разрешение в колонизации Палестины. Начиная с 1864 г., он обращался за содействием в своих сионистских планах к видным еврейским и христианским деятелям. Среди них – представители разных конфессий: шотландский кардинал римско-католической церкви Гаспар Мермиллод (1824 – 1892), раввины крупнейших еврейских общин Лондона и Парижа и даже император Франции Наполеон III.

Когда в 1860 г. возник Всемирный еврейский союз («Альянс»), Дюнан обратился к его президенту Изаку Адольфу Кремье за помощью в организации колонизации Палестины евреями и даже вступил в 1868 г. в этот союз, но все его попытки были бесплодны. Большую надежду Дюнан потом возлагал на основанную по образцу «Альянса» евреями Англии в 1871 г. Англо-еврейскую Ассоциацию, но и здесь его ждало разочарование. Не надеясь уже на помощь еврейских лидеров, Дюнан учредил собственное «Международное палестинское общество» и в 1874 г. представил Брюссельскому конгрессу меморандум «О дипломатическом урегулирования Палестинского вопроса». В развитие этой темы он самостоятельно основал новое «Сирийско-Палестинское колонизационное общество». Все его соратники и даже простые сотрудники – христиане, но их объединяет одна цель – колонизация региона европейцами, преимущественно евреями. Однако вскоре и эти общества распались.

Дюнан своими начинаниями просто опережал события. Мир еще не был готов к решению Палестинской проблемы, а Османская империя была еще достаточно сильна, чтобы сдержать экспансию Запада. Позднее Дюнан познакомится с Герцлем и воспримет его идеи политического сионизма, и, когда в своей речи на Первом сионистском конгрессе Герцль благодарил «христианских сионистов» за их благородную деятельность, он, в первую очередь, обратился со словами признательности к Анри Дюнану.

В 1871 г. вышла первая из трех книг английского археолога Чарлза Уоррена (1840 – 1927) «Открытие Иерусалима». Книга была написана по материалам археологических раскопок, которые вел Уоррен в Палестине, главным образом, в Иерусалиме. Будучи офицером британской армии, Уоррен оценил важность и перспективность заселения этого региона евреями. Учитывая сложности во взаимоотношениях с турецкими властями, всячески препятствующими колонизации этой территории европейцами и, в первую очередь, евреями, обладавшими историческим правом владеть ею, Уоррен предложил целый план действий. Согласно этому плану, необходимо было создать особую британскую компанию, которая бы занялась осуществлением освоения Палестины. Отдав часть территории, турки должны были бы получить в качестве компенсации необходимые средства для погашения части собственного национального долга.
При этом, считал Уоррен, следовало «открыто заявить  о своем намерении постепенно заселить страну чистыми и простыми евреями, которые постепенно заняли бы ее и стали ею управлять». По его мнению, крупномасштабная финансовая и систематическая научная поддержка позволили бы впоследствии этой стране кормить 15 миллионов человек.

Практические шаги к осуществлению идеи заселения евреями Палестины делали не только сторонники протестантского сионизма, но и те, кто по ряду идеологических вопросов с ними расходился. В первую очередь, это относится к протестантскому ордену тамплеров, популярному среди лютеран Германии XVIII – XIX вв. Один из темплеров, Кристоф Хоффман (1815 – 1885), провозгласил создание «нации Бога», которая переедет на «землю Бога», чтобы именно там готовиться к приходу Мессии. Темплеры, в отличии от их древних предшественников из древнего ордена Темплиеров (Tempel – Храм) не ставили перед собой задачу строительства Третьего храма. Им было достаточно, что они исповедуют образцовый образ жизни и утвердят его на «земле Бога». В 1853 г. они создали организацию «Друзья Иерусалима», и в 1868 г. первые 30 переселенцев прибыли в Палестину, организовав в Иерусалиме колонию темплеров. Со следующего года вновь прибывшие члены ордена стали создавать свои колонии и в других городах – Хайфе и Яффо.
В 1873 г. тамплиеры основали немецкую колонию в окрестностях Иерусалима, в знаменитой долине Эмек Рафаим. Ныне это ныне городской район Мошава германит.

А тем временем продолжалось дальнейшее развитие теологии христианского сионизма. Серьезный вклад в нее внес американский протестантский богослов пастор Сайрус Скоуфилд (1843 – 1921), издавший свою знаменитую Справочную Библию (первое издание вышло в 1909 г.).  Обратившись в возрасте 36 лет к евангельскому христианству, Скоуфилд начинает работать помощником американского миссионера Д.Моуди, а с 1883 по 1895 гг. служит пастором в Далласе (шт. Техас). Будучи секретарем Американского миссионерского общества, он создает в 1890 г. Центральноамериканскую миссию. Начиная с этого времени, он все свое время отдает подготовке главного богословского труда жизни – комментариев к Библии. Его имя становится популярным в протестантских кругах. 

3

В 1896 г. на свет появилась перевернувшая сознание миллионов людей книга Теодора Герцля «Еврейское государство», и в том же году ее автор познакомился с убежденным христианским сионистом, капелланом Британского посольства в Вене Уильямом Хеклером (1845 – 1931). За три года до этого Хеклер написал и опубликовал памфлет «Возвращение евреев в Палестину согласно пророчествам», где предсказал скорое возвращение евреев на историческую родину. С первого же дня  знакомства Хеклер стал одним из самых верных друзей Герцля и позднее, после его смерти, на протяжении тридцати лет –  соратником его последователей. Хеклер пришел к выводу, что 1897 год станет зарей последнего возрождения Израиля на Земле Обетованной. Он провозгласил это на весь мир, а при встречах с принцами, государственными деятелями и церковными сановниками умело их в этом убеждал. Это его заслуга, что Герцлю удалось войти в круг «сильных мира сего».  

Хеклер  был воспитателем детей и личным другом великого герцога Фридриха I Баденского, и это обстоятельство, кроме всего прочего, сыграло серьезную роль в истории сионизма. Именно благодаря герцогу и его международным связям, Хеклер помог Герцлю встретиться с турецким султаном Абдулом-Хамидом II в 1896 г. и германским императором Вильгельмом II в 1898-м. Результат встречи с султаном  был для Герцля совершенно обескураживающим. Он даже усомнился в возможности реализации своей идеи возрождения еврейской государственности на территории Палестины. Но Хеклер поддержал его и убедил продолжить свою деятельность. При встрече с кайзером Хеклер взял инициативу в свои руки.  Герцль не успел и рта раскрыть, как Хеклер нашел нужную страницу в Библии и стал обсуждать с кайзером библейские пророчества о возвращении евреев на их историческую родину.  Кайзера убедили библейские аргументы, и он нашел идеи Герцля и Хеклера убедительными.
Хеклер и в последующем, до самой смерти Герцля, массу времени и усилий тратил на организаци
и встреч своего друга с высокопоставленными политическими деятелями мира.

Уильям Хеклер оказался одним из немногих христиан, присутствовавших  на Первом сионистском конгрессе. Вклад, который сделал этот англиканский священник  в дело становления политического сионизма, был настолько велик, что Герцль накануне своей смерти отозвался о Хеклере самыми высокими словами.  Сам же Хеклер продолжал продвигать идеи сионизма в жизнь и после смерти Герцля и делал это, в  общей сложности, 30 лет. То есть потратил на это значительно больше времени, чем сам Герцль.

И тем не менее, наиболее действенную роль лидеров протестантизма в деле становления проблемы возрождения еврейской государственности на исторической родине евреев сыграла «Декларация Блэкстона».  Это был очень серьезный документ. Не случайно его подписало так много влиятельных людей Америки. В нем содержался прямой призыв собрать конференцию европейских держав, которая вынудит Оттоманскую империю уступить контроль над Палестиной и передать эту землю евреям. Да, эта петиция не привела к каким либо изменениям в государственной политике США, но она подтолкнула других христианских активистов к работе над палестинской проблемой. Наибольших успехов в этой работе достиг сотрудник немецкой методистской епископальной церкви Арно Клеменс Гебеляйн (1861 – 1945).

Выходец из Германии, Гебеляйн с 18-летнего возраста жил в США. Получив соответствующее образование, он осуществлял пасторское служение и в 1894 г. основал «Движение надежды Израиля». Это была мессионерская организация, вся деятельность которой была направлена на оказание помощи еврейскому народу. Издаваемый с того же года Гебеляйном в Нью-Йорке журнал «Наша надежда» выходил до 1957 года, на 12 лет пережив своего издателя. Журнал распространялся в христианских общинах. В нем постоянно размещались материалы по истории и современном положении еврейского народа, поощрялось изучение христианских пророчеств, освещались проблемы борьбы с антисемитизмом. Слава Гебеляйна как библейского проповедника и организатора пророческих конференций постоянно росла. Журнал «Наша надежда» получил хождение во всем мире, и тираж его постоянно рос.

Наибольшей известности Гебеляйн достиг в сфере изучения пророчеств. Сайрус Скоуфилд не раз обращался к нему с просьбой стать одним из авторов его «Библейского справочника. Круг интересов Гебеляйна простирался намного дальше собственно пророчеств. Он написал около пятидесяти книг и множество эссе на библейские темы. После прихода Гитлера к власти он постоянно разоблачал антисемитский характер его политики, а в годы Холокоста освещал положение евреев, противостоя общей политике недоверия к сообщениям из Европы.

Многолетняя работа протестантских организаций по пропаганде идеи возвращения евреев на их историческую родину принесла свои плоды. Когда распад Османской империи в ходе Первой мировой войны стал реальностью и появились надежды на создание в Палестине еврейского государства,  сионисты во главе с Хаимом Вейцманом прямо поставили перед британским правительством этот вопрос. Вот тут и наступил, как говорят в таких случаях, «момент истины»: после 16-летнего забвения «Меморандум Блэкстона» был «реанимирован».


4

Имя Уильяма Блэкстона прозвучало в американских СМИ лет за десять до появления его петиции: в 1882 г. под инициалами «W.E.B» в продаже появилась его книга «Иисус при дверях». Книга быстро стала бестселлером и переиздается, кстати, до сих пор. Автор живописно и увлекательно пророчествовал о скором конце света, вплетая в эти пророчества события современной ему политической жизни. Позднее, когда Блэкстон стал уже широко известен не только в религиозных, но и политических кругах, он открыто выступал с критикой  секулярного сионизма, противопоставляя его ортодоксии. Его мнение противоречило убеждениям во многом уже к тому времени ассимилированных американских евреев.
Возвращение в Израиль, - пишет он, должно быть продиктовано не политическими мотивами, как это провозглашают вслед за Теодором Герцлем сионисты,  а исключительно тем, что «Бог даровал евреям эту землю и на них лежит ответственность за выполнение Его пророчества». Самой суровой критике Блэкстон подвергает евреев, которые вообще не принимают сионизм – ни в секулярной, ни в религиозной форме, и не хотят возвращаться на «Землю Обетованную». Блэкстон пишет: «Эти современные евреи не желают признавать пророческое величие Мессианского Царства на земле их предков, предпочитая свои роскошные дома и богатства, которые они нажили в Европе и в Соединенных Штатах. Они бездушно советуют своим преследуемым братьям в России, Румынии, Персии и Северной Африке терпеливо ждать, пока утихнут преследования и антисемитизм».

Чем же мотивировали свое обращение к президенту Б.Гаррисону те 400 видных американских граждан, которые подписали в 1891 году «Меморандум Блэкстона»?

«Что мы можем сделать для бегущих из России евреев? Нет смысла диктовать России, как ей нужно вести свою внутреннюю политику. Евреи несколько веков жили на ее территории как иностранцы. Теперь Россия убеждена, что евреи стали для нее бременем, и  категорически настроена на то, чтобы они исчезли. Евреи будут вынуждены эмигрировать, но куда пойдут эти два миллиона несчастных людей? Европа перенаселена, и в ней нет места для большего количества крестьянского населения, чем сейчас. Евреи смогут поселиться в Америке, но на это потребуются годы и невероятные расходы.

А почему бы не вернуть евреям Палестину? Согласно Божьему распределению народов,  это – их дом, их неотъемлемое владение, из которого они были изгнаны силой. Когда они там находились, они были аграриями и ремесленниками. Это была нация огромного коммерческого значения – центр цивилизации и религии.

Почему державы, которые на основе Берлинского соглашения от 1878 года отдали Болгарию – болгарам, а Сербию – сербам, не могут теперь отдать Палестину евреям?  Румыния, Черногория и Греция были отняты у турок и отданы их природным владельцам.

А разве евреи не владельцы Палестины? Если евреи создадут собственное независимое правительство, они со всего мира соберут своих страдающих соплеменников на их исторической родине. Более семнадцати веков евреи ждали такую возможность, и мы считаем, что наступило время, когда все нации и, в особенности, христианские народы Европы, должны показать свое милосердие народу Израиля. Миллионы страдающих изгнанников взывают к нашей симпатии, справедливости и гуманности. Возвратим же им землю, из которой они были так жестоко изгнаны нашими римскими предками».

Документ был направлен президенту США Бенджамину Гаррисону и Государственному секретарю Джеймсу Блэйну с просьбой использовать свое влияние на королевские особы и правительства всех стран, чтобы в ближайшие сроки провести международную конференцию и рассмотреть положение еврейского народа и его притязания на Палестину как на национальный дом. К меморандуму был приложен подробный план благоустройства этого региона и решения проблемы взаимоотношений с Турцией, которой эта территория принадлежит. План также принадлежал Блэкстону, за два года до этого посетившему вместе со своей дочерью Ближний Восток и изучившему состояние дел.

Оценен по достоинству «Меморандум Блэкстона» был лишь тогда, когда перед Великобританией остро возникла необходимость определиться, наконец, с проблемой заселения Палестины евреями. Решение пришло не сразу. Решающую точку в принятии решения поставил президент США Вудро Вильсон (1856 – 1924). Сделал он это тоже не сразу. Ему пришлось сначала изучить проблему, и он обратился за помощью к члену Верховного суда Луису Брандайсу. В 1912 году тот оказал Вильсону серьезную поддержку на выборах в президенты, а тот, в свою очередь, использовал свое влияние для продвижения кандидатуры Брандайса в члены Верховного суда- первого еврея в США, оказавшегося на такой должности.

Брандайс был в те дни ведущей фигурой американского сионистского истеблишмента. Он обратился к Блэкстону с просьбой вернуться к своей петиции, отредактировать ее и заново представить президенту. Блэкстон просьбу выполнил. На сей раз документ подписывали уже не известные деловые люди, а общественные организации и церкви. Среди них была и Пресвитерианская церковь, к которой как раз и принадлежал Вильсон. Текст петиции был настолько убедителен, что Вильсон сразу принял решение и заявил английскому правительству о своей поддержке еврейского народа в его стремлении занять землю предков. Сделал он это, несмотря на сильнейшее противодействие госдепартамента, опасавшегося, что поддержка сионистов повредит отношениям США с Османской империей.

Обещание американской поддержки дало британцам необходимое дипломатическое обоснование для выпуска документа, в итоге ставшего «Декларацией Бальфура». Вильсон очень хорошо понимал историческое значение своего решения и, уже будучи лауреатом Нобелевской премии 1919 года, присужденной ему за миротворческие усилия,  написал позднее: «Как же я горжусь тем, что благодаря идеям, когда-то воспринятым мною от отца, мне выпала честь вручить Святую Землю тем, кому она по праву должна принадлежать».

 
 
Яндекс.Метрика