Фокстрот по заявке политбюро ЦК

 

Анализируя историю советского джаза, можно с большой долей уверенности определить дату, когда в СССР началась борьба c тем, что власти назвали «низкопоклонством перед Западом»  – преддверием общеизвестной «борьбы с космополитизмом». Это случилось сразу после окончания Великой отечественной войны, а первым шагом в этом направлении было создание Эстрадного оркестра Всесоюзного радио под управлением Виктора Кнушевицкого.  В музыкальном мире тех лет не сразу поняли, зачем нужно было создавать новый коллектив, когда уже более шести лет существовал блестящий по всем международным стандартам джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета (ВРК) под управлением Александра Цфасмана. Однако вскоре все стало на свои места. Репертуар нового оркестра состоял из произведений, относящихся к музыке, которую в СССР называли «легкой», в то время, как «старый» был стандартным свинговым биг-бендом, исполняющим музыку джазовую. Собственно с этого – с искоренения джаза как одного из ростков «западной» культуры – и начался тот погром, который Сталинское политбюро устроило в конце 1940-х годов всей советской культуре.


1

А ведь как хорошо все для советской эстрады 1930-х гг. начиналось! Сама ситуация в стране заставляла правительство принимать срочные меры к изменению внутренней политики. Насильственная коллективизация и последующий вслед  за этим голодомор, унесший не менее четырех миллионов жизней,  погрузили население огромной страны в тягостное уныние. Поэтому нужно было срочно исправлять положение  и каким-то образом поднимать настроение огромных масс людей.

Большевики тогда почему-то решили, что основную свою задачу – построение социалистического общества – они уже выполнили. На начало 1934 года был назначен ХVII съезд партии, который даже успели назвать Съездом победителей, а к осознанию себя «победителем» народ должен был подойти с хорошим настроением. Перед следующим рывком следовало бы дать людям передохнуть, а тянуть с этим «рывком» Сталин не хотел, ибо он уже знал, что произойдет в ближайшем будущем. И действительно, спустя всего 10 месяцев после съезда, 1 декабря 1934 г., начался новый виток «завинчивания гаек»: был убит Киров и начались репрессии.  Наученный опытом НЭПа, Сталин понимал, что перед следующей волной массовых репрессий необходимо на некоторое время «отпустить вожжи» и позволить то, что в последние три-четыре года до этого было запрещено: развитие каких бы то ни было ростков массовой культуры западного образца.

Для начала Cталин ликвидировал те органы советской власти, которые насаждали так называемую «пролетарскую культуру» и, продолжая свою линию, могли противостоять новой политике. 23 апреля 1932 года было упразднено Всесоюзное агентство пролетарской музыки (ВАПМ).  Раз предстояло утвердить народа в мнении, что жить стало лучше и даже веселей, то нужно было создать соответствующие условия для этого веселья. И вот уже  «разрешили» допустить на танцплощадки современные танцы и джаз. Джаз никогда не был «нашей» музыкой, но раз он является элементом царящей в мире массовой культуры, он должен быть и в СССР. На время. А там «посмотрим».

Нельзя сказать, что джазовой музыки тогда вообще не звучало с эстрады. Но джазовые составы ютились в закрытых отелях «Интуриста» – не более. А если и звучал с эстрады, то только в форме «теа-джаза», то есть как музыкальное сопровождение различных театрализованных программ, вошедших в моду с легкой руки Леонида Утесова. Но вот наступило, наконец, время, когда инструментальную джазовую музыку выпустили из подполья, и она начала звучать в концертных залах как форма современного музыкального искусства. Серьезным толчком к этому повороту в изменении культурной политики в стране стал триумфальный успех «Веселых ребят», который утвердил Сталина в мысли, что теперь-то уж мир убедился, что СССР – свободная страна. А в свободной стране должны свободно развиваться все виды искусств. Мнение вождя – закон! И вдруг всем стало ясно, что в стране может свободно  развиваться культура, ранее признававшаяся «буржуазной». Это было невероятно, но факт. Джазу тоже была немедленно предоставлена «зеленая улица».

Еще в марте  1927 г. в Артистическом клубе Москвы (в Леонтьевском переулке), где собиралась театральная, литературная и музыкальная богема, состоялся концерт октета «АМА-джаз», которым руководил пианист-виртуоз. Лидеру ансамбля было всего 20 лет, и это был  Александр Цфасман.  Оркестр был создан при финансовой поддержке Ассоциации московских авторов (АМА), содействующей композиторам в публикации нот. «АМА-джаз» отрабатывал затраты на свое существование тем, что играл  танцевальную музыку в магазине АМА, нотами которой там  торговали.  

fokstrot_-_aleksandr_tsfasman.jpg

Александр Цфасман

Первые же концерты «АМА-джаза» привлекли к коллективу внимание, и А.Цфасман немедленно получил предложение выступить в саду «Эрмитаж», бывшем тогда Меккой набирающей силы советской эстрады. Аншлаги в течение первых же двух месяцев работы. Вскоре возникла еще одна «точка», где ансамбль играл – ресторан «Казино».  Параллельно –  выступления перед началом киносеансов в фойе крупнейших московских кинотеатров.

Репертуар состоял из  модных танцевальных мелодий, аранжированных лидером, а также из его собственных сочинений. Вскоре одну из песен А.Цфасмана – «Юнга Джим» в исполнении популярного в 20-е годы тенора Казимира Малахова – пела вся Москва. Именно тогда к А.Цфасману пришла настоящая популярность.


2

Согласно семейному преданию, подлинная фамилия деда Александра Цфасмана была несколько иной – Цфатсман, что свидетельствовало о неких библейских корнях предков музыканта и их связи с палестинским (ныне израильским) городом Цфатом.  Отец будущего музыканта  – простой парикмахер – играл по слуху на скрипке, поэтому совершенно не случайно у маленького Саши рано проявились музыкальные способности. В семь лет он, подражая отцу, взял в руки скрипку, но спустя два года увлекся игрой на фортепиано, и это стало его призванием. В конце 1917 г., когда семья перебралась в Нижний Новгород, 11-летний пианист был принят на фортепианное отделение местного Музыкального техникума.  Чтобы помочь семье материально, 12-летний мальчик играет на ударных в городском симфоническом оркестре,  но при этом многие часы проводит за фортепиано и уже спустя  два года получает первую премию за исполнение одиннадцатой рапсодии Листа.

Поступив в Московскую консерваторию в класс одного из лучших педагогов России и СССР Феликса Блуменфельда, Александр зарабатывает себе на жизнь репетиторством,  служит тапером в «немом» кино, почти два года заведует музыкальным отделом Московской драматической студии им. А.Грибоедова и, наконец, в 1926 г. находит свое подлинное призвание – джаз.

fokstrot_-_aleksandr_tsfasman_1.jpg

Александр Цфасман

Надо сказать, что рядом с именем Александра Цфасмана можно много раз ставить слово «первый». Это он выпустил первую советскую грампластинку с джазовыми записями – пьесами  американских композиторов В. Юманса и Г. Уоррена. А всего в первые два года существования «АМА-джаза» было сделано 8 записей, причем любопытно, что среди пьес американских авторов можно обнаружить и фантазию на темы русских песен. Правда, позднее, вплоть до 1937 г., оркестры, которыми руководил А.Цфасман, грампластинок не выпускали, но именно «АМА-джаз» первым в стране сделал в 1928 г. джазовую радиопередачу и первым записал музыкальную фонограмму к  «немому» фильму. Так уж случилось, что первые сюжеты звукового кино в СССР – это два номера из программы «АМА-джаза». Ролик долго демонстрировался перед началом сеансов. Как точно выразился московский  музыковед Алексей Баташов, «советский кинематограф – Великий Немой –   сначала заиграл джаз, а уж потом заговорил».

С этим небольшим составом А.Цфасман играл довольно долго. Он много гастролировал, выступал на различных концертных площадках Москвы, охотно отзываясь на любые предложения. Первым (и возможно, единственным) из джазовых исполнителей он выходил на эстраду в концертном фраке, всегда элегантный и подтянутый. Большим успехом у зрителей пользовались его виртуозные фортепианные дуэты с  Евгением Петуниным.  И все это без отрыва от учебы в консерватории, которую он закончил в 1930 г. с золотой медалью, став первым профессиональным джазовым исполнителем с высшим музыкальным образованием.

Справедливости ради следует отметить, что не только джаз владел умом молодого пианиста. Еще в бытность студентом консерватории А.Цфасман подружился со своим соседом по дому, солистом балета Большого театра, преподавателем Московского хореографического училища (будущим народным артистом СССР) Асафом Мессерером, который пригласил его поработать концертмейстером в хореографическом училище. Одновременно произошло знакомство и с другим солистом балета Большого театра, будущим организатором и руководителем ансамбля народного танца СССР Игорем Моисеевым.

Все трое были людьми одного поколения (Асаф был старше двух других на три года). Все трое были увлечены романтикой революционных преобразований в стране и спешили внести свой вклад в этот процесс. Игорь Моисеев был к этому времени уже балетмейстером театра, и по его просьбе А.Цфасман пишет несколько вставных номеров для балета «Саламбо». Особенно удачным оказался «Танец фанатика» с эффектным соло на ударных инструментах. А для Асафа А.Цфасман написал танец «Футболист», и тот исполнял его  на эстраде как концертный номер добрых три десятилетия. Идея мировой революции, все еще витавшая в те годы, увлекает и А.Цфасмана, и он сочиняет балетную сюиту с актуальным названием «Рот-фронт».

Дружба этих трех прекрасных деятелей искусства продолжалась до последних дней пианиста, а Игорь  Моисеев был кроме того еще и одним из основных партнеров А.Цфасмана по преферансу. Небезинтересно назвать и имена двух других. Это были Сергей Образцов и кинорежиссер Иван Пырьев.

И все же джаз был главным увлечением Александра Цфасмана. В 1931 г.  с уже получившим известность «АМА-джазом» заключает двухлетний договор общество «Отель» (прообраз будущего «Интуриста») для обслуживания  иностранцев, и в течение пяти лет он обслуживает вечера в самых модных и дорогих ресторанах Москвы, правда уже под названием «Moscow Boys». Популярность ему добавляет демонстрация в кинотеатрах небольшого музыкального ролика, подтолкнувшего, кстати, руководство советской кинопромышленности  к созданию полнометражного художественного фильма с участием джаз-оркестра. Им стала комедия «Веселые ребята» с оркестром Л.Утесова и музыкой И.Дунаевского.


3

С 1933 г. А.Цфасман начинает увеличивать состав оркестра (главным образом, за счет групп духовых), и спустя  три года в его руках –  биг-бенд «тройного» состава, со слаженными секциями медных, тростевых и ритма,  что  позволяет ему начать создавать богатые по своему оркестровому звучанию свинговые аранжировки. Он не только использует достижения зарубежных мастеров, но и сам ищет новые оркестровые краски. А главное, он пишет целый ряд новых пьес, не утративших популярность и спустя 80 лет. После десятилетнего перерыва Александр Цфасман со своим оркестром делает несколько записей, ставших эпохальными в истории советской эстрады.

fokstrot_-_aleksandr_tsfasman_so_svoim_orkestrom.jpg

Александр Цфасман со своим оркестром

11 октября 1937 г.  с вокалистом Павлом Михайловым он записывает три песни, у двух из которых сам же является автором музыки, а также еще две пьесы, ставшие шлягерами на все времена: «Утомленное солнце» на музыку популярной польской песни «Остатня неделя»  Ежи Петербургского и шуточный фокстрот «Неудачное свидание»  в исполнении вокального трио. Кульминацией этого периода в жизни А.Цфасмана стало участие в «показе» джазовых оркестров, организованном в конце 1936 г. Московским клубом мастеров искусств – оркестр  Александра Цфасмана был признан лучшим коллективом этого «показа».

Ситуация на музыкальной эстраде, ее откровенная политизация заставила А.Цфасмана искать новые пути в развитии своих замыслов. «Осенью 1938 года, – рассказывал он позднее, – поняв, что мои устремления находятся в полном противоречии с требованиями эстрады, на которой мы уже прочно обосновались, я решил оставить свой постоянный оркестр и работать только для грамзаписей, собирая для этих целей любой необходимый мне состав. Многие коллеги по эстраде сочли мой уход чудачеством, даже безумием. Немалую роль в таком решении сыграло и то, что мне надоело зависеть от вокалистов, которые стали «центром» в джазе. Возвращаться же в ресторан я уже не хотел».

Лаконичное высказывание А.Цфасмана нам говорит о многом. «Требования эстрады», на которые он ссылается – это не что иное, как необходимость полного подчинения идеологическим установкам укрепившегося сталинского режима, по которым во главу угла ставилось развитие массовой песни при откровенной дискриминации всех остальных музыкальных форм и, в первую очередь, инструментального джаза.  Для А.Цфасмана это и означало «зависеть от вокалистов».

В 1930-е гг. в СССР основной формой концертных представлений стали эстрадно-музыкальные ревю, в которых были задействованы и музыканты джаз-оркестров, принимавших участие в интермедиях в качестве драматических актеров. Нередко программы оркестров представляли в силу своей театрализации целые спектакли со сквозными сюжетами. Родоначальником нового жанра,  получившего название теаджаза,  стал Леонид Утесов, и уже после него новую музыкальную форму переняли мюзик-холлы. Стали возникать новые и новые теаджазы – Б.Ренского (Харьков,1929), «Джаз-театр» Н.Березовского (Москва, 1933), Первый женский теаджаз (Москва, 1934), «Теаджаз-буфф» (Ленинград, 1937).

А.Цфасман отдавать приоритет разговорному и песенному жанрам не хотел – он хотел играть инструментальный джаз, то есть делать то, что он умел и хотел делать. Оставалось найти такой вариант, где в чудовищных условиях идеологического давления для его чаяний могло найтись место. И такое место нашлось. Сначала это была студия Грампласттреста,  а потом – джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета.

fokstrot_-_aleksandr_tsfasman_v_svoyom_kabinete.jpg

Александр Цфасман в своем кабинете

С января 1938 по июнь 1940 гг. Александр Цфасман вместе с музыкантами, которых он каждый раз набирал заново для работы в студии, сделал почти семь десятков записей, среди которых много и джазовой классики в его аранжировках. Для студийных записей А.Цфасман привлекает лучших джазовых музыкантов своего времени. В каждой сессии записей звучит все больше и больше его собственных произведений.  Хронологически первой из этого цикла записей была его и по сей день чрезвычайно популярная пьеса  «Звуки джаза».

Параллельно А.Цфасман был занят еще в целом ряде проектов. В 1939 г. режиссер А.Арнольд приглашает его принять участие в создании оперетты братьев Покрасс по пьесе Бернарда Шоу «Шоколадный солдатик», где главные роли исполняли лирический тенор Аркадий Погодин (Пиливер) и Мария Миронова. Музыкальное сопровождение осуществлял джаз-оркестр А.Цфасмана. Представления шли в течение месяца при переполненных залах. В 1940 г. А.Цфасман  пишет музыку к пародийному номеру Вениамина Гута (Гутмана) «Новая сказка о рыбаке и рыбке, или Кукло-джаз».  На сцене действовали движущиеся куклы в рост человека, изображавшие музыкантов, а в роли дирижера выступал человек (сам В.Гут).

 В 1939 г. судьба А.Цфасмана сделала крутой поворот. Из созданного за два года до этого джаз-оркестра Всесоюзного радиокомитета (ВРК) ушел его первый лидер – Александр Варламов, и его место предложили А.Цфасману.   С приходом А.Цфасмана в оркестр потянулись талантливые джазмены. Ряд из них работал с Цфасманом и ранее.

fokstrot_-_aleksandr_tsfasman_2.jpg

1939 год стал годом наибольшего успеха Александра Цфасмана и его оркестра. Именно в тот год сделаны записи, ставшие для советского джаза классическими, но еще больше пьес и композиций пропали для потомков, ибо в те годы передачи в эфир шли прямо из студий.  В истории довоенного советского джаза этот оркестр остался едва ли не единственным, который по звучанию и мастерству солистов смог приблизиться к лучшим образцам американских свинговых бендов. Главным же было то, что именно в этом оркестре, более чем в любом другом, советские композиторы могли апробировать свои пьесы в джазовых ритмах.


4

Благодаря радио, советская джазовая музыка начала звучать на просторах огромной страны, а когда в СССР начались первые телевизионные передачи,  оркестр радиокомитета стал  первым составом, выступившим в первой джазовой телепрограмме.  С оркестром  записывались  многие популярные вокалисты того времени. После спектакля «Шоколадный солдатик» Аркадий Погодин долгое время ежевечернее выступал с оркестром в кинотеатре «Художественный», а по субботам и воскресеньям после 12 часов ночи – в прямом эфире на радио. С А.Погодиным было сделано и много записей – песня К.Листова «В парке Чаир» –  была до войны одной из самых популярных в стране, а песней А.Цфасмана «Счастливый дождик» начинались все футбольные матчи в Москве и других городах.

А.Цфасман активно искал, находил и выводил на большую эстраду талантливых исполнителей. Среди них заметное место занимает певица Ружена Сикора, чешка по национальности, которую он пригласил к себе в оркестр, когда та еще была студенткой Ростовского музыкального училища. Р.Сикора стала первой исполнительницей многих песен А.Цфасмана. В годы войны и  в первые послевоенные годы одним из первых исполнителей песен А.Цфасмана был также Иван Шмелев. Одна из них – «Мне бесконечно жаль» – получила не меньшую популярность, чем «В парке Чаир». В 1941 г. А.Цфасман впервые исполнил свой концерт для фортепиано с джаз-оркестром.

Осенью 1941 г., когда немцы подошли к Москве, оркестр вместе со всем  радиокомитетом, сопровождавшем советское  правительство, переехал в г.Куйбышев, откуда в те дни и звучал голос Юрия Левитана со словами: «Говорит Москва». Музыкальные передачи велись в прямом эфире. Играли почти ежедневно. Зимой в неотапливаемых студиях играли в перчатках,  не снимая теплой одежды. Трудные были условия, но в те, первые месяцы войны, оркестр могла ожидать и просто трагическая судьба, какая постигла многих представителей творческих профессий, ушедших добровольцами в ополчение и спасших Москву. Достаточно сказать, что под Ельней попали в окружение и почти все погибли артисты Театра Сатиры, Госджаз-оркестра СССР и Образцово-показательного джаз-оркестра Наркомата обороны (руководитель – Ю.Лаврентьев).

В 1942 г. оркестр в полном составе выехал с концертами на Центральный фронт. Четыре месяца выступлений в воинских частях в районе Вязьмы, Смоленска, Калуги.  Чаще всего оркестр делился на небольшие концертные бригады. Выступали на полянах, попадали под бомбежки и артобстрелы, добирались и до передовой. Бывало, что одетые в маскхалаты, музыканты играли прямо в окопах, в передышках между боями. Было дано более ста концертов.

Что касается студийной работы, то надо сказать, что передачи велись не только на СССР, но и на США и Великобританию. С оркестром пели лучшие советские эстрадные вокалисты, а  когда оркестр вернулся в Москву, в концертах принимали участие даже именитые И.Козловский и С.Лемешев. Принимает А.Цфасман участие и в записи музыки к фильмам. В частности, это его рука слышна, когда звучит аккомпанемент к знаменитой песне Н.Богословского «Темная ночь» в фильме «Два бойца», которую поет Марк Бернес.

С открытием Второго фронта репертуарные возможности оркестра  расширились:  по ленд-лизу завозились американские джазовые пластинки, стали демонстрироваться американские музыкальные фильмы, и на всю страну стали звучать джазовые стандарты. На эстраде появился так называемый «союзнический» репертуар. Шел и обмен музыкальной продукцийей: оркестр А.Цфасмана исполнял концерт Арти Шоу для кларнета с оркестром, а  оркестр Арти Шоу на американском континенте –  концерт  А.Цфасмана для фортепиано с джаз-оркестром. В  1944 г. А.Цфасман создает одно из лучших своих произведений – «Интермеццо для кларнета с оркестром» и отсылает партитуру  Бенни Гудмену, человеку, которому это произведение и посвятил. Тот с большим успехом его исполнял. Спустя полтора десятилетия А.Цфасман был одним из тех, кто «пробивал» гастроли Бенни Гудмена и его оркестра в СССР  в1962 г.

В годы войны А.Цфасман продолжает писать музыку, и не только для своего оркестра. В частности, это его музыка звучит в спектакле Ленинградского театра миниатюр «Спасибо за внимание» (1943). А в 1945 г. он  «салютует» победе блестящим исполнением «Rhapsody in Blue» Джорджа Гершвина в Колонном зале Дома союзов с симфоническим оркестром под управлением Николая Голованова. Это было первое исполнение поистине знакового для музыки ХХ века произведения в СССР. Фактически А. Цфасман и остался единственным его исполнителем на долгие годы, выступая во многих городах страны с местными симфоническими оркестрами.


5

Когда после окончания войны место в жизни страны, которое занимал оркестр А.Цфасмана, занял оркестр Кнушевицкого, наиболее дальновидные музыканты расценили этот шаг правительства как изгнание джаза из музыкальной жизни страны. И они оказались правы: началась эпоха, которая с легкой руки Утесова вошла в историю эстрады под названием «эпохи административного разгибания саксофонов». Кстати, выражение это можно понимать даже буквально: саксофон как музыкальный инструмент был изгнан с эстрады. Оказывается, даже инструменты могли быть «проводниками буржуазной идеологии и культуры».

А.Цфасман вынужден был уйти из радиокомитета, но долго без дела он не оставался. Почти сразу поступило предложение занять место музыкального руководителя театра «Эрмитаж». Он согласился и провел здесь пять совсем неплохих лет. В «Эрмитаже»  ему удалось собрать большой симфоджазовый состав, и хотя это уже была «не совсем та» музыка, но оркестр получился классный.

В этот период А.Цфасман создает ряд новых  инструментальных пьес, фантазий. Некоторые из них, например, «Радостный день» (1947), имели шумный успех. В концертах его оркестра принимали участие и популярные еще с 30-х гг. певцы, например Георгий Абрамов. Однако в целом, как и весь период 1930-40-х гг.,  эти годы также были непростыми. Во всю шло выкорчевывание самого духа джаза – его ритмики, синкопирования, всей его упругости, импровизационных возможностей. Большие оркестры уступали на эстраде место инструментальным квартетам, исполнявшим не более чем аккомпанирующие функции. В 1946 г. А.Цфасман выступил в качестве аккомпаниатора Леонида Утесова, записал две, ставшие популярными песни. 

К этому времени государство начало тотальное наступление на джаз. Как в истории с шекспировским мавром: «джаз сделал свое дело – джаз может уходить». Само слово «джаз» очень быстро приобретает одиозный оттенок, и, если и инструментальный джаз и звучал с эстрады, то только как «музыка толстых», как иллюстрация «американского образа жизни». Чаще всего джаз был достоянием пародии, острой сатиры, обличения «мира капитала». Но и с этим были трудности: не было профессионалов, которые могли бы написать музыку к такому концертному номеру и, уж тем более, исполнить его. И едва ли не единственным человеком в стране, способным это сделать, был Александр Цфасман.

Уже в 1946 г. в театре кукол Сергея Образцова в его неповторимом «Необыкновенном концерте» был пародийный номер – джазовая пьеса в исполнении квартета в составе Дидл, Бадл, Дудл и Семенов. Фонограмму к этому номеру подготовил личный друг С.Образцова Алексардр Цфасман. Прошло два года, и, собрав лучших музыкантов, А.Цфасман записал  собственную музыку к еще одному спектаклю С.Образцова – «Под шорох твоих ресниц». Сегодня об этой работе Центрального театра кукол мы не найдем информации даже в энциклопедической статье о самом Сергей Владимировиче Образцове. В основе сюжета –  
комическая историю создания в Голливуде фильма о том, как американская разведчица Кармен (агентурная кличка – «Катюша») проникает на территорию СССР.  Блестящий спектакль-скетч и одновременно пародия на американские боевики того времени, а если заглянуть глубже, то и на царящую в стране шпиономанию.

Более десяти лет продержался этот спектакль в репертуаре театра С.Образцова (премьера состоялась 12 апреля 1949 г.). Во многом успех его был обязан и музыке А.Цфасмана – остроумным фантазиям, в которых причудливо переплетались музыка из оперы Ж..Бизе «Кармен», популярные джазовые темы, мелодии из кинофильмов (в том числе –  из «Серенады солнечной долины») и русские народные и шуточные песни. А аранжировано все это было в  лучших традициях  свинговых биг-бендов 1940-х гг. Сыграл свою роль и появление среди персонажей некоего дирижера латиноамериканского джаза сеньора Первертайзо, который периодически появлялся по ходу спектакля со своей, ставшей вскоре знаменитой в среде музыкантов фразой: «Оркестр просится погулять». К сожалению, в последующих редакциях спектакля многое из блестящих находок композитора потерялось, и музыка оказалась выхолощенной. Лишь небольшая ее часть сохранилась в записях.

В эти же годы А.Цфасмана привлекают к созданию джазовой музыки, которая должна была звучать в фильмах как демонстрация «порочного мира капитала». Сначала это был фильм «Русский вопрос» по пьесе К.Симонова в постановке Михаила Ромма, а затем – «Встреча на Эльбе». Здесь он выступил соавтором Дм. Шостаковича. И это его джазовые композиции звучали с экрана в эпизодах где действие происходит в американской оккупационной зоне.   Спустя два года Дм.Шостакович вновь обратился за помощью к Александру Цфасману, и тот записал для фильма «Незабываемый 1919 год» большой музыкальный эпизод, о котором сам Дм.Шостакович сказал, что это «нечто фортепианного концерта».

fokstrot_-_na_semkah_filma__vstrecha_na_elbe__(1949).jpg

На съемках фильма «Встреча на Эльбе» (1949). Слева направо: актёры Любовь Орлова и Эраст Гарин, режиссёр Григорий Александров, композиторы Александр Цфасман и Дмитрий Шостакович

До 1952 г.  симфоджаз А.Цфасмана являлся одним из немногих оазисов в той пустыне, в которую была превращена советская эстрада. Однако борьба с «космополитизмом» коснулась и его: в 1952 г. прекратил существование и этот блестящий оркестр, после чего А.Цфасман возглавлял лишь небольшие студийные ансамбли, записывал пластинки и выступал как пианист-солист.  Но даже после смерти Сталина не все бенд-лидеры вернулись к своей любимой работе. А.Цфасман еще гастролирует с небольшим инструментальным ансамблем, но к идее возглавить свинговый биг-бенд он уже не возвращается.  Он пишет музыку к художественным фильмам комедийного плана «Веселые звезды» (1954) и «За витриной универмага» (1956).  Широко известна его блестящая свинговая аранжировка популярной песни «Бесаме мучо» из короткометражного фильма «Секрет красоты» с Олегом Анофриевым в главной роли (обыгрывался образ «стиляги»). Немало музыки написано им и для мультипликационных фильмов.

В 1956 г. в Колонном зале Дома Союзов состоялся большой концерт, посвященный 50-летию Александра Цфасмана, на котором блистали все грани творчества прекрасного музыканта. А в 1957 г. А.Цфасман становится первым джазовым инструменталистом, которому в эпоху «реабилитации саксофонов» было присвоено звание заслуженного артиста республики.

В 50-60-е годы А.Цфасман проводил большую работу по пропаганде джаза, был автором многочисленных  критических статей,  в 1962-1966 гг. был членом жюри Московских джазовых фестивалей,  в 1965 г. вместе с группой советских деятелей джаза выезжал в Прагу на международный джазовый фестиваль. Продолжая работать над крупными музыкальными формами, заканчивает в  1967 г.  Второй концерт для     фортепиано с оркестром симфоджазового состава. А оставаясь один, садился за инструмент и, как вспоминал позднее его сын Роберт (кстати, известный журналист), «играл больше Рахманинова, чем джаз, а лежа в постели, читал, напевая, партитуру Малера».

В 1965-66 гг. эра свинговых биг-бендов завершилась и в СССР. Началась эра вокально-инструментальных ансамблей – мир заболел «битломанией». В своем любимом деле А.Цфасман уже не мог быть востребован вообще. В 1971 г. он ушел из жизни.

Роль Александра Цфасмана для становления советского джаза неоценима, хотя в силу трагических особенностей эпохи, в которой он жил и творил, он сделал намного меньше, чем мог в силу отпущенного ему природой таланта. И теперь, спустя много лет после его смерти, джазовые музыканты начинают  обычно свой творческий путь с изучения его записей. В наши дни они уже стали джазовой классикой. А сам Александр Цфасман – солист, дирижер, композитор – был и остается самым выдающимся деятелем «золотой эры» советского джаза, и ему по праву на «Площади звезд» в Москве в 1998 г. установлен памятный знак.

 

          Первые публикации:  «Jazz--квадрат»,  №5, 2007
                                               «Еврейский камертон», 13.06.2013
                                               «Мы здесь», №448-449

 
 
Яндекс.Метрика