Лиха беда начало

 

Общественная атмосфера в Республике Беларусь начала оздоравливаться: впервые за последние 20 лет появился официальный документ, в котором антисемит, наконец, назван антисемитом. Сегодня Беларусь стала местом ожесточенной схватки тех, кто стремится к либерализации общественной атмосферы, с теми, кто ради личной корысти и удовлетворения личных амбиций пытается вернуть общество к тоталитарным традициям недавнего прошлого. Описанные нами события по обструкции такого гнезда неонацизма, которым является ЗАО «Христианская инициатива», показывает, что поступательное движение истории остановить нельзя.

Общественная атмосфера в Республике Беларусь начала оздоравливаться: впервые за последние 20 лет появился официальный документ, в котором антисемит, наконец, назван антисемитом.

(Взгляд с «еврейской улицы»)

Когда «Минские Епархиальные Ведомости» опубликовали Циркулярное письмо, которое Митрополит Минский и Слуцкий Филарет направил настоятелям православных приходов о причинах и следствиях выхода Минской епархии из состава акционеров ЗАО «Православная инициатива» (см. «За свабоднае веравызнанне», 2006, №11), стало ясно, что многолетняя «деятельность» этого ЗАО по разжиганию национальной и религиозной розни подходит к концу. Правда, в письме ни слова не было сказано об открытой пропаганде антисемитизма в издаваемой ЗАО литературе, но слова об «идеях и взглядах, вызывающих разделение в Церкви и обществе», уже свидетельствовали о многом.

Решение это руководство епархии приняло еще 5 декабря 2005 г., и, поскольку за последующие полгода никаких серьезных антисемитских акций руководство ЗАО, называемое теперь «Христианская инициатива», не предпринимало, можно было предположить, что, получив чувствительный удар, расисты наконец-то угомонятся. Все же, сколько мы ни говорили бы о проявлениях антисемитизма в Беларуси, в целом белорусское общество этой хворью не болеет. Но радость наша была явно преждевременной: в конце июня 2006 г. издающаяся в Москве газета «Русский вестник» опубликовала в №13 пространную статью генерального директора ЗАО В. Чертовича и главного редактора издательства этого ЗАО профессора В. Акулова «Можно ли приватизировать православную символику?». Речь в статье, однако, идет не только о православной символике. Как всегда, вину за свои неудачи люди, проявляющие агрессию по отношению к кому-то другому, ищут не в себе, не в своем поведении, а в ответной реакции на эту агрессию (в психологии этот феномен носит название «преследуемого преследователя»). Так и получилось: оказывается, одной из причин «развода» с епархией авторы статьи называют свой «антисемитизм». Слово это они берут в кавычки, ибо утверждают, что «никаким «антисемитизмом» не страдают». Чем же они тогда «страдают»?

«Было бы большой ложью и изменой Православию закрывать глаза на принципиальную несовместимость христианства и иудаизма, — пишут авторы статьи. — Объективно, независимо от чьих бы то ни было злонамерений все написанное с христианских, православных позиций будет направлено против иудаизма и носителей этой антихристианской религии… Мы отвергали и будем отвергать эту идеологию и политику».

Ну что ж, каждый имеет право на собственное мнение по любому поводу, в том числе и в отношении чуждой ему религии. Более того, каждый имеет право высказывать свое мнение в любой форме: устно, письменно, в прессе, через Интернет. Вот только нарушать закон нельзя, потому что закон (в частности, Закон о свободе совести и религиозных организациях) определил иудаизм как одну из традиционных религий нашей страны, и выступление против его и его «носителей», объявление, как это делают В.Чертович и В.Акулов, христианства божественным началом, а иудаизма — сатанинским, должны расцениваться как разжигание религиозной розни, а это подлежит уголовной ответственности по ст. 130 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

А еще нельзя лгать, потому что это тоже ведет к разжиганию религиозной розни. И в этом плане не мешало бы все же сослаться на источник информации: кто и где предлагал «совместить» христианство и иудаизм. Если же В.Чертовичу и В.Акулову противна сама мысль о том, что христианство своими глубинными корнями уходит в иудаизм, так это их личное дело — не им переписывать историю религии. Кстати, не мешало бы несколько поподробнее остановиться и на вопросе о «талмудическом мировоззрении», столь губительном, оказывается, для населения земного шара. В последнее время в антисемитских кругах активно муссируется мысль о том, что жизнь современных евреев и сегодня строится по средневековому своду галахических законов, изложенных Иосефом Каро в книге Шулхан Арух (вспоминают это и В. Чертович с В. Акуловым). Книга эта была составлена в 16 в., то есть тогда, когда большинство людей еще даже не знало, что Земля круглая. Сегодня же, после семидесяти лет советской власти и тотальной насильственной атеизации населения, мы вообще не уверены, что евреи в массе своей знают, что такое Галаха и чем Тора отличается от Талмуда.

Следует отметить, что до сих пор свою нацистскую риторику антисемиты в публичных выступлениях прикрывали идеологической борьбой с сионизмом. Словом «сионист» они, во избежание обвинений в нацистской риторике, заменяли слово «еврей». К примеру, во время судебного процесса, который в Москве авторы антисемитских книг В. Бегун (минчанин), Е. Евсеев и А. Романенко проиграли в октябре 1987 г. газете «Советская культура», было оглашено экспертное заключение Института США и Канады Академии наук СССР, где указывалось, что в семи случаях в текстах В.Бегуна прямо цитируется «Майн кампф» А.Гитлера с заменой слова «еврейский» на слово «сионистский». Видимо, не рассчитывая на успех версии о «сионистско-масонском» заговоре, В.Чертович и В.Акулов извлекли на свет провонявший нафталином древний миф о порочности и расистской сущности иудаизма, об иудаизме как аморальной и извращенной религии: по их мнению, иудаизм, являясь «кодексом поведения еврея в мире, переходит в план практического действия», ибо «теряет свое религиозное содержание, становится фактом идеологии и политики».

Увы, и это мы уже проходили. Покойный В.Бегун еще тридцать лет назад писал: «иудаизм является философско-мировоззренческой основой современного сионизма» («Сионизм и иудаизм», 1972), «синагога в современной обстановке является потенциальной базой подрывной деятельности» («Ползучая контрреволюция», 1974), а еврейская культура является культурой «клерикальной» («Вторжение без оружия», 1977). Доктор философских наук В.Акулов должен был бы во всем этом разбираться. Благодаря В.Бегуну, получившему в свое время прозвище «жидоеда», Беларусь стала одним из центров антисемитской пропаганды в СССР. Его лавры явно не дают покоя новоявленным теоретикам антииудаизма.

Но о иудаизме ли в действительности ведут речь В.Чертович и В.Акулов? В вышеназванной статье они в качестве причины, «вызвавшей столь бурную реакцию служителей Белорусского Экзархата», называют издание книги «Приговор убивающим Россию». Заглянем и мы в эту книгу. Ее автором назван бывший министр по делам печати России, ныне объявленный в розыск за разжигание национальной розни, Борис Миронов. На самом же деле это сборник материалов, представляющих гремучую смесь антиглобализма, антиамериканизма, антисемитизма, антисионизма и неосталинизма. Еврейские организации эту книгу никак не комментировали, ибо в ней вновь муссировались те же самые антисемитские тексты и карикатуры, которые постоянно перекочевывают из одной книги этого издательства в другую и уже довольно-таки приелись. А главное то, что карикатур на В.Путина там едва ли не больше, чем на евреев. И мы решили: с этой книжкой пусть власти разбираются сами.

Что касается евреев, то никакой критикой иудаизма там и не пахнет. Вновь цитируются «Протоколы сионских мудрецов» (с.21 — 22, 42, 217, 218) и приводится «реферат по материалам книги О.А.Платонова «Загадки сионских протоколов» (с. 131—135). Публикуются антисемитские карикатуры (с. 107, 444), в том числе 35-летней давности (с. 215), а из современных — можно узнать, например, что именно сионисты поддерживают пламя войны в Чечне (с. 356). Убийство царской семьи вновь называется «ритуальным» (с. 253), а в стихах некоего иеромонаха Романа самым «горшим» злом в мире называется ситуация, «когда Россией правит жид» (с. 126). Украина, оказывается, принесена в жертву Сиону (с. 98—100), а иудаизм и сионизм вновь становятся синонимами нацизма (с. 131).

В книге возникают отрывки из таких современных исторических фальшивок, как «Завещание Сталина» и некое выступление Л. Троцкого (ссылок на источники, естественно, нет). Сталину приписываются слова, что вся его жизнь — «непрекращаемая борьба с сионизмом, цель которого — установление нового мирового порядка при господстве еврейской буржуазии» (с. 332), а Троцкому — слова о евреях, которые «восхитительно умеют ненавидеть все русское» и «с наслаждением уничтожают русскую интеллигенцию» (с. 350).

Если уж зашла речь о книге «Приговор убивающим Россию», нельзя обойти и открытое письмо группы белорусских общественных деятелей городским властям Минска в защиту ЗАО «Христианская инициатива» и магазина «Православная книга», опубликованное в том же номере (и на той же странице) газеты «Русский вестник», что и статья В. Чертовича и В. Акулова. Авторы письма убеждены, что действия Белорусского Экзархата по отношению к ЗАО продиктованы давлением тех кругов, которые когда-то организовали «кампанию дезинформации, клеветы и доносов» против этого ЗАО из-за выпуска книги «Война по законам подлости», но «тогда свое подлое дело в суде проиграли». Ну что ж, как говорят в таких случаях, на воре шапка горит. Судились тогда с издателями этой «энциклопедии антисемитизма» еврейские организации (их было несколько), возбудившие дело о защите чести и достоинства, но судьи признали книгу «научным изданием», встав на сторону антисемитов и навеки опозорив белорусский суд в глазах мировой общественности.

Ну что ж, во всем этом деле нам видятся два очень важных аспекта. Первый: 15-летняя борьба с теми, кто открыто пропагандирует антисемитизм в белорусских СМИ, привела к тому, что сегодня ни одна газета в Беларуси уже не позволит себе напечатать одиозные антисемитские бредни, и их авторам приходится посылать свои «творения» в Москву, где это еще возможно. И второе: если есть люди, которые считают, что евреи могут командовать руководством Белорусского Экзархата, значит сильно евреев уважают, ибо у нас в стране больше всего признают и уважают силу. Вот только что же это за люди?

В том, что письмо подписали парламентарий С. Костян и художник М. Савицкий, нет ничего удивительного: их давно все знают как безнадежно больных ксенофобией. Обидно за прекрасного актера В.Гостюхина, подверженного этой же болезни. А вот от того, что письмо подписали 12 лидеров Белорусских союзов офицеров, моряков, ветеранов КГБ и ВОВ — люди с высшими воинскими званиями, становится очень тревожно, потому что мы все понимаем, какие структуры за ними стоят.

Что же, на наш взгляд, является ведущим в поведении В.Чертовича и иже с ним? Их откровенное неуважение к закону и к человеческой личности.

Мы уже однажды комментировали мнение В.Чертовича о «господах», которые желают, «чтобы в Беларуси были уравнены все конфессии» (см. «За свабоднае веравызнанне», 2005, № 10). Задумывался ли сам В. Чертович, что, задавая в одной из своих статей вопрос: «Не слишком ли многого, однако, хотят эти господа?», он грубо нарушает ст. 16 Конституции Республики Беларусь о равенстве религий и вероисповеданий перед законом? Что касается уважения к человеку, то тут В.Чертович призывает «различать здоровый национализм и патологический шовинизм». Себя он, видимо, относит к «здоровым националистам», но при этом почему-то литературу, культивирующую идеи взаимодействия и сближения народов в сочетании с бережным отношением к национальным культурам и традициям, называет «босяцко-космополитической» и забывает при этом, что пропаганда антисемитизма, которой он обесчестил свое имя, и есть «патологический шовинизм».

Последний из приведенных нами тезисов В.Чертович изложил в очередной статье в газете «Русский вестник» (2006, № 16), в которой он мучительно пытается оправдаться перед православным миром за те прегрешения, в которых его обвинили иерархи Минской епархии. Вот что пишет этот, представляющий себя читателю глубоко верующим, человек о равенстве людей перед Богом: «До каких пор мы, обрезая и извращая слова апостола Павла, будем культивировать среди верующих ту нелепость, что для христианства нет «ни эллина, ни иудея»?»

Ну что ж, если В.Чертович считает, что эту цитату из Послания апостола Павла галатам постоянно «обрезают», приведем ее полностью: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал., 3, 28), что означает: все люди равны. И равны не в христианстве, а перед Богом (естественно, и перед сыном Его также), потому мы все дети Его, а дети для отца все одинаковы — независимо от цвета кожи, языка, традиций и избранных ими верований. И совершенно прав был один из авторов «Книжного обозрения» (П. Карп, 1989, № 15), когда написал, что «крещение Руси означало разрыв с узкоплеменным сознанием и переход к космополитическому, для которого «несть ни эллина, ни иудея»… Христианское сознание стало мостом если не к всеобщей, то к общеевропейской культуре, по которому русский народ прошел до высочайших ее вершин». И вот находится в ХХI веке некий В. Чертович, убеждающий нас совершить откат в сознании на два тысячелетия назад и считать христиан «равнее» представителей других религий! Не это ли убеждение в исключительности «своей» веры привело в истории к миллионам человеческих жертв?!

«Роман» Союза белорусских еврейских объединений и общин с ЗАО «Православная инициатива» начался в конце 1999 г., когда на прилавках появился сборник антисемитских статей «Война по законам подлости». На 470 страницах этой книги оказались собраны самые одиозные творения, имеющие хождение в среде российских шовинистов: полный текст «Протоколов сионских мудрецов», «Катехизис еврея в СССР», еще целый ряд статей, названия которых говорят сами за себя — «О том, как иудеи отравляют нашу Русь православную», «Слишком много евреев», «Евреи снова в русском Кремле» и т. д. Есть среди статей и посвященная ревизии Холокоста: «Миф о 6 000 000 — самый крупный политический шантаж ХХ века!!!»

Кроме гражданского, тогда были сделаны попытки возбудить уголовное дело о разжигании национальной вражды, но прокуратура, в компетенцию которой входит возбуждение такого дела, упорно отказывалась это делать. Сначала старший прокурор общего надзора С. Д. Новиков передал заявление лидеров Союза в суд для приобщения к материалам гражданского иска (приобщено оно, кстати, так и не было), а на повторное заявление начальник отдела Республиканской прокуратуры Г. А. Шостак ответил, что «вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в действиях составителей книги признаков состава преступления, предусмотренного ст. 71 УК Республики Беларусь (нарушение национального и расового равноправия, а также равноправия граждан в зависимости от их отношения к религии)». То есть, республиканская прокуратура поддержала антисемитов.

Это был первый, но совсем не последний случай, когда еврейская общественность вступала в борьбу с издателями антисемитской литературы из «Православной инициативы». Но прокуратура стойко стояла на страже безопасности носителей нацистских идей, хотя их к этому времени успевали обличить даже те, от кого поддержки трудно было ждать, например, писатель Вадим Кожинов, который отметил, что большинство материалов книги основано на невежестве или неправде. Но все было напрасно. Как написал в одном из писем прокурор С. Новиков, «позиция Республиканской прокуратуры по этому вопросу доводилась до сведения заинтересованных лиц и организаций неоднократно и каких-либо изменений не претерпела». А это означает, что защитники В.Чертовича держали круговую оборону и было их много. Любопытно, что среди экспертов для рассмотрения дела прокуратура привлекала даже профессора В. Акулова, который еще в 2000 г. представлял интересы В. Чертовича в суде по делу об издании книги «Война по законам подлости».

Но, как известно, сколько правду ни прячь, а она рано или поздно прорежется.

Первыми антисемитов назвали антисемитами те, от кого этого меньше всего ожидали — высшие чины Православной церкви — шесть протоиереев Минской епархии. На волне конфликта с В.Чертовичем они направили ему 23 июня сего года «Пастырское увещевание Минского епархиального совета», благословенное митрополитом Филаретом.

Не будем вникать в суть проблем, связанных с тем, что В. Чертович фактически предал интересы тех, кто доверил ему дело «утоления потребности православных общин в богослужебной и просветительской литературе». Зная, что «получить официальную поддержку Православной Церкви [своим] личным политическим взглядам, планам и амбициям не удастся», В. Чертович мнение Священноначалия стал попросту игнорировать.

«В 1999 году, — пишут авторы «увещевания» В. Чертовичу, — без консультаций с Минским епархиальным управлением и без благословения Священноначалия Вы издали книгу «Война по законам подлости», в которой самым вульгарным способом попытались совместить необольшевистские взгляды на политические процессы в современном обществе, грубый антисемитизм и христианскую фразеологию. Наряду с известными, но извращенно интерпретируемыми историческими фактами, сборник содержал также и весьма одиозные материалы, нередко почерпнутые из чуждых Церкви источников. Издание этой книги могло бы оставаться на Вашей совести…, но книга была издана под грифом «Православной инициативы», а это создавало в обществе впечатление, что такова позиция всей Белорусской Православной Церкви. Сегодня не остается сомнений в том, что Вы намеренно и вполне осознанно сделали этот провокационный шаг…

...Магазин [«Православная книга»] стал местом распространения одиозной информации раскольнического, националистического и антисемитского характера. Торговая точка под [этой] вывеской по-прежнему претендовала на статус «культурно-просветительского центра», тогда как просвещение здесь больше заменялось банальной вербовкой антисемитски настроенных сторонников, а содержание собственной печатной продукции ЗАО становилось все труднее совместить с Православием…

...Ваши последние действия свидетельствуют, что Вы забыли о своих многократных покаяниях, которые подчас коленопреклоненно приносили Патриаршему Экзарху за вред, причиненный Белорусской Православной Церкви в результате Вашей постоянной провокационной деятельности… Вы забыли, наконец, о своей ответственности за пролитую Вами в состоянии алкогольного опьянения кровь человека, когда Минская епархия, в которую Вы сегодня бросаете камни, стремилась облегчить Вашу участь.

Ваша возмутительная издательская деятельность 2004 — 2005 годов достигла апогея, когда вы предприняли выход в свет объемной книги «Приговор убивающим Россию»… Изданием этой книги Вы… заняли вредоносную позицию псевдохристианского кликушества. Таковы впечатления от этого сборника, — таков же и духовный диагноз Вашего нынешнего образа мыслей и способа действий. Впрочем, раздвоение Ваших взглядов уже давно вызывает недоумение, поскольку ни для кого не секрет, что Ваши ближайшие родственники проживают в Израиле — в государстве, которое вы столь рьяно критикуете…

Выйдя из состава ЗАО «Православная инициатива», Минская епархия Белорусской Православной Церкви свидетельствует свою непричастность к Вашим личным инициативам и их последствиям…»

Вот такой документ. Наконец-то нашелся кто-то, кто впервые сказал то, что боялась (или не хотела) признать прокуратура — наличие в республике развитой инфраструктуры, штампующей антисемитскую литературу. Но, судя по всему, выход епархии из состава ЗАО, в котором доля ее составляла 70 % вложенного капитала, не привел к тому, что ЗАО (теперь уже) «Христианская инициатива» очень пострадало. В магазине «Православная книга» можно купить очередной составленный и изданный В.Чертовичем еще в 2004 году антисемитский сборник «Евреи и неевреи о сионизме» — набор карикатур и перепечатанных из российской шовинистической прессы статей, наполненных невероятными антиеврейскими инсинуациями.

Но настоящим подарком для антисемитов стал видеофильм (есть и DVD-вариант) «Россия с ножом в спине. Еврейский фашизм и геноцид русского народа» (Студия «Куликово поле», 2005 г.). Как написано в аннотации, «это фильм о губительном еврейском засилье в современной России. Фильм о еврейском фашизме и целенаправленном геноциде русского народа, о дьявольском, сатанинском культе талмудического иудаизма, о его страшном человеконенавистническом вероучении».

С протестом против издания книги «Приговор убивающим Россию» и продажи видеофильма «Россия с ножом в спине» в магазине «Православная книга» выступила группа бывших парламентариев: советник старших епископов евангельских церквей Беларуси, доктор философии Иван Пашкевич, генерал-майор в отставке, кавалер ордена Сергия Радонежского Валерий Фролов, трехкратный олимпийский чемпион Владимир Парфенович и политолог Игорь Баслык. Книгу они однозначно оценили как расистскую и фашистскую, а высказывания о евреях и их роли в жизни назвали «оскорбительными и уничижительными по отношению к еврейскому народу».

Свое заявление авторы протеста направили в прокуратуру Республики Беларусь с просьбой дать правовую оценку деятельности ЗАО «Православная инициатива» и магазина «Православная книга», которые «способствуют распространению антисемитских, фашистских изданий». Особую тревогу у авторов вызывает тот факт, что «русофобская, антисемитская книга [«Приговор убивающим Россию»] отпечатана не в частном издательстве, а на белорусском государственном предприятии «Полиграфический комбинат им. Я.Коласа» в Минске. Зная о тотальном контроле действующей власти Республики Беларусь за средствами массовой информации, в том числе за издательствами, настораживает тот факт, что печатание книги не было остановлено и не получило правовой оценки ни со стороны Министерства информации, ни со стороны идеологического управления Администрации белорусского президента… Не будем строить догадок, что происходило все это с ведома или одобрения высоких белорусских чиновников». (Текст заявления распространен через Интернет.)

Кстати, фильм «Россия с ножом в спине. Еврейский фашизм и геноцид русского народа» не первый фильм антисемитского содержания, видеокопии которого свободно продаются в киосках системы магазина «Православная книга». К их числу можно отнести и 4-серийную ленту украинских кинематографистов «Генералиссимус», посвященную прославлению личности И. Сталина (премьера в Беларуси состоялась на первом канале телевидения в период с 19 по 22 декабря 2005 года). Первая серия фильма посвящена отнюдь не Сталину, а Троцкому, который якобы выполнял задание международных сионистских кругов, планировавших «захват мира», и с этой целью «приехал или был послан в Россию».

Вопреки всем установившимся историческим реалиям, фильм утверждает, что реальная власть в СССР принадлежала Троцкому; что не Троцкий, а Сталин на самом деле был «оппозиционером»; что Троцкий «комплектовал руководящие органы страны из числа сионистов»; что церкви были ограблены троцкистами, а ценности вывезены в Америку; что ограбление православной церкви было для Троцкого «богоборческой целью»; что именно Троцкий принял решение об убийстве царской семьи, а само преступление совершено исключительно евреями, и т. д. и т. п. Ссылки при этом делаются не на архивные или энциклопедические источники, а на весьма низкопробные антисемитские брошюры. Антиисторизм фильма очевиден, как очевиден и антисемитизм тех, кто его тиражирует для домашнего просмотра.

Сегодня Беларусь стала местом ожесточенной схватки тех, кто стремится к либерализации общественной атмосферы, с теми, кто ради личной корысти и удовлетворения личных амбиций пытается вернуть общество к тоталитарным традициям недавнего прошлого. Описанные нами события по обструкции такого гнезда неонацизма, которым является ЗАО «Христианская инициатива», показывает, что поступательное движение истории остановить нельзя. Возврат к прошлому уже невозможен, как бы за него ни цеплялись всевозможные чертовичи и акуловы.

 

          №12, ліпень — верасень 2006

 
 
Яндекс.Метрика