Христианская ли "Христианская инициатива"?

 

Из всех форм антисемитизма наиболее проблемным, пожалуй, является конъюнктурный. Наше общество консервативно, либеральные идеи проникают медленно и с большим трудом – вот люди и строят свое мировоззрение в зависимости от последней статьи в газете или от последней передачи новостей по телевидению. Ну, а если газеты или TV молчат, значит, то общественного сознания ускользает что-то важное, потому что население об этом просто ничего не узнает.

Исходя из этого тезиса, можно смело утверждать, что и поныне многие люди живут реалиями недалекого прошлого, например, негативно относятся к евреям только потому, что им с высокой трибуны еще никто не объяснил, что быть антисемитом – плохо.

Илья Эренбург в свое время писал, что интеллигенция царской России боялась антисемитизма, как дурной болезни. Зато в СССР, в этой «самой справедливой стране мира», им, случалось, даже бравировали, как единственной негласно узаконенной в стране формой расизма. Антисемитизм был не только элементом государственной внешней и внутренней политики (непризнание Израиля, запреты на профессии, процентная норма при приеме в вузы и т.д.), но и поддерживался на бытовом уровне многовековой логикой любой власти (в том числе коммунистической): «разделяй и властвуй!»

Но вот уже прошло полтора десятилетия, как рухнул «лагерь социализма», а тема борьбы с этим вековым злом остается табуированной: власти по-прежнему уходят от обсуждения, видимо, опасаясь, при всем своем могуществе, разгула черносотенной стихии и того, что А.Пушкин назвал когда-то «русским бунтом, бессмысленным и беспощадным». До последнего времени все попытки возбудить уголовное дело по статье «Разжигание национальной розни» в отношении издателей и торговцев черносотенной литературы натыкались на открытое противодействие прокуратуры, не находившей в представленных на обсуждение книгах признаков преступления. Не помогало даже прямое обращение в Администрацию президента.

Но, похоже, «лед тронулся», и то, к чему еврейские организации республики два десятка лет тщетно призывали прокуратуру и суд, произошло: они назвали-таки антисемитов экстремистами, чьи поступки подпадают под соответствующий закон и подлежат уголовному преследованию.

Наиболее отчетливо это проявилось 18 декабря 2008 г., когда в суде Советского района Минска рассматривалось дело о признании информационной продукции, распространяемой Закрытым акционерным обществом (ЗАО) «Христианская инициатива» экстремистской литературой. На рассмотрение суда было вынесено 13 изданий, реализуемых сетью магазинов «Православная книга». Среди них особое место занимают книги известного антисемитского автора из России Олега Платонова «Загадки сионских протоколов», «Русское сопротивление», «Война с внутренним врагом», «Еврейская революция».

Судья Эдуард Якубовский вел процесс четко, жестко, не допуская никаких реплик из зала заседания. Кстати, в коридорах суда можно было обнаружить десятка полтора каких-то женщин богомольного вида с зажженными свечками в руках, но вели они себя очень чинно.

Однако у человека, хорошо знакомого с ситуацией, возникал вопрос, на который ему было трудно ответить: почему в суде рассматриваются книги экстремистского содержания, а не деятельность ЗАО «Христианская инициатива», занятого не только распространением через свою торговую сеть, но и производством такой продукции? И вспомнилось, чем было отмечено почти девятилетнее существование этого ЗАО и какова роль, которую оно сыграло в разжигании национальной розни и унижении национального и религиозного достоинства граждан нашего государства, оскорблении их исторической памяти и распространении заведомо лживых сведений об их жизни и национальных традициях.

Издание и распространение антисемитской литературы, лежащие в основе противозаконной деятельности ЗАО и ее генерального директора В.Чертовича, а также его собственные публикации подпадают под действие ст. 130 Уголовного кодекса РБ и ст. 5 Закона РБ «О печати и других средствах массовой информации», о чем не раз свидетельствовали заключения прокуратуры и Комитета по делам религий и национальностей РБ. В частности, все книги, выпущенные ЗАО и затрагивающие честь и национальное достоинство евреев, созданы на основе произведений авторов, принадлежащих к крайне реакционным шовинистическим кругам России и открыто исповедующих нацистскую идеологию. Некоторые из изданий, откуда были взяты эти работы, в настоящее время закрыты, по некоторым возбуждены судебные иски, а ряд авторов (например, Б.Миронов за переизданную в Минске вышеназванным ЗАО книги «Приговор убивающим Россию») в настоящее время находятся под следствием за разжигание национальной розни.

Думается, есть смысл сделать краткий анализ деятельности ЗАО «Христианская (ранее «Православная») инициатива», оставшегося в настоящее время последним легальным островком в деятельности тех кругов, которые исповедуют неонацистские взгляды.

Первой в ряду книг, изданных В.Чертовичем, стоит «Война по законам подлости» (1999 г.), сразу после выхода получившая в прессе название «энциклопедии антисемитизма», поскольку наполнена набором текстов самых разных авторов на одну тему – демоничности евреев и их негативной роли в истории. Центральное место в этом сборнике занимает растиражированные в 30 тысячах экземпляров «Протоколы сионских мудрецов» (с.404-457), сыгравшие одну из решающих ролей в выработке расовой теории нацизма и в принятии фашистской Германией доктрины «окончательного решения еврейского вопроса», приведшей к уничтожению 6 миллионов евреев Европы.

Сам факт публикаций «Протоколов», отмечал в 1998 г. Государственный комитет по делам религий и национальностей, «провоцирует недоброжелательное отношение к гражданам еврейской национальности и верующим иудейского вероисповедания, к иудаизму в целом, т.е. разжигает национальную и религиозную роль». А прокуратура республики, отвечая по этому поводу Белорусскому Хельсинкскому комитету, заметила, что «данная публикация подпадает под действие 5-й статьи Закона РБ «О печати и других средствах массовой информации» и соответствующей статьи УК РБ» (исх. №7/13д-99 от 22.04.1999).

В книге на 470 страницах собраны самые одиозные творения, имеющие хождение в среде российских шовинистов: «Катехизис еврея в СССР» и еще целый ряд статей, названия которых говорят сами за себя – «О том, как иудеи отравляют нашу Русь православную», «Слишком много евреев», «Евреи снова в русском Кремле», «Миф о 6.000.000 – самый крупный политический шантаж ХХ века!!!» и т.д.

Книга наполнена утверждениями, способными вызвать ненависть к евреям: «К концу [20-го] века евреи поклялись овладеть миром» (с.474), «разрушение Советского Союза и приближающаяся катастрофа России – только часть мирового заговора воротил еврейского финансового капитала и политиканствующих пророков талмудического иудаизма» (с.7), «Россию в открытой борьбе не смогли разгромить и завоевать ни шведы и поляки, ни французы и немцы – ее разгромили евреи!» (с.473), «в центре проблем, поставленных нам сегодня жизнью, стоит только еврейский вопрос» (с.474). Все эти утверждения принадлежат одному человеку – составителю сборника, т.е. самому В.Чертовичу.

Книгу активно внедряли в белорусское общество. Парламентарий С.Костян раздавал ее членам палаты представителей, а В.Чертович признавался «Белорусской газете» (2000, №4): «Мы ходили по заводам и предлагали всем эту книгу, чтобы побольше людей прочли ее». В качестве рекламы книги даже цинично использовалось поздравление с Днем Победы, опубликованное в газете «Вечерний Минск» 5 мая 2000 г., в котором утверждалось, например, что в настоящее время идет «физическое, моральное и духовное уничтожение славян» и что только в книге «Война по законам подлости» можно узнать «многое из того, что на протяжении веков скрывалось в тайне от нашего народа». То есть речь идет об умышленном, заранее запланированном разжигании национальной розни. Причем происходило это уже тогда, когда была известна убийственная оценка этого издания, сделанная известными публицистами, в том числе откровенно русофильского направления. Так, в журнале «Святая Русь» (2000, №3, с.62-69) В.Кожинов написал, что «большинство материалов, вошедших в книгу «

Война по законам подлости» не обладает достоверностью и… неизбежно порождает примитивную противоеврейскую настроенность».

В 2004 г. ЗАО «Православная инициатива» издала идентичную книгу – «Евреи и неевреи о сионизме»: фотографии, карикатуры (многие повторяют уже ранее напечатанные) и антисемитские тексты из наиболее одиозных шовинистических изданий России – «Дуэль», «Русский вестник», «Колокол», «Русь православная», «Завтра». Книга напечатана в минской типографии РУП «Промпечать».

В том же году ЗАО выпускает 10-тысячным тиражом книгу протоиерея О.Чекрыгина из г.Обнинска «Кто мы: христиане или иудеи?», которую и сегодня можно обнаружить на торговых прилавках ЗАО. Книга наполнена одиозными утверждениями, оскорбляющими честь и достоинство евреев и их религии: «Иудаизм – религия денег, потому что главная иудейская святыня – деньги! Вся история еврейского народа – это история… поклонения золотому тельцу»; «эта страсть – поклонение деньгам, накоплению – стала главной национальной чертой иудейского народа», который «старался накопить богатство для того, чтобы жить и властвовать на этой земле и в этом мире!» (с.11-12); «иудеи захватили власть в мире, они – владыки мира. Они являются владельцами всего мира и всех богатств» (с.35); «мир погибнет от них! Они это знают и делают это сознательно. У них есть план, который они осуществляют» (с.37); они «уничтожили и растоптали Русскую православную церковь, убив всех православных христиан, начиная с епископов и кончая мирянами» (с.37-38).

Главный вывод, который делает автор, это то, что «сегодня они [евреи] правят нашей страной: у нас никакая не христианская и не православная страна, а иудейское государство» (с. 40); «сегодня мы живем не в православном государстве» (с.13); «мы давно не православные» (с.18); «наше «православие – это не христианство» (с.6). По мнению автора, православие сегодня превратилось в воинский штандарт, собравшиеся под которым будут бить всех «не наших» и ненавидеть их, а делается это якобы для того, чтобы доказать себе и другим: «Мы – первые и главные у Бога и должны занять самое первое место в человечестве, а остальные должны быть нам рабами и служить нам, потому что мы выше их, а остальные ниже нас» (с.6). А все потому, что «это не христианство», а «иудаизм – все это следование иудейской религии и идеологии».

Если это не прямое возбуждение ненависти к евреям, то что это? И напечатан весь этот неонацистский бред в государственной типографии «Белорусский Дом печати».

В 2004 г. ЗАО «Православная инициатива» издает еще одну антисемитскую книгу – «Нет плохих народов…», наполненную огромным количеством лживых утверждений типа: «на первом Сионистском конгрессе были прочитаны Сионские протоколы – программа захвата сионистами мировой власти и установления своей диктатуры» (с. 62), «система первых лет советской власти была построена по образу еврейского кагала», а «организация кагала – это та могучая многосильная машина, которая движет миллионы еврейства к тайно намеченным целям – к порабощению мира» (с. 65), «сионисты снесли Храм Христа Спасителя» (с. 68), сионисты якобы сожгли в кремлевских кочегарках 80 000 экземпляров Евангелия, присланного для России из Индии (с.84) и т.д. и т.п. Напечатана книга в издательстве «Белорусский Дом печати».

Одна из наиболее одиозных книг, изданных ЗАО «Православная инициатива», – сборник «Приговор убивающим Россию» (2005 г., 5000 экз.). И хотя «еврейская тема» не занимает в этой книге ведущего места, все в ней буквально «дышит» утробным антисемитизмом. Вновь цитируются «Протоколы сионских мудрецов» (с. 21-22, 42, 217-218) и приводится «реферат по материалам книги О.А.Платонова «Загадки сионских протоколов» (с.131-135). Публикуются антисемитские карикатуры (с. 107, 444), в том числе 35-летней давности (с. 215), а из современных карикатур можно узнать, например, что именно сионисты поддерживают пламя войны в Чечне (с. 356). Убийство царской семьи вновь называется «ритуальным» (с. 253), а в стихах некоего иеромонаха Романа самое «горшее» зло в мире – ситуация, «когда Россией правит жид» (с.126). Украина, оказывается, принесена в жертву Сиону (с.98-100), а иудаизм и сионизм вновь становятся синонимами нацизма (с. 131).

В книге возникают отрывки из современных исторических фальшивок (одна из них – мифическое «Завещание Сталина»), а Троцкому приписываются слова о евреях, которые «восхитительно умеют ненавидеть всё русское» и «с наслаждением уничтожают русскую интеллигенцию». Она напечатана на ОАО «Полиграфкомбинат им. Я.Коласа» и выставлялась на Международной книжной ярмарке в Минске в феврале 2008 г. в павильоне издательства «Христианская инициатива».

Тиражируя труды российских авторов, В.Чертович как издатель позволяет себе до неузнаваемости изменять облик первоисточника. В качестве примера можно привести сочинение диакона Андрея Кураева «Как делают антисемитом», напечатанное в Москве в 1998 г. При переиздании в Минске в 2004 г. В.Чертович дополнил его 31 страницей различных рисунков, карикатур, фотографий и текстов, никакого отношения к тексту самого А.Кураева не имеющих и лишь повторяющих то, что уже было в других изданиях «Православной инициативы». И если книга А.Кураева при всей ее тенденциозности еще хотя бы по форме производила впечатление научного исследования, то издание В.Чертовича превратило ее в банальную антисемитскую брошюру, наполненную чудовищными цитатами без каких бы то ни было ссылок на источники. Достаточно назвать слова, приписываемые Л.Троцкому: «Если мы выиграем революцию, раздавим Россию. На погребальных обломках ее укрепим власть сионизма и станем такой силой, перед которой весь мир опустится на колени» (с. 109).

Эти слова тем более нелепы, что Л.Троцкий был одним из самых убежденных антисионистов. Никаких данных о том, что все изменения внесены с согласия автора, диакона А.Кураева, в книге нет.

Кроме как издатель, В.Чертович проявил себя и как публицист. Он не стесняется делать собственные вставки и комментарии в текстах других авторов, излагая мысли, которые четко фиксируют его умозаключения, весьма далекие от законопослушных или соответствующих христианской идеологии.

Вот он вместе с профессором В.Акуловым публикует статью «Можно ли приватизировать православную символику?» («Русский вестник», 2006, №13), в которой: «Все написанное с христианских, православных позиций будет направлено против иудаизма и носителей этой антихристианской религии… Мы отвергали и будем отвергать эту идеологию и политику». Уместно напомнить, что христианство вышло из иудаизма. Закон о свободе совести и религиозных организациях определил иудаизм как одну из традиционных религий нашей республики, и выступление против него и против представителей иудейской конфессии, как это делают В.Чертович и В.Акулов, объявление христианства божественным началом, а иудаизма – сатанинским должны расцениваться как разжигание религиозной розни.

Еще пример. В статье «Едина и неделима православная Душа – что у белоруса, что у великоросса», опубликованной в сборнике «Враги России и славянского мира против Беларуси и Президента А.Г.Лукашенко», В.Чертович пишет: «Господа [издатели «Белой книги»] желали бы, чтобы в Беларуси были уравнены все конфессии. Не слишком ли многого, однако, хотят эти господа?» (с. 61). Одной этой фразой В.Чертович грубо нарушает ст. 16 Конституции о равенстве религий и вероисповеданий перед законом. В этой же статье он, кстати, делает еще одно ничем не спровоцированное клеветническое утверждение: оказывается, именно евреи не дают в школах ввести уроки Закона Божьего.

Кроме издания книг антисемитского содержания, В.Чертович через магазин «Православная книга» проводит активную антисемитскую пропаганду среди населения. 25 октября 2003 г. магазин преподнес каждому делегату проходившего в Минске Большого казачьего круга (съезда) набор литературы антисемитского содержания. Был в нем и краткий молитвенник «Молебное пение о спасении Православного Отечества нашего Российского и народа нашего от богоборческого ига жидовского и обольщения близ грядущего антихриста», который вышел в издательстве «Русский вестник» в Москве в 2002 г. Молящиеся должны были просить Всевышнего избавить их от «нечестивых инородцев» (с.15) и оградить «народ наш от насильства безбожних и богопротивного ига жидовского» (с. 19). Оказывается, евреи виноваты во многих преступлениях против православных, например, на них возлагается вина «за ношение вместо святаго Креста сатанинской, жидовской и масонской символики: пятиконечных звезд, треугольных красных галстуков и т.д.» (с. 7).

В магазине «Православная книга» вот уже на протяжении ряда лет можно свободно приобрести не только антисемитские издания самого ЗАО, но также печатную и видеопродукцию аналогичного содержания, поступающую из России. Среди видеофильмов следует выделить картину «Россия с ножом в спине. Еврейский фашизм и геноцид русского народа» (Студия «Куликово поле», 2005 г.). Как написано в аннотации, «это фильм о губительном еврейском засилье в современной России, о еврейском фашизме и целенаправленном геноциде русского народа, о дьявольском, сатанинском культе талмудического иудаизма, о его страшном человеконенавистническом вероучении».

Сегодня магазин «Православная книга» и его филиалы остаются единственными в Беларуси торговыми точками, где свободно продается антисемитская и неонацистская литература и видеопродукция. Этот факт стал предметом обсуждения международных средств массовой информации после того, как в Минске с кратковременным визитом побывал директор по международным отношениям Центра Симона Визенталя доктор Шимон Самуэлс, которого поразило, что в Минске свободно продается антисемитская литература.

В письме на имя Президента Республики Беларусь он перечислил ряд таких книг и привел краткое их содержание. Также д-р Ш.Самуэлс отметил, что Беларусь «нарушает свои обязательства в части борьбы с антисемитизмом согласно Берлинской декларации 2004 года, Кордовской конференции 2005 года и Бухарестской встречи в июне 2007 года». Отвечая на запрос Уполномоченного по делам религий и национальностей при СМ РБ, В.Чертович подтвердил, что «книги, о которых идет речь в запросе, действительно продаются в магазине, но по своему содержанию они носят научный характер», а само письмо Ш.Самуэлса Президенту РБ назвал «кляузой».

Продукция ЗАО «Христианская инициатива» не только способствует разжиганию антисемитских настроений в Беларуси, но также используется в деятельности государственных учреждений как справочная литература. В качестве примера можно привести случай, когда Могилевская прокуратура весной 2006 г. незаконно вынесла предупреждение коллективу еврейского детского сада за проведение с детьми еврейского праздника Пурим. Основанием послужила изданная ЗАО упомянутая выше книга диакона А.Кураева «Как делают антисемитом», откуда сотрудники прокуратуры получили представление о недопустимости пропаганды этого праздника и его якобы религиозном характере. Решение прокуратуры было заведомо неправильным, но понадобилось вмешательство Республиканской прокуратуры, чтобы его отменили.

Приведенный выше анализ деятельности ЗАО «Христианская инициатива» и ее генерального директора В.Чертовича свидетельствует о многолетней пропаганде национальной розни и разжигании национальной вражды к еврейскому народу, которая носит сознательный, умышленный характер и подпадает под действие соответствующих статей Уголовного кодекса.

Однако в последнее время общественная атмосфера в Республике Беларусь начала оздоравливаться, и это стало ясно в начале 2006 г., когда был обнародован официальный документ (первый за 20 последних лет!), в котором антисемит наконец назван антисемитом.

Когда «Минские епархиальные ведомости» опубликовали Циркулярное письмо, которое митрополит Минский и Слуцкий Филарет направил настоятелям православных приходов о выходе Минской епархии из состава акционеров ЗАО «Православная инициатива», а также о причинах и следствиях этого шага, стало ясно, что многолетняя «деятельность» этого ЗАО по разжиганию национальной розни подходит к концу. Правда, в письме ни слова не было сказано об открытой пропаганде антисемитизма в издаваемой ЗАО литературе, но слова об «идеях и взглядах, вызывающих разделение в Церкви и обществе», уже говорили о многом.

Решение это руководство епархии приняло еще 5 декабря 2005 г., и поскольку за последующие полгода никаких серьезных антисемитских акций руководство ЗАО, называемое теперь «Христианская инициатива», не предпринимало, можно было предположить, что, получив чувствительный удар, расисты наконец-то угомонятся. Все же, сколько бы мы ни говорили о проявлениях антисемитизма в Беларуси, в целом белорусское общество этой хворью не болеет.

Но радость наша была явно преждевременной: в конце июня 2006 г. издающаяся в Москве газета «Русский вестник» опубликовала в №13 пространную статью генерального директора ЗАО В.Чертовича и главного редактора издательства этого ЗАО профессора В.Акулова «Можно ли приватизировать православную символику?». Нас, естественно, никоим образом не касаются «разборки» представителей иных конфессий между собой, но речь в статье идет не только о православной символике. Как всегда, вину за свои неудачи люди, проявляющие агрессию по отношению к кому-то другому, ищут не в себе, не в своем поведении, а в ответной реакции на эту агрессию (в психологии данный феномен носит название «преследуемого преследователя»). Так и получилось: оказывается, одной из причин «развода» с епархией авторы статьи называют свой «антисемитизм». Слово это они берут в кавычки, ибо утверждают, что «никаким «антисемитизмом» не страдают». Чем же они тогда «страдают»?

«Было бы большой ложью и изменой Православию закрывать глаза на принципиальную несовместимость христианства и иудаизма, – пишут авторы статьи. – Объективно, независимо от чьих бы то ни было злонамерений все написанное с христианских, православных позиций будет направлено против иудаизма и носителей этой антихристианской религии… Мы отвергали и будем отвергать эту идеологию и политику».

Ну что ж, каждый имеет право на собственное мнение по любому поводу, в том числе и в отношении чуждой ему религии. Более того, каждый имеет право высказывать свое мнение в любой форме: устно, письменно, в прессе, через Интернет. Вот только нарушать закон нельзя, а еще нельзя лгать, потому что это тоже ведет к разжиганию религиозной розни. И в этом плане не мешало бы все же сослаться на источник информации: кто и где предлагал объединить в одну религию христианство и иудаизм.

Кстати, не мешало бы поподробнее остановиться и на вопросе о «талмудическом мировоззрении», столь губительном, оказывается, для населения земного шара. В последнее время в антисемитских кругах активно муссируется мысль о том, что жизнь современных евреев и сегодня строится по средневековому своду галахических законов, изложенных Иосефом Каро в книге Шулхан Арух (вспоминают это и В.Чертович с В.Акуловым). Книга эта была составлена в 16 в., то есть тогда, когда большинство людей еще даже не знало, что Земля круглая. Сегодня же, после семидесяти лет советской власти и тотальной насильственной атеизации населения, мы вообще не уверены, что евреи в массе своей знают, что такое Галаха и чем Тора отличается от Талмуда.

Следует отметить, что до сих пор свою нацистскую риторику антисемиты в публичных выступлениях прикрывали идеологической борьбой с сионизмом. Во время судебного процесса, который в октябре 1987 г. в Москве авторы антисемитских книг В.Бегун (минчанин), Е.Евсеев и А.Романенко проиграли газете «Советская культура», было оглашено экспертное заключение Института США и Канады Академии наук СССР, где указывалось, что в семи случаях в текстах В.Бегуна прямо цитируется «Майн кампф» А.Гитлера с заменой слова «еврейский» на слово «сионистский».

Видимо, не рассчитывая на успех версии о «сионистско-масонском» заговоре, В.Чертович и В.Акулов извлекли на свет пропахший нафталином древний миф о порочности и расистской сущности иудаизма, об иудаизме как аморальной и извращенной религии: оказывается, иудаизм, являясь «кодексом поведения еврея в мире, переходит в план практического действия», ибо «теряет свое религиозное содержание, становится фактом идеологии и политики».

Увы, и это мы уже проходили. Покойный В.Бегун еще тридцать лет назад писал в своих «трудах»: «иудаизм является философско-мировоззренческой основой современного сионизма» («Сионизм и иудаизм», 1972), «синагога в современной обстановке является потенциальной базой подрывной деятельности» («Ползучая контрреволюция», 1974), а еврейская культура – культурой «клерикальной» («Вторжение без оружия», 1977). Доктор философских наук В.Акулов должен был бы во всем этом разбираться. Благодаря В.Бегуну, получившему в свое время прозвище «жидоеда», Белоруссия стала одним из центров антисемитской пропаганды в СССР. Его лавры явно не дают покоя новоявленным теоретикам антииудаизма.

Но об иудаизме ли в действительности ведут речь В.Чертович и В.Акулов? В вышеназванной статье они выдвигают в качестве причины, «вызвавшей столь бурную реакцию служителей Белорусского экзархата», издание книги «Приговор убивающим Россию». Заглянем в нее и мы. Ее автором назван бывший министр по делам печати России, ныне объявленный в розыск за разжигание национальной розни Борис Миронов. На самом же деле, это сборник материалов, представляющих гремучую смесь антиглобализма, антиамериканизма, антисемитизма, антисионизма и неосталинизма. Еврейские организации эту книгу никак не комментировали, ибо в ней вновь муссировались те же самые тексты и карикатуры, которые постоянно перекочевывают из одного сборника этого издательства в другой и уже довольно-таки приелись. А главное то, что карикатур на В.Путина там едва ли не больше, чем на евреев. И мы решили: с этой книжкой пусть власти разбираются уже без нашей помощи.

Если уж зашла речь о книге «Приговор убивающим Россию», нельзя обойти и открытое письмо группы белорусских общественных деятелей городским властям Минска в защиту ЗАО «Христианская инициатива» и магазина «Православная книга», опубликованное в том же номере (и на той же странице) газеты «Русский вестник» (2006, №13), что и статья В.Чертовича и В.Акулова. Авторы письма убеждены, что действия Белорусского экзархата по отношению к ЗАО продиктованы давлением тех кругов, которые когда-то организовали «кампанию дезинформации, клеветы и доносов» против этого ЗАО из-за выпуска книги «Война по законам подлости», но «тогда свое подлое дело в суде проиграли». Ну что ж, как говорят в таких случаях, на воре шапка горит. Да, судились в то время с издателями этой «энциклопедии антисемитизма» еврейские организации (их было несколько), возбудившие дело о защите чести и достоинства, но тогда судьи признали книгу «научным изданием», встав на сторону антисемитов и опозорив белорусский суд в глазах мировой общественности.

Однако в этом деле есть два очень важных аспекта. Первый: 15-летняя борьба Союза белорусских еврейских общественных объединений и общин против пропаганды антисемитизма в СМИ привела к тому, что сегодня ни одна газета в республике уже не позволит себе напечатать одиозные антисемитские бредни, и их авторам приходится посылать свои «творения» в Москву, где это еще возможно. И второе: если есть люди, которые считают, что евреи могут командовать руководством Белорусского экзархата, значит, сильно их уважают, ибо у нас в стране больше всего признают и уважают силу. Вот только что же это за люди?

В том, что письмо подписали парламентарий С.Костян и художник М.Савицкий, нет ничего удивительного: их давно все знают как безнадежно больных ксенофобией. Обидно за прекрасного актера В.Гостюхина, подверженного этой же болезни. А вот от того, что письмо подписали 12 лидеров белорусских союзов офицеров, моряков, ветеранов КГБ и ВОВ – люди с высшими воинскими званиями, становится очень тревожно…

«Роман» Союза белорусских еврейских общественных объединений и общин с ЗАО «Православная инициатива» начался в конце 1999 г., когда на прилавках появился сборник антисемитских статей «Война по законам подлости». На 470 страницах этой книги оказались собраны, как мы уже отмечали, самые одиозные творения, имеющие хождение в среде российских шовинистов. Кроме гражданского дела активисты Союза попытались тогда возбудить уголовное – о разжигании национальной вражды, но прокуратура, в компетенции которой возбуждение такого дела, упорно в этом отказывала.

Сначала старший прокурор общего надзора С.Д.Новиков передал наше заявление в суд для приобщения к материалам гражданского иска (приобщено оно, кстати, так и не было), а на повторное заявление начальник отдела Республиканской прокуратуры Г.А.Шостак ответил, что «вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в действиях составителей книги признаков состава преступления, предусмотренного ст.71 УК Республики Беларусь (нарушение национального и расового равноправия, а также равноправия граждан в зависимости от их отношения к религии)». То есть Республиканская прокуратура ясно выразила свою позицию в этом вопросе.

Это был первый, но совсем не последний случай, когда Союз белорусских еврейских общественных объединений и общин вступал в борьбу с издателями антисемитской литературы из «Православной инициативы». Достаточно перелистать подшивку газеты «Авив»: «Антисемитизм и антисемиты на Беларуси. Век ХХI» (2001, №7), «Сколько веревочке ни виться» (2002, №3-4), «Старые мифы на новый лад» (2002, №5-6), «От «Православной книги» – подарочек» (2003, №11), «Битому неймется» (2004, №3-4), «Зачем Церковь просит Бога послать на евреев кару?» (2004, №6-7), «Ложь на длинных ногах» (2006, №1-2), «Кому нужны экспертизы» (2006, №3-4). Но все было напрасно: прокуратура стойко стояла на страже безопасности носителей нацистских идей, хотя их к этому времени успевали обличить даже те, от кого мы и поддержки не могли ждать, например, писатель Вадим Кожинов, который отметил, что большинство материалов книги основано на невежестве или неправде.

Как написал в одном из писем прокурор С.Новиков, «позиция Республиканской прокуратуры по этому вопросу доводилась до сведения заинтересованных лиц и организаций неоднократно и каких-либо изменений не претерпела». А это означает, что защитники В.Чертовича держали круговую оборону, и было их много. Любопытно, что среди экспертов для рассмотрения дела прокуратура привлекала даже «специалиста» из их окружения, уже нам известного профессора В.Акулова, который еще в 2000 г. представлял интересы В.Чертовича в суде по делу об издании книги «Война по законам подлости».

Однако, как известно, сколько правду ни прячь, а она рано или поздно прорежется.

Первыми антисемитов назвали антисемитами те, от кого меньше всего ожидали – высшие чины Белорусской православной церкви, – шесть протоиереев Минской епархии. На волне конфликта с В.Чертовичем они направили ему 23 июня 2006 г. «Пастырское увещевание Минского епархиального совета», благословленное митрополитом Филаретом.

Не будем вникать в суть проблем, связанных с тем, что В.Чертович фактически предал интересы тех, кто доверил ему дело «утоления потребности православных общин в богослужебной и просветительской литературе». Зная, что «получить официальную поддержку Православной церкви [своим] личным политическим взглядам, планам и амбициям не удастся», В.Чертович мнение Священноначалия стал попросту игнорировать.

«В 1999 году, – пишут авторы «увещевания» В.Чертовичу, – без консультаций с Минским епархиальным управлением и без благословения Священноначалия Вы издали книгу «Война по законам подлости», в которой самым вульгарным способом попытались совместить необольшевистские взгляды на политические процессы в современном обществе, грубый антисемитизм и христианскую фразеологию. Наряду с известными, но извращенно интерпретируемыми историческими фактами, сборник содержал также и весьма одиозные материалы, нередко почерпнутые из чуждых Церкви источников. Издание этой книги могло бы оставаться на Вашей совести…, но книга была издана под грифом «Православной инициативы», а это создавало в обществе впечатление, что такова позиция всей Белорусской православной церкви. Сегодня не остается сомнений в том, что Вы намеренно и вполне осознанно сделали этот провокационный шаг…

…Магазин [«Православная книга»] стал местом распространения одиозной информации раскольнического, националистического и антисемитского характера. Торговая точка под [этой] вывеской по-прежнему претендовала на статус «культурно-просветительского центра», тогда как просвещение здесь больше заменялось банальной вербовкой антисемитски настроенных сторонников, а содержание собственной печатной продукции ЗАО становилось всё труднее совместить с Православием…

… Ваши последние действия свидетельствуют, что Вы забыли о своих многократных покаяниях, которые подчас коленопреклоненно приносили Патриаршему Экзарху за вред, причиненный Белорусской православной церкви в результате Вашей постоянной провокационной деятельности… Вы забыли, наконец, о своей ответственности за пролитую Вами в состоянии алкогольного опьянения кровь человека, когда Минская епархия, в которую Вы сегодня бросаете камни, стремилась облегчить Вашу участь.

Ваша возмутительная издательская деятельность 2004-2005 годов достигла апогея, когда вы предприняли выход в свет объемной книги «Приговор убивающим Россию»… Изданием этой книги Вы… заняли вредоносную позицию псевдохристианского кликушества. Таковы впечатления от этого сборника, таков же и духовный диагноз Вашего нынешнего образа мыслей и способа действий. Впрочем, раздвоение Ваших взглядов уже давно вызывает недоумение, поскольку ни для кого не секрет, что Ваши ближайшие родственники проживают в Израиле – в государстве, которое вы столь рьяно критикуете…

Выйдя из состава ЗАО «Православная инициатива», Минская епархия Белорусской православной церкви свидетельствует свою непричастность к вашим личным инициативам и их последствиям…»

Вот такой документ. Наконец-то нашелся кто-то, кто впервые сказал то, что боялась (или не хотела) признать прокуратура – наличие в республике развитой инфраструктуры, штампующей антисемитскую литературу. Но, судя по всему, выход епархии из состава ЗАО, в котором доля ее составляла 70% вложенного капитала, не привел к тому, что ЗАО (теперь уже) «Христианская инициатива» очень пострадало: выпуск и продажа антисемитской литературы продолжаются.


С протестом против издания книги «Приговор убивающим Россию» и продажи видеофильма «Россия с ножом в спине» в магазине «Православная книга» выступила группа бывших парламентариев: советник Старших Епископов евангельских церквей Беларуси доктор философии Иван Пашкевич, генерал-майор в отставке, кавалер ордена Сергея Радонежского Валерий Фролов, трехкратный олимпийский чемпион Владимир Парфенович и политолог Игорь Баслык. Книгу они однозначно оценили как расистскую и фашистскую, а высказывания о евреях и их роли в жизни назвали «оскорбительными и уничижительными по отношению к еврейскому народу».

Свое заявление авторы протеста направили в Генеральную прокуратуру Республики Беларуси с просьбой дать правовую оценку деятельности ЗАО «Православная инициатива» и магазина «Православная книга», которые «способствуют распространению антисемитских, фашистских изданий». Особую тревогу у авторов вызывает тот факт, что «русофобская, антисемитская книга [«Приговор убивающим Россию»] отпечатана не в частном издательстве, а на белорусском государственном предприятии «Полиграфический комбинат им. Я.Коласа» в Минске. Зная о тотальном контроле действующей власти Республики Беларусь за средствами массовой информации, в том числе за издательствами, настораживает тот факт, что печатание книги не было остановлено и не получило правовой оценки ни со стороны Министерства информации, ни со стороны Идеологического управления Администрации белорусского президента… Не будем строить догадок, что происходило все это с ведома или одобрения высоких белорусских чиновников. (Текст заявления распространен через Интернет.)

Сегодня Беларусь стала местом ожесточенной схватки тех, кто стремится к либерализации общественной атмосферы, с теми, кто ради личной корысти и удовлетворения собственных амбиций пытается вернуть общество к тоталитарным традициям недавнего прошлого. Описанные нами события по обструкции такого гнезда неонацизма, которым является ЗАО «Христианская инициатива», показывает, что поступательное движение истории остановить нельзя. Возврат к прошлому уже невозможен, как бы за него ни цеплялись разные чертовичи и акуловы. Это и подтвердилось 18 декабря 2008 г., когда суд Советского района Минска признал информационную продукцию, распространяемую ЗАО «Христианская инициатива», экстремистской литературой.

Анализируя процесс, можно сказать: в стране происходят позитивные изменения – затронули они наконец-то структуры общества, от которых зависит национальное согласие (в первую очередь межнациональные и межконфессиональные отношения). Из чего это следует?

1. Гражданское дело было возбуждено по представлению Генеральной прокуратуры.

2. Проверку деятельности ЗАО «Христианская инициатива», в том числе изъятие литературы, проводили специалисты не только прокуратуры, но и КГБ.

3. Поводом для проверки послужило обращение Белорусского экзархата, которое было подписано главой Белорусской православной церкви митрополитом Филаретом.

4. Основная формой экстремизма, которую исследовал суд, – пропаганда антисемитизма, хотя прокурор приводил и другие примеры: неуважительное отношение к католической церкви, оскорбительные выражения в адрес президента России («Голосуй не голосуй, все равно получишь… Медведева») и др.

5. Представление прокуратуры основано на экспертизе продаваемой литературы, которую провели члены экспертного совета при аппарате Уполномоченного по делам религий и национальностей и сотрудники Института истории философии и права Академии наук и кафедры Всеобщей истории Брестского государственного университета.

6. Решение о признании исследуемой литературы экстремистской, то есть разжигающей национальную рознь, принял суд Советского района, тот самый, что летом 2000 г. вопреки логике назвал одиозный сборник «Война по законам совести», изданный тем же В.Чертовичем, научным изданием.

7. В.Чертовича покинули его защитники, в том числе профессор Лингвистического университета В.Акулов, который представлял его интересы в суде 2000 г. и был соавтором в газетных публикациях.

8. Еще задолго до вынесения дела в суд В Чертович был предупрежден Генеральной прокуратурой (после выпуска книги «Приговор убивающим Россию») за разжигание национальной розни и подпадании его деятельности под Закон об экстремизме, Министерство информации Беларуси лишило ЗАО «Христианская инициатива» лицензии на издательскую деятельность, а Мингорисполком – права на розничную торговлю.

Как отметил представитель прокуратуры (и обильно процитировали в заключениях экспертов), в исследованной литературе – множество гнусных пассажей, почерпнутых из наследия фашистской пропаганды. Мы заглянули в некоторые из этих изданий.

«Надвигается на всех нас… диктатура еврейского фашизма…», «Евреи стремятся не просто ограбить русский народ, захватить наши сказочные богатства… Им надо уничтожить русский дух, русское национальное сознание… Отдай мы жидам все богатство русской земли, отдай мы им всю власть над собой – жиды не насытятся, не успокоятся, пока хоть один русский будет сознавать себя русским на русской отеческой земле» (Б.Миронов. «Иго иудейское»);

«Более половины погибших во Второй мировой войне евреев являются жертвами преступного сговора сионистских вождей с нацистами… Геноцид еврейского народа, во главе которого, наряду с Гитлером, стояли Х.Вейцман, Бен-Гурион и другие сионистские вожди… (О.Платонов. Предисловие к сб. «Исследование Холокоста. Глобальное видение»);

«Кагал берет начало с древних времен, когда появилось тайное еврейское правительство. Организация кагала – это та могучая многосильная машина, которая движет миллионы еврейства к тайно намеченным целям – к порабощению мира» («Нет плохих народов…».

Прения сторон выявили в суде такой примитивный уровень мышления В.Чертовича и его адвоката, что находиться в зале сразу стало просто скучно. Ответы В.Чертовича на вопросы прокурора, право же, достойны пера сатирика.

Вот заходит речь о цитатах из книги «Кто мы: христиане или иудеи?» Прокурор спрашивает: «Как вы можете объяснить фразу: «Талмуд ставит на место Бога сатану»? – (Молчание) – «Что такое Талмуд?» – (Молчание) – «Что такое сатана?» – (Молчание) – «Вы можете показать место в Талмуде, где это написано?» – Сначала молчание, потом ответ: «Бог – свет, сатана – тьма» (комментарии излишни).

Оглашаются цитаты из книги «Нет плохих народов…»


Прокурор:

– Кто такие сионисты?

В.Чертович:

– Это масоны, которые хотят создать мировое правительство и владеть миром.

Ответчик пытается построить свою защиту на двух тезисах: первый – все рассматриваемые книги носят религиозный характер, второй – многие из них распространялись не в Беларуси, а в России. Первый тезис разбивают заключения экспертов, второй вообще не рассматривается: какая разница, в каком регионе эти издания разжигают национальную рознь?

Еще один довод В.Чертовича: сборники О.Платонова продаются не только у него, но и в других книжных магазинах. Вот тут он прав, и это очень печально: книготорговцы в погоне за рублем не думают, какую продукцию реализуют.

 

P.S.

Наше сознание мифологизированно, а у мифов, как известно, есть одна особенность: в них верят, не утруждая себя доказательствами по поводу их достоверности. Этой особенностью человеческой психики широко пользуются те, кто работает в области «грязных» технологий.

Ксенофобия – тоже не очень зависящее от воли человека свойство сознания. Это – подозрительность и бесконтрольный страх перед чем-то малознакомым и (возможно!) враждебным. Демонизируя образ еврея, авторы антисемитских произведений создают такой общественный фон, который в экстремальных условиях может спровоцировать погром, насилие, геноцид. Не случайно фашизм называют «чумой ХХ века», а антисемитизм – международным языком фашистов (характеристика Юлиана Тувима).

 
 
Яндекс.Метрика